Креативность и творческие способности учащихся
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Креативность и творческие способности учащихся»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
45.00 BYN
Креативность и творческие способности учащихся
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогическая психология
Организация: Средняя школа № 44, ГУО (г. Витебск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инструкции к тестовым заданиям.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты креативности и творческих способностей учащихся
1.1 Сущность понятий креативности и творческих способностей в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности творческих способностей учащихся младшего школьного возраста
2 Эмпирическое исследование уровня развития креативности и творческих способностей учащихся младшего школьного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Список использованных источников
Приложение
Введение
Во время развития эмоциональной сферы, интеллекта и волевых качеств личности, у человека формируются определенные способности. Это способность творить, способность быть личностью и способность работать. Безусловно, креативный потенциал существует у каждого человека. Множество методик складывается для того, чтобы креативные способности личности сформировать, развивать и реализовать.
Креативность - это функция мозга, которая заложена природой и развивается и реализуется при наличии специальных способностей к конкретному виду деятельности. Это генетическая свойство личности, существует от рождения человека, самая высокая проявление активности личности.
Актуальность исследования работы обусловлена неослабевающим вниманием к поиску оптимальных форм и методов обучения младшего школьника. Театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Объект исследования – особенности креативности и творческих способностей.
Предмет исследования – креативность и творческие способности учащихся младшего школьного возраста.
Цель исследования: провести изучение уровня развития креативности и творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику креативности и творческих способностей в психолого-педагогической литературе;
- определить особенности творческих способностей учащихся младшего школьного возраста;
- провести эмпирическое исследование уровня развития креативности и творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.
Выборка исследования: 20 учащихся 3 класса (12 девочек, 8 мальчиков).
База исследования: Государственное учреждение образования «Средняя школа № 44 г. Витебска».
1 Теоретические аспекты креативности и творческих способностей учащихся
1.1 Сущность понятий креативности и творческих способностей в психолого-педагогической литературе
Креативность - естественная способность личности, наличие и формирование которой зависит от многих факторов.
Существует несколько точек зрения на проблему креативности.
Некоторые авторы утверждают, что креативность должна быть определена как способность решать проблемы. Другие авторы считают, что творчество является чертой личности. Согласно этому определению, у одних это есть, а у других нет. Третьи предлагают определение, связанное со способностью генерировать идеи. Но это исключает из числа творческих людей, которые, хотя сами они не преуспели в этом процессе, способны распознать творческую мысль или продукт. Рассмотрим данные подходы подробнее.
Представитель психоанализа К. Г. Юнг считал, что основой креативности является процесс индивидуализации, то есть постепенное отделение индивидуального сознания от коллективного бессознательного.
Зигмунд Фрейд считал, что одним из источников креативности является процесс сублимации, в котором исключительно сильное сексуальное возбуждение, исходящее из источников сексуальности, открывает выход и применение в других областях, а именно творческий подход.
Э. Фромм интерпретирует концепцию креативности как способность удивляться и учиться, способность находить решение в нестандартных ситуациях, сосредоточенность на открытии новых вещей и способность глубоко понимать свой опыт.
Представитель когнитивной психологии Э. Торренс называет креативность способностью к усиленному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чувствительности к дисгармонии.
Дж. Гилфорд, разрабатывая собственную модель интеллекта, выделил два типа мышления: ковергентное и дивергентное. Мышление первого типа называется «интеллектуальным», оно связано с решением проблем, на которые есть только правильный ответ. Мышление второго типа – дивергентное - называется «креативным». Оно служит средством генерации оригинальных творческих идей и допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос [11, с. 15].
2 Эмпирическое исследование уровня развития креативности и творческих способностей учащихся младшего школьного возраста
2.1 Организация и методы исследования
Развитие креативности детей начинается с создания наилучших условий для такого роста.
В целях исследования развития креативности младших школьников было проведено эмпирическое исследование.
Выборку составили 20 учащихся 3 класса (12 девочек, 8 мальчиков).
Базой исследования стало Государственное учреждение образования «Средняя школа № 44 г. Витебска».
Эмпирическое исследование представляет собой ориентировочное изучение уровня креативности у младших школьников.
Среди методов диагностики творческой активности (креативности) наиболее известными и широко распространенными в мире являются тесты творческого мышления П. Торренса (Torrance Test Creative Thinking - TTCT). Описание методики находится в приложении А..
Методика ТТСТ предназначена для использования в различных целях:
1) в исследованиях интеллектуального развития человека;
2) в исследованиях, связанных с индивидуализацией обучения;
3) при разработке коррекционно-терапевтических программ;
4) при оценке эффективности различных экспериментальных учебных программ, способов обучения, учебных пособий и материалов с точки зрения изменения творческих способностей самих детей, а не их достижений;
5) при выявлении детей со скрытым творческим потенциалом, что особенно важно для изучения детей из семей с низким уровнем образования и не имеющих условий для развития своих способностей [30, с. 10-12].
Для оценки критериев и показателей уровня формирования творческой активности младших школьников были выделены:
беглость (на уровне выполнения задания),
гибкость (на уровне разнообразия решений поставленной задачи),
оригинальность (на уровне нестандартного исполнения).
На основании вышеуказанных критериев и показателей были определены уровни творчества младших школьников.
Заключение
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Как показал анализ научных исследований, креативность трактуется как естественная способность личности, наличие и формирование которой зависит от многих факторов. Некоторые авторы утверждают, что креативность должна быть определена как способность решать проблемы. Другие авторы считают, что творчество является чертой личности. Согласно этому определению, у одних это есть, а у других нет. Третьи предлагают определение, связанное со способностью генерировать идеи. Но это исключает из числа творческих людей, которые, хотя сами они не преуспели в этом процессе, способны распознать творческую мысль или продукт.
Далее мы определили особенности развития младшего школьника. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений, которые происходят с личностью ребенка. Он чувствителен к развитию позитивных личностных качеств. Оформление независимости, нравственности, активности, появление устойчивых интересов и когнитивных мотивов предоставляют широкие возможности для обучения и воспитания детей. В младшем школьном возрасте психологическая структура личности ребенка трансформируется. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью, социальный смысл обучения четко виден, мотивация достижения цели становится доминирующей; для ребенка происходит смена референтной группы, для детей изменяется распорядок дня; укрепляется новая внутренняя (личностная) позиция; меняется система взаимоотношений ребенка с другими людьми. Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем школьном возрасте. Также происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться социальная направленность личности. Моральное сознание младших школьников активно меняется с первого по четвертый класс. Таким образом, к концу периода моральные знания и суждения заметно обогащаются, становятся более осознанными, обобщенными.
Затем мы провели диагностику уровня креативности младших школьников. Для оценки критериев и показателей уровня формирования творческой активности младших школьников были выделены:
беглость (на уровне выполнения задания),
гибкость (на уровне разнообразия решений поставленной задачи),
оригинальность (на уровне нестандартного исполнения).
На основании вышеуказанных критериев и показателей были определены уровни творчества младших школьников (уровни будут определятся 1 раз в итоге проведения все 7 субтестов формы «А», 2 раз в итоге работы с субтестами формы «В»): высокий, средний, низкий.
Данные эмпирического исследования свидетельствуют о преобладании среднего уровня сформированности креативности в тестируемой группе. У 12 детей (60%) средний уровень развития креативности, у 4 детей (20%) высокий уровень развития креативности, у 4 детей (20%) низкий уровень развития креативности.
1 Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24.
2 Алексеева Л. Г. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина. – М.: Знание, 1991 – С. 146-170.
3 Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада / Л.В. Артемова. – М. : Просвещение, 1991. – 127 с.
4 Аствацатуров, Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров. – Волгоград : Учитель, 2010. – 210 с.
5 Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. – Москва : Академия, 2001. – 364 с.
6 Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – Москва : Эксмо, 2002. – 586 с.
7 Брюзгина, Л.П. Опыт нравственно-эстетического воспитания младших школьников / Л.П. Брюзгина // Начальная школа. – 1991. – № 11. – С. 15 – 17.
8 Ворошина, Л.В. Игровая деятельность в дошкольном учреждении / Л.В. Ворошина. – Ульяновск : изд-во УГПИ им. И.П. Ульянова, 1989. – 118 с.
9 Гарипов, Х. Играя – воспитываем / Х. Гарипов // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 72–74.
10 Героева, Л.М. Философский аспект эстетического воспитания в формировании самосознания младших школьников / Л.М. Героева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2013. – № 8 (34). – C. 30–37.
11 Гликман, И. Педагогическая технология – это одно из средств педагогической методики / И. Гликман // Директор школы. – 2004. – № 7. – С. 46–49.
12 Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – М. : Академия, 1996. – 18 с.
13 Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М. : Высшее образование, 2003. – 320 с.
14 Кофман, Н.С. Художественное творчество в детском саду / Н.С. Кофман ; под ред. Н.А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1974. – 169 с.
15 Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: начальная школа. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2004. – 384 с.
16 Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе : практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2006. – 256 с.
17 Кульневич, С.В. Современный урок : научно-практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2004. – 280 с.
18 Лепешев, Д.В. Игровые технологии воспитания / Д.В. Лепешев // Творческая педагогика. – 2004. – № 1. – С. 72–82.
19 Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. – М. : Прометей, Юрайт, 1998. –298 с.
20 Лоншакова, А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка / А.А. Лоншакова // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С. 38–44.
21 Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – Москва : Академия, 2007. – 464 с.
22 Масленникова, А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация / А. Масленникова // Директор школы. – 2004. – № 7. – С. 50–56.
23 Михайлова, А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников : пособие для учителей нач. классов / А.Я. Михайлова. – М. : Просвещение, 1975. – 128 с.
24 Младший школьник: развитие познавательных способностей : пособие для учителя / И.В. Дубровина [и др.] ; под ред. И.В. Дубровиной. – Москва : Сентябрь, 2011. – 180 с.
25 Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения : рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы / под ред. А. Г. Каспржак ; Национальный фонд подготовки кадров, Институт новых технологий образования. – Москва: Просвещение, 2004 г. – 260 с.
26 Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Высшее образование, 2006. – 432 с.
27 Петрова, Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя / Г.А. Петрова. – Казань : Изд. Казан. ун-та, 1976. – 200 с.
28 Прима, Г. Игра-драматизация в воспитании дошкольников / Г. Прима // Дошкольное воспитание. – 1980. – № 5. – С. 37.
29 Реуцкая, И.А. Игра дошкольника / И.А. Реуцкая ; под ред. С.Л. Новосёловой. – М. : Просвещение, 1989. –166 с.
30 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – Москва : Народное образование, 1998. – 358 с.
31 Степанова, О.А. Игровая школа мышления : методическое пособие / О.А. Степанова. – Москва : Наука, 2003. – 128 с.
32 Таланчук, Н.М. Введение в неопедагогику : пособие для педагогов-новаторов / Н.М. Таланчук. – Москва : Профессиональное образование, 1991. – 183 с.
33 Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М. : Владос, 2004. – 160 с.
34 Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва : Сентябрь, 1996. – 120 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инструкции к тестовым заданиям.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты