Конституционно-правовые принципы организации и деятельности государственных органов в Республике Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционно-правовые принципы организации и деятельности государственных органов в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Конституционно-правовые принципы организации и деятельности государственных органов в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной курсовой работы определяется непосредственно тем, что государство выполняет свои функции через государственные органы. В Республике Беларусь государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждый из органов действует исключительно в пределах своей компетенции и на уровне своих полномочий.
Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является главой государства. Государственные органы, должностные лица, осуществляющие власть, представляют собой определенную систему, которая обеспечивает все потребности осуществления государственной власти. Только в этом случае пробелы в осуществлении власти устраняются, дублирование органов друг друга исключается.
Теория разделения властей была проверена практикой и является самой оптимальной основой для такой организации государственной власти, которая исключает или же в свою очередь в значительной степени предотвращает приход к авторитаризму и тирании в их различных проявлениях и способствует укреплению конституционной законности. Поэтому доктрина разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную была взята за основу создания системы власти в Республике Беларусь.
Однако, одного провозглашения этой доктрины недостаточно. Необходимо также решить проблему реального распределения полномочий между этими органами. Самое главное, что система власти сильна и в то же время безопасна для тех, кому она предназначена служить. Государство должно установить баланс сил, их полное равенство и независимость.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации принципов деятельности государственных органов.
Предмет работы – нормы права и научная литература, характеризующие принципы деятельности государственных органов.
Цель работы – на основе комплексного анализа положений научной литературы исследовать особенности реализации принципов деятельности государственных органов.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
– провести общую характеристику государственных органов;
– охарактеризовать особенности принципов организации и деятельности государственных органов в Республике Беларусь;
– выявить проблемы принципов организации и деятельности государственных органов в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, системного анализа и другие методы.
Курсовая состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь, делаться на подразделы, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Орган государственной власти является структурной единицей государственного аппарата, которая в свою очередь наделена государственными полномочиями и уполномочено государством выполнять свои задачи и функции, а также действовать в установленном порядке.
Государство выполняет свои функции через органы государственной власти. Согласно ст. 3 Конституции Республики Беларусь, помимо прямой демократии через органы государственной власти - представительные и иные органы народа в формах и пределах, определенных Конституцией, осуществляют их полномочия [1].
Органы государственной власти имеют определенные характеристики:
1. Все органы государственной власти создаются на основании Конституции и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов.
В Конституции Республики Беларусь предусмотрено создание Конституционного Суда. Он образуется непосредственно путем назначения 6 судей Президентом Республики Беларусь и избрания 6 судей Советом Республики Национального собрания. Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс о судоустройстве), например, определяется судоустройство в Республике Беларусь. Органы государственной власти могут быть созданы на основании указов Президента, решениями Правительства и прочее.
2. Орган государственной власти обладает конкретным объемом полномочий.
Создание государственного органа и определение его полномочий – в принципе это само по себе два взаимосвязанных процесса. Однако, несмотря на это следует иметь в виду, что даже после создания государственного органа его полномочия могут измениться, то есть он может быть наделен дополнительными полномочиями, некоторые полномочия в свою очередь могут передаваться другому субъекту власти и тому подобное [2, c.22].
Каждый государственный орган имеет свою юрисдикцию, а также сферу полномочий, свою собственную структуру. Реализуют свои полномочия органы государственной власти путем издания (принятия) нормативных правовых актов.
Учитывая тот факт, что существует великое многообразие органов государственной власти, весьма важным в данном случае является обеспечение четкого разграничения между ними прав и обязанностей, чтобы не происходило дублирования, подмены ими друг друга. Внедрение в чужую сферу полномочий может приводить к конфликту между властями. Весьма часто такого рода споры возникают между Парламентом и исполнительной властью. В связи с этим и как свидетельствует зарубежная практика, споры о компетенции или же по существу о разграничении полномочий, рассматриваются в Конституционном Суде страны.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Принципы организации и деятельности государственных органов представляют собой основополагающие начала построения и функционирования всей системы государственных органов. В Конституции Республики Беларусь и в соответствующих законах закреплены важнейшие из них. Это следующие принципы:
1. Единство системы государственной власти в Республике Беларусь базируется на концепции разделения властей.
Принцип единства системы государственной власти определяет единство принципа формирования и функционирования системы государственной власти. Государственные институты осуществляют единую государственную власть, в соответствии с принципом, согласно которому они делятся на законодательные, исполнительные и судебные, и в соответствии с требованиями основы конституционного строя являются соответствующим уровнем носителя национальных интересов.
В юридической и политической практике концепция демократического правового государства неотделима от принципа разделения властей. Следует избегать упрощенного и догматического толкования этого принципа как механического разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Идея разделения властей заключается в том, чтобы предотвратить злоупотребление властью, монополизацию и концентрацию в рамках одной отрасли. Но в разные эпохи и разные мыслители предлагали разные конкретные способы достижения таких результатов [14, с. 50].
Современное смысловое содержание разделения властей как принципа организации и функционирования государственной власти включает в себя:
– четкое распределение функций, полномочий субъектов и полномочий органов государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, ее структурных подразделений и должностных лиц, регулируемых законами, указами, постановлениями, нормативными правовыми актами и иными правовыми актами;
– независимость и самостоятельность оперативной деятельности государственных ведомств, учреждений и должностных лиц в рамках закона и компетенции;
– механизм взаимного уравновешения государственной власти в системе обеспечения безопасности, контроля за властью и контроля за всеми ветвями власти;
– общественные объединения, организации, которым конституционными, правовыми, административными актами гарантируется подлинное участие в процессе принятия политических и административных решений и их реализации;
– социальный (социально-гражданский) контроль различных ветвей власти, необходимые правовые, организационные и структурные механизмы.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Проблематика государственной власти уходит своими корнями в эпоху древних времен. Первый и весьма прочный вклад в становление идей о государственной власти внесли представители античной философии: Платон, Аристотель, Цицерон.
В последующем теории построения государства разрабатывались такими научными деятелями, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, М. Вебер, К. Маркс и др.
С развитием общества, переходом одной формации в другую в целом менялось и представление о построение государства, и в частности его органов власти. Беларусь также не стала исключением.
При рассмотрении вопросов организации и деятельности органов государственной власти необходимо иметь четкое представление об основных принципах реализации государственного механизма [18, с.20].
Античные ученые утверждали, что «принцип есть важнейшая часть всего» (principium est potissima pars cujusque rei).
Согласно этимологическому словарю русского языка понятие «принцип» заимствовано в XVIII в. из французского или немецкого языка, где оно восходит к латинскому principium (буквально – «начало») [20, с.541] – «руководящая идея», «основа», «основоположение», «основное правило поведения».
В период проведения последней конституционной реформы было подготовлено множество научных трудов, посвященных как общим проблемам устройства государственной власти, так и отдельным основным принципам организации и деятельности органов государственной власти. Большинство данных работ легли в основу учебных пособий и курсов конституционного права.
Переход системы власти советов к разделению властей обусловило появление новых подходов к исследованию и изучению основополагающих принципов организации и деятельности системы органов государственной власти
На современном этапе становления и развития Республики Беларусь как демократического правового государства наша страна сталкивается с рядом проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. Среди внешних факторов необходимо отметить постоянно растущую «информационную агрессию» и введение экономических санкций со стороны так называемых «странпартнеров», прежде всего, государств, входящих в Европейский союз и США. Внутренние факторы обусловлены постоянно растущим экономическим и социальным расслоением общества, бедностью, правовым нигилизмом и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив теоретическую позицию ряда авторов, выявив и проанализировав системы высших органов государственной власти Республики Беларусь и принципы их деятельности можно подвести следующие итоги.
Конституция Республики Беларусь и прочие нормативные правовые акты устанавливают систему государственных органов, осуществляемую на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Они независимы в своих полномочиях и взаимодействуют друг с другом на основании системы сдержек и противовесов.
Президент Республики Беларусь наделен конституционными полномочиями (законодательная инициатива, формирование аппарата правительства, назначение председателей судов всех уровней). Наряду с этими полномочиями он, будучи главой государства, обладает президентской властью, обеспечивает преемственность и взаимодействие государственных органов, а также является посредником между ними.
Законодательная власть в Республике Беларусь представлена Парламентом. Парламент, как представительный орган, осуществляет законодательную власть, основанную на принципе демократии народа. Его главная цель состоит в том, чтобы с помощью разумного законодательства установить права и свободы каждого гражданина, обеспечить гражданское согласие, принципы верховенства права.
Исполнительная власть в Республике Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь. Государство занимает важное место в системе органов государственной власти. Это главный, центральный институт управления общественными делами. В связи с этим ни одно государство не может обойтись без правительства.
Судебная власть является одной из 3 ветвей власти. Если законодательная власть осуществляется одним органом - Парламентом, а в некоторых особых случаях - Президентом, то все судебные органы осуществляют судебную власть сверху донизу. Перед каждым из них стоит задача защиты от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц и граждан. Судебная власть является разновидностью государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры рассмотрения дел о конституционности норм, разрешения уголовных, гражданских, административных и других споров.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2021.
2. Калинина, Е. В. Теория разделения властей: истоки проблемы и ветхозаветное видение системы «сдержек» и «противовесов» / Калинина Евгения Валерьевна // История государства и права. - 2011. — № 15. — С. 22—25.
3. Масловская, Т. С. Институт президентства в Республике Беларусь : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : 12.00.02 / Масловская Татьяна Станиславовна. - Мн., 2012. - 18 с.
4. Вегера, И. В. Особенности реализации законодательной и контрольной функций Парламента в отношении декретов Президента / И. В. Вегера // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D, Экономические и юридические науки. - 2015. — № 6. — С. 95—99.
5. О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2021.
6. Кирякова, И.Н. Сохранение роли парламента среди других государственных органов при делегировании законодательных полномочий/ И.Н. Кирякова // Веснік БДУ. Серыя 3, Гіст. Філас. Псіхал. Палітал. Сацыял. Экан. Права. - 2010. - № 1. - С. 93-96.
7. Карпович, Н. А. Конституционные основы местного самоуправления в Республике Беларусь / Н. А. Карпович // Проблемы управления. - 2017. — № 1. — С. 39—47.
8. Ясинская-Казаченко, А.В. Взаимосвязь исполнительной власти с другими ветвями государственной власти: система сдержек и противовесов/ А.В. Ясинская-Казаченко // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь. - 2017. - № 1. - С. 174-179.
9. О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2021.
10. Волков, В. А. Понятие судебной власти в современной юридической науке / В. А. Волков // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. - 2017. — № 2. — С. 178—181.
11. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2021.
12. О конституционном производстве: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2021.
13. О Регламенте Конституционного Суда Республики Беларусь: Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 08.04.2014 № Р-916/2014 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2021.
14. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. – Томск, 2018. – 250 с.
15. Баглай М.В. Конституционное право. – Изд. 2-е, изм. и доп. – НОРМА-ИНФРА,·2009. – 387 с.
16. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. – М.: «Новый Юрист», 2012. – 454 с.
17. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: изд-во «Спарк», 2012. – 338 с.
18. Филимонов О. В. Профессиональная этика в механизме государственного управления // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46). С. 19-24.
20. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина, 1994. 797 с.
21. Ершов В. В. Принципы права: сущность и функции // Российское правосудие. 2019. № 2. 17-28
22. Пожарский Д. В. Охранительная функция государства (теоретико-методологические проблемы): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. – 312 с.
23. Гончаров В. В. Принципы организации и деятельности органов государственной власти: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Махачкала, 2015. – 41 с.
24. Корабельникова Ю. Л., Митяев В. В. Законность в различные исторические периоды развития государств // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии: материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 6-17.
25. Барбин В. В. Органы внутренних дел (полиция) как субъект реализации конституционноправового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина // Человек: преступление и наказание. 2016. № 2 (93). С. 22–26.
26. Кулакова Т. А. Открытость и прозрачность органов государственной власти как механизмы социально-политических инноваций в ходе административной реформы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 8–4 (14). С. 32-44.
27. Трофимова Г. А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 423–432.
28. Горошко И. В., Лучкин С. В. К вопросу о формировании у граждан устойчивой мотивации на увеличение количества обращений за государственными услугами в электронном виде // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3 (43). С. 32-47.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты