Государственные служащие Республики Беларусь: понятие и виды
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственные служащие Республики Беларусь: понятие и виды»
по дисциплине: «Административное право»
2021
45.00 BYN
Государственные служащие Республики Беларусь: понятие и виды
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
ГЛАВА 2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ПО ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНЫМ ПОЛНОМОЧИЯМ
ГЛАВА 3 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ПО ХАРАКТЕРУ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Вначале необходимо уточнить понятия терминов «вид» и «служба», отметить методологическое значение и юридическую природу категории «государственная служба».
Для определения смысла слова «вид» используется такое его значение, как «подчиненное понятие, входящее в состав другого, высшего понятия – рода (филос.)» [6, с. 288].
В словаре русского языка С.И.Ожегова при толковании значения слова «служба» используются следующие термины: «работа, занятия служащего, а также место его работы, исполнение воинских обязанностей» [7, с. 636].
Большинством ученых-правоведов в слове «служба» усматривается, в первую очередь, «общественно полезная деятельность» [8, с. 20; 9, с. 102; 10, с. 270].
Анализ научных представлений ученых-административистов о категории «государственная служба» позволяет выделить в ней следующие аспекты: исторический, социальный, политический, правовой, организационный (управленческий), многоцелевой функционально-деятельностный, нравственный.
И.И.Мах указывает на такие специальные характеристики государственной службы, как «наличие государственно-правового механизма обеспечения задач и целей государственной службы; единая структура органов государственного аппарата, их соподчиненность и иерархичность; публичность; профессионализм» [10, с. 271].
Интересны взгляды С.В.Привалова, Г.В.Атаманчука, А.Г.Тиковенко, В.В.Кириллова и других на государственную службу как на институт. Выделим также позицию Ю.Н.Старилова: «Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении ими служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и позитивного развития государственности» [11, с. 420].
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с государственными служащими.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с государственными служащими.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с государственными служащими.
ГЛАВА 1 ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Целевые показатели устойчивого развития предполагают включение ключевых принципов в политику и программы государств. В Республике Беларусь реализация основных Целей устойчивого развития (далее – ЦУР) отражена в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 года и Программе социально-экономического развития на 2016–2020 годы. В соответствии с вышеуказанными документами, высокая роль отводится образованию и необходимости повышения качества человеческого потенциала как одного из условий длительного конкурентного преимущества страны.
Вместе с тем, решение задач, стоящих перед государством в ближайшем десятилетии, требует нового подхода к обучению государственных служащих в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности в условиях жестких графиков, быстро меняющихся требований, ситуаций неопределенности и риска, а также высокой степени подотчетности. Глава государства не раз подчеркивал значимость непрерывного развития государственных служащих в рамках ежегодных Посланий к белорусскому народу и Национальному собранию, выступлениях и встречах. Так, в рамках совещания 26 июля 2018 г. по вопросам повышения престижа государственной службы Президент Республики Беларусь отметил: «…реализация масштабных проектов, выполнение тех или иных решений во многом зависит от профессионализма управленческих кадров…Это должны быть специалисты, обладающие широким кругозором, способные определять стратегические задачи и правильно оценивать последствия принимаемых решений» [1].
Предполагается, что принципы устойчивости должны быть включены в деятельность государственных органов и организаций. Реализация проектов и программ должна быть направлена на достижение максимальных результатов ЦУР, а в их основе лежать принцип триединства экономики, окружающей среды и общества. Это будет способствовать сбалансированному развитию государства, соблюдению экологических ограничений и удовлетворению потребностей общества на основе эффективного использования ресурсов.
ГЛАВА 2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ПО ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНЫМ ПОЛНОМОЧИЯМ
Оценивая современную историческую ситуацию, исходя из печальных последствий насаждения с позиции силы отдельными государствами «демократических прав и свобод» в некоторых регионах мира, приходим к пониманию того социального блага для личности, общества и государства, которое несет институт государственной службы. Можно полностью согласиться с актуальным суждением О.И.Чуприс о том, что государственная служба осуществляется государственными служащими с целью реализации государственной власти в интересах общества [5, с. 27, 28]. В ее авторской модели кодификации государственной службы политико-административная служба, служба представительных органов, судейская, аппаратная, прокурорская, военная и военизированная службы образуют единую систему [8, с. 248].
У каждого элемента этой системы свое предназначение. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко справедливо замечает: «Главное предназначение правоохранительной системы, армии, других силовых структур остается неизменным – надежная защита личности, общества и государства от различных внешних и внутренних угроз, обеспечение условий для динамичного развития страны и реализации национальных интересов» [12, с. 6].
С учетом задач, поставленных Главой государства перед «силовым блоком», среди множества заключений ученых для нас является самым дальновидным следующее: «Главное в государственной службе – не обеспечить дальнейшее существование государственных органов, не реализовывать государственно-властные полномочия безотносительно к цели их реализации, а осуществлять деятельность ради существования сильного, целостного и эффективного государства, создающего условия для развития каждого индивида и общества в целом» [8, с. 23].
Таким образом, проведенный анализ юридической литературы относительно категории «государственная служба» позволяет сделать выводы о ней как о юридически закрепленном благе для государства и всех членов общества; о публичном социально-экономическом и государственно-правовом институте, обеспечивающем решение главных задач государства, среди которых одной из приоритетных является защита Отечества; о профессионально компетентной деятельности, осуществляемой государственными служащими с целью реализации государственной власти в интересах общества; о форме реализации права на труд по контракту в государственном органе на государственной должности.
ГЛАВА 3 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ПО ХАРАКТЕРУ ТРУДА
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга [1, ст. 6].
Государственными органами признаются образованные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организации, осуществляющие государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» «государственная служба – это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов» [2, ст. 2].
Под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими [2, ст. 3].
Органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность [3]. Служба в органах внутренних дел является видом государственной службы в Республике Беларусь [4].
Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 414-з «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» трактует органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь как государственные правоохранительные органы, обеспечивающие экономическую безопасность Республики Беларусь [5, ст. 1]. Служба в органах финансовых расследований является видом государственной службы в Республике Беларусь [6].
Согласно Закону Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 403-З «О Следственном комитете Республики Беларусь» «следственный комитет – единая и централизованная система государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства» [7, ст. 1]. Служба в Следственном комитете является также видом государственной службы в Республике Беларусь [7, ст. 21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представляется обоснованным, что дополнительное образование государственных служащих следует осуществлять на основе нижеследующего:
мониторинга актуальных направлений обучения государственных служащих с учетом тенденций социально-экономического развития страны и мировых процессов;
создания системы определения потребности государственных органов и организаций в обучении государственных служащих с учетом целей и задач, планов работы государственных органов и иных государственных организаций;
обеспечения непрерывности образовательного процесса государственных служащих с учетом преемственности высшего образования I и II ступеней, дополнительного образования;
дальнейшего развития компетентностного подхода к обучению государственных служащих с учетом систематизации управленческих компетенций для отдельных категорий государственных служащих;
создание условий для самообразования государственных служащих с учетом предоставления возможности государственному служащему выбрать индивидуальную траекторию профессионального развития;
совершенствования образовательных программ с учетом включения в них ЦУР, разъяснение аспектов устойчивости в деятельности государственных служащих, в том числе связанной с реализацией программ и проектов;
развитие нормативного правового обеспечения профессионального развития государственных служащих с учетом ЦУР .
Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности в сфере профессионального развития государственных служащих представляется целесообразным разработка информационно-образовательного ресурса для государственных служащих и поступающих на государственную службу.
Указанный ресурс мог бы аккумулировать и систематизировать основные нормативные правовые акты в сфере государственной службы, современные научные разработки и тенденции, аналитические и методические материалы, а также образовательные ресурсы, направленные на непрерывное развитие государственной службы и развитие процессов ее кадрового обеспечения.
Целью рассматриваемого ресурса стало бы информационно-методическое сопровождение граждан Республики Беларусь по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, а также кадрового обеспечения. Основная целевая аудитория – поступающие на государственную службу, государственные служащие и представители кадровых служб государственных органов. Вышесказанное позволило бы сконцентрировать необходимую и актуальную информацию в сфере государственной службы в одном источнике.
1. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 621 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. О Вооруженных Силах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 3 нояб. 1992 г., № 1904-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 12 мая 2009 г., № 18-З // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. О воинской обязанности и воинской службе: Закон Респ. Беларусь, 5 нояб. 1992 г., № 1914-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 22 дек. 2011 г., № 328-З // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.14 / О.И. Чуприс. – Минск, 2011. – 367 л.
5. Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.14 / О.И. Чуприс. – Минск, 2010. – 46 с.
6. Толковый словарь русского языка / Г.О. Винокур [и др.]; под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Сов. энцикл., 1935. – Т. I (а–кюрины). – 1566 с.
7. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.
8. Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И. Чуприс // Нац. центр зак-ва и правовых исслед. Респ. Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – 310 с.
9. Бахрах, Д.Н. Административное право: учеб. для вузов / Д.Н. Бахрах. – М.: БЕК, 1996. – 368 с.
10. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2008. – 704 с.
11. Старилов, Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.02 / Ю.Н. Старилов. – Воронеж, 1996. – 478 л.
12. Лукашенко, А.Г. Обновление страны – путь к успеху и процветанию // Беларусь сегодня (Советская Белоруссия). – 2013. – 20 апр. – С. 6.
13. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон. Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь, 30 мая 2013 г., № 28-З // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14. О воинской обязанности и военной службе Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации, 28 марта 2003 г., № 53-ФЗ: в ред. Федер. закона Рос. Федерации от 21 дек. 2009 г. // КонсультантПлюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2013.
15. Толковый словарь русского языка / В.В. Виноградов [и др.]; под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1938. – Т. II (л–ояловеть). – 1039 с.
16. Манохин, В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование / В.М. Манохин. – М.: Юристъ, 1997. – 296 с.
17. Граждан, В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность / В.Д. Граждан. – Воронеж: Квадрат, 1997. – 128 с.
18. Овсянко, Д.М. Административно-правовые проблемы государствнной службы в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук (в форме научного доклада): 12.00.02 / Д.М. Овсянко. – М., 1998. – 44 л.
19. Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: моногр. / Г.В. Атаманчук. – 2-е изд., доп. – М.: РАГС, 2008. – 312 с.
20. Смелик, Р.Г. Воинский труд в системе рыночных отношений / Р.Г. Смелик; под науч. ред. Е.И. Лаврова. – Новосибирск: ЭКО, 2004. – 240 с.
21. Заустинский, П. История кодификации русского военного законодательства / П. Заустинский. – СПб., 1908. – 548 с.
22. Штейн фон, Л. Учение о военном быте, как часть науки о государстве / Л. фон Штейн; пер. А. Эртеля. – СПб., 1875. – 497 с.
23. Мигачев, Ю.И. Военное право: учеб. / Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. – М.: Бизнес Консалтинг Центр, 1998. – 304 с.
24. Кудашкин, А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 20.02.03 / А.В. Кудашкин; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2003. – 59 с.
25. Крамник, А.Н. Административное право Республики Беларусь / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2008. – Ч. 1: Управленческое право. – 670 с.
26. Куприк, С. Особенности комплектования Вооруженных Сил на современном этапе / С. Куприк // Армия. – 2013. – № 1-2. – С. 90–95.
27. Вахидов, А.Т. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 20.02.03 / А.Т. Вахидов. – М.: ВУ, 1996. – 18 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты