Коррекция аддиктивного поведения учащихся
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Коррекция аддиктивного поведения учащихся»
по дисциплине: «Психологические основы социальной работы»
2021
45.00 BYN
Коррекция аддиктивного поведения учащихся
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психологические основы социальной работы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
Глава 1 Аддиктивное поведение учащихся
1.1 Аддикция как основа аддиктивного процесса. Аддикты и аддиктивные компоненты в процессе формирования зависимости
1.2 Аддиктивное поведение воспитанников как писхологический этап формирования зависимого поведения
1.3 Алкогольная зависимость, токсикомания и наркомания в школьной среде
Глава 2 Психологическая и социально-педагогическая коррекция различных видов зависимости учащихся
2.1 Использование текстовых анкет для выявления зависимости подростков от ПАВ
2.2 Уровни деятельности педагога социального по профилактике и коррекции зависимоти от ПАВ
Заключение
Список использованных источников
Введение
На современном этапе социокультурного и социально-экономического развития общества формирование личности молодого человека представляет собой сложную социально-педагогическую проблему, которая осложняется активизацией ряда негативных тенденций, характерных для определенной части молодых людей. люди.
Снижение уровня ценностных ориентаций современных юношей и девушек проявляется сегодня на фоне таких негативных социальных явлений в молодежной среде, как рост потребления табачных изделий, рост количества молодежи, увлекающейся азартными играми, наркотическая и алкогольная зависимость. Все это требует от социально-педагогической и психологической службы образовательного учреждения объективного анализа и знания сути аддиктивного процесса.
Современные реалии характеризуют аддиктивное (зависимое) поведение как сложное социальное явление, изучение которого возможно в различных областях научного знания. Однако большинство исследований трактуют это явление с психологической и медицинской точки зрения: возникновение зависимости объясняется психологическими причинами, расстройствами личности и т. Д., Что значительно сужает ее понимание. В то же время изучению педагогических аспектов данной проблемы уделяется недостаточно внимания. Исходя из этого, социально-педагогическая сущность аддикции как социального явления требует теоретического и практического осмысления, разработки методологических основ решения данной проблемы на экспериментальном уровне, чему способствует прежде всего метод моделирования.
Глава 1 Аддиктивное поведение учащихся
1.1 Аддикция как основа аддиктивного процесса. Аддикты и аддиктивные компоненты в процессе формирования зависимости
Адди́кция (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка, привыкание), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности.
Зависимость - это биопсихосоциальное расстройство, характеризующееся многократным употреблением наркотиков или повторяющимся поведением, например, азартными играми, несмотря на нанесение вреда себе и другим.
Зависимость наносит «поразительно высокие финансовые и человеческие потери» отдельным лицам и обществу в целом. В Соединенных Штатах общие экономические издержки для общества выше, чем у всех типов диабета и всех видов рака вместе взятых.
Эти затраты возникают из-за прямых побочных эффектов лекарств и связанных с ними затрат на здравоохранение (например, неотложная медицинская помощь, амбулаторное и стационарное лечение), долгосрочных осложнений (например, рака легких в результате курения табачных изделий, цирроза печени и слабоумия в результате хронического употребления алкоголя, и метамфетамина из-за употребления метамфетамина), потеря производительности и связанные с этим расходы на социальное обеспечение, несчастные случаи со смертельным и несмертельным исходом (например, дорожно-транспортные происшествия), самоубийства, убийства и тюремное заключение, среди прочего [1].
Классические признаки зависимости включают нарушение контроля над веществами или поведением, озабоченность веществами или поведением и продолжающееся употребление, несмотря на последствия. Привычки и паттерны, связанные с зависимостью, обычно характеризуются немедленным удовлетворением (краткосрочное вознаграждение) в сочетании с отложенными пагубными последствиями (долгосрочные издержки).
Глава 2 Психологическая и социально-педагогическая коррекция различных видов зависимости учащихся
2.1 Использование текстовых анкет для выявления зависимости подростков от ПАВ
Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом и педагогической общественностью в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.
Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования, является формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению ПАВ [19].
Специалисты правоохранительных органов и здравоохранения критерием склонности индивида к формированию химической зависимости считают личный опыт потребления ПАВ. Перед системой образования поставлена задача – выявить склонность к формированию химической зависимости у обучающихся до момента первой пробы ПАВ. С этой целью рекомендуется проведение психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления ПАВ, начиная с 11-летнего возраста.
Проведение психосоциального анкетирования среди обучающихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (общий возрастной диапазон 11-18 лет) на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов организуется во исполнение подпункта 1.5 пункта 1 заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года № 10 «О совершенствовании работы по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению населения» и осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования от 18.11.2014 года № 10-07/П-807 «Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов», утвержденный Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014 года.
Заключение
Аддикция (англ. Addiction - мания, зависимость) в широком смысле - это навязчивая потребность в определенной деятельности, которую испытывает человек. Зависимость - это биопсихосоциальное расстройство, характеризующееся повторным употреблением наркотиков или повторяющимся поведением, например, азартными играми, несмотря на причинение вреда себе и другим.
Важнейшим условием возникновения аддиктивного поведения у детей являются нерешенные психологические задачи взросления, которые традиционно связаны с нормами и своеобразными стандартами, которые необходимо соблюдать. Это могут быть как требования общества, взрослых, субкультуры, так и требования ребенка к себе.
Отсутствие жизненных навыков, невозможность выбора эффективных способов снятия психоэмоционального напряжения, позволяющих сохранить индивидуальность и формирование здорового образа жизни, незнание правил формирования поведенческих навыков в кризисных, конфликтных ситуациях, не имея опыта самостоятельного выхода из подобных ситуаций, не имея устойчивых смысловых жизненных ориентиров, дети могут не справлятся со своими многочисленными проблемами.
Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, включая злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами. Фактически это бегство от реальности можно назвать суицидальным поведением, процессом ухода из жизни под воздействием травмирующих ситуаций, когда собственная жизнь теряет смысл для данного человека как высшая ценность.
1 Макушина О.П. Склонность к различным аддикциям в современной семье (рус.) // Социальная психология и общество. — 2011. — Вып. 4. — С. 111—122.
2 Менделевич В. Д. Психология зависимой личности. — Казань, 2004. — 240 с.
3 Гофман, А.Г. Клиническая наркология / А.Г. Гофман. – М.:МИКЛОШ, 2003. – 215 с
4 Ворошилин, С.И. Психогенетический и этологический подходы к классификации нехимических (поведенческих) зависимостей / С.И. Ворошилин // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире: сб. науч. трудов / отв. ред. С.А. Минюрова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. - № 2. - С. 59-76.
5 Шабанов, П.Д. Наркология: практическое руководство для врачей / П.Д. Шабанов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 260 с.
6 Белокрылов, И.В. Личностные и средовые факторы развития зависимости от психоактивных веществ / И.В. Белокрылов, И.Д. Даренский // Руководство по наркологии: в 2т. Т1. / под ред. Н.Н. Иванца. - М.: Медпрактика, 2002. - С. 161-181.
7 Котляров, А.В. Другие наркотики или Homo Addictus / А.В. Котляров. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
8 Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) / А.Ю. Егоров // Аддиктология. – 2005. - № 1. – С. 65-77.
9 Анохина, И.П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости / И.П. Анохина // Руководство по наркологии: в 2т. Т1. / под ред. Н.Н. Иванца. - М.: Медпрактика, 2002. - С. 33-41.
10 А.О. Шпаков Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение. - СПб.: Зенит, 2000. - 368 с.
11 Овчинников, О. М. Психолого-педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков / О. М. Овчинников. - М. : Слово, 2005. - 120 с.
12 Рогозин М.Л. Проблемы профилактики алкоголизма в средней школе // Научный поиск: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф.: сб. научных трудов / науч. ред. Ю.В. Мамченко. М., 2014. С. 88-90.
13 Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - № 1. - С. 8-15.
14 Якушкин, Н. В. Зависимое поведение у подростков : учеб.-метод. пособие для слушателей ИПК и ПК спец-ти «Психология» / Н. В. Якушкин, О. И. Шишко, И. В. Теряев. - Витебск : УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. - 166 с.
15 Симатова, О.Б. Анализ опыта профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы / О.Б. Симатова // Казанский педагогический журнал. - Казанский педагогический журнал. – 2012. - №. 1. – С. 18-24
16 Аверина Е.В.- Антинаркотическое воспитание в школе / Е.В. Аверина // Педагогика в школе 2012 №1 - с.56-60
17 Журунова, М.С. Токсикомания в детском и подростковом возрасте / М.С. Журанова // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2016. - №7. – С. 457-462
18 Попов, А.И. Педагогическая профилактика как наиболее эффективная методика борьбы с алкоголизмом и наркоманией подростков // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та. 2012. - N 3/4 (16). С. 180-183.
19 Бедулина, Г.Ф. Формирование здорового образа жизни: социальнопедагогическое проектирование: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Г.Ф. Бедулина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 192 с.
20 Профилактика употребления психоактивных веществ: пособие для педагогов-психологов и педагогов учреждений общего среднего образования / И.В.Аксючиц. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 216 с.
21 Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для вузов / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2007. - 266 с
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты