Особенности школьной адаптации учащихся с различной привязанностью к членам семьи
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности школьной адаптации учащихся с различной привязанностью к членам семьи»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности школьной адаптации учащихся с различной привязанностью к членам семьи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №45, ГУО (г. Гомеля)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Самооценка психологической адаптивности».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования по методике Опросник привязанности к близким людям В. Сабельникова, Д. В. Каширский учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные исследования уровня школьной адаптации с использованием методики «Самооценка психологической адаптивности».
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты исследования особенностей школьной адаптации учащихся с различной привязанностью к членам семьи
1.1 Основные психологические концепции к проблеме привязанности ребенка к членам семьи
1.2 Содержание понятия «школьная адаптация»
2 Эмпирическое исследование особенностей школьной адаптации учащихся с различной привязанностью к членам семьи
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка рекомендаций по оптимизации школьной адаптации учащихся с учетом характера привязанности к членам семьи
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Во все времена становления общества развитие человека в социуме тесно связано с его взаимодействием внутри семьи. Человек обладает стремлением поддерживать тесные отношения с близкими людьми. Из этой тенденции следует понятие «привязанность». Наиболее сильной считают привязанность ребенка к членам семьи, а именно ребенка к матери. Так, например, отмечено резко негативное влияние разлуки с матерью во время Второй мировой войны на психическое развитие детей того времени. Длительный или внезапный разрыв отношений близких членов семьи с детьми, такой как, например, помещение ребенка в больницу, может повлиять на дальнейшее развитие психики. Однако еще в начале прошлого века не уделялось внимания этой взаимосвязи.
В современной психологии установлено, что особенности формирования и характер привязанности напрямую влияет на становление ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека как личности, своеобразие его взаимодействия с обществом, отношение к окружающему его миру, установление социальных контактов. Положения о динамическом характере внутренней жизни ребенка были заложены рядом зарубежных ученых, занимавшихся созданием и развитием теории психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон). Выдающийся английский психолог Джон Боулби выделял проблему привязанности как центральную в своих научных исследованиях, став основоположником теории привязанности, изложив ее в своём трёхтомном труде «Привязанность и утрата». Его идеи были развиты и другими учеными, в первую очередь Мэри Эйнсворт, которая расширила теорию с ориентацией на взрослого.
В настоящее время особо остро встает проблема привязанности ребенка к членам семьи. Ребенок еще с младенческого возраста нуждается в ощущении заботы от своего окружения. Именно от того, как будет удовлетворена эта потребность, зависит, как в дальнейшем будет адаптироваться в социуме ребенок. Если ребенок находится в комфорте, он открыт к познанию мира и больше доверяет ему. Если же он не чувствует себя в безопасности, то чувство недоверия, враждебности к окружающим его вещам, людям и событиям будет препятствовать развитию его как члена социума, полноправного гражданина своей страны.
Современные родители, осознавая это, стремятся создать максимально комфортные условия для жизни ребенка. Они всячески стараются окружить его дорогими вещами, различными материальными благами, тем самым компенсируя живое общение. Такие родители зачастую много времени проводят на работе, пока их дети предоставлены другим близким членам семьи либо сами себе. Они считают, что важно обеспечить ребенка не просто необходимым, а самым лучшим. И они отчасти правы. Однако дети, которые растут в подобных семьях, при попадании в школу с трудом устанавливают социальные контакты с другими, ощущая свою обособленность от остальных учащихся.
1 Теоретические аспекты исследования особенностей школьной адаптации учащихся с различной привязанностью к членам семьи
1.1 Основные психологические концепции к проблеме привязанности ребенка к членам семьи
Привязанность – термин, используемый в детской психологии для обозначения формирующейся у младенцев избирательной привязанности к одному или нескольким лицам (прежде всего, к родителям или лицам, их замещающим). Эта привязанность выражается в любви и доверии к объектам привязанности, а также в негативных эмоциональных реакциях на разлуку (сепарацию) с ними.
Большое количество психологов уверенно рассуждают о важности правильно сформированной привязанности. Они считают, что именно она влияет на то, как будет развиваться в психическое развитие ребенка. Различные данные по результатам длительных исследований сообщают о том, что то, как сильно проявляется привязанность; влияет на последующую адаптацию в социуме на других возрастных этапах.
При формировании и развитии привязанности приобретаются или сохраняются доверительные отношения с «объектом привязанности». Таким объектом у ребенка становятся родители. Именно то, в какой степени и какого характера формируются коммуникативные отношения с их ближайшими членами семьи, повлияет на становление в будущем [18].
Изучение области прикрепления – значимая область психологии в странах Европы и Америки за последние десять лет. Позиция этиологического подхода интерпретирует связь «мать-ребенок» как вид импринтинга. Ранее доказано, что характер взаимосвязи матери и новорожденного ребенка в первые часы после рождения сильно влияет на последующее общение ребенка с окружающим миром. Так, установлено, что эмоциональные связи ребенка с матерью укрепляются за счет взаимодействия в первые часы жизни ребенка, разделение матери и ребенка в этот период может привести к негативным последствиям. Х.Р. Шеффер обратил внимание на то, что вновь выявленные биологические механизмы, лежащие в основе требования рождения ребенка, перестали вовлекать в эмоциональную связь с кем-либо.
Теория привязанности исходит из учения классического психоанализа. Но основополагающая роль принадлежит английскому психиатру и психоаналитику, специалисту в области психологии развития, психологии семьи, психоанализа и психотерапии Джону Боулби. Начав свои исследования в русле психоанализа, Дж. Боулби постепенно пришел к выводу, что эта теория, к сожалению, не полностью описывает те нарушения поведения, которые происходят в человеке. В дальнейшем ученый не раз критически отзывался о теоретических идеях З. Фрейда, в частности о его периодизации развития в младенчестве. При этом ученый ориентируется на труды ряда этологов (К. Лоренц, Н. Тинберген и др.). Из этого можно сделать вывод, что теория привязанности базируется на учениях о психоанализе и этологическом подходе.
2 Эмпирическое исследование особенностей школьной адаптации учащихся с различной привязанностью к членам семьи
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной курсовой работы является определить особенности школьной адаптации учащихся с различной привязанностью к членам семьи. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, направленное на исследование особенностей школьной адаптации учащихся с различной привязанностью к членам семьи.
Этапы проведения исследования:
Первый этап – формулировка цели, задач объекта и предмета исследования. Проведение теоретического анализа и обобщение психолого-педагогической литературы по проблемам исследования.
Второй этап – определение баз исследования и групп испытуемых; подбор необходимого психодиагностического инструментария, организация эмпирического исследования.
Третий этап – сбор эмпирического материала.
Четвертый этап – обработка и интерпретация полученных данных, формулирование выводов, разработка рекомендаций.
База исследования: ГУО «Средняя школа №45 г. Гомеля».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 120 учащихся 5-х классов в возрасте 11-12 лет, среди которых 60 мальчиков и 60 девочек.
Для проведения эмпирического исследования подобраны следующие диагностические методики:
– Опросник привязанности к близким людям В. Сабельникова, Д.В. Каширский;
– методика «Самооценка психологической адаптивности».
1. Опросник привязанности к близким людям В. Сабельникова, Д.В. Каширский.
Цель методики: изучить особенности эмоциональной привязанности человека к близким людям. Анкета состоит из 30 утверждений, на которые респондент отвечает по 7-балльной системе. В соответствии с ключом подсчитывается сумма баллов по каждой строке, отражающая предпочтение той или иной модели поведения в трудной (стрессовой) ситуации. Они связаны с отношением к человеку, к которому респондент испытывает теплые чувства. Это может быть друг, брат, сестра, мать, девушка или парень, любовник, муж или жена и т.д. Нас интересует общий опыт отношений с этим человеком, а не то, что может произойти в том или ином случае. Респонденты должны указать степень своего согласия или несогласия с каждым утверждением в анкете. Ответ следует записать в отведенном месте. Ответы на вопросы даются по 7-балльной шкале: 1 – категорически не согласен, 2 – не согласен, 3 – категорически не согласен, 4 – нейтральный ответ, 5 – в некоторой степени согласен, 6 – согласен, 7 – категорически согласен.
Заключение
Привязанность – это врожденная форма поведения ребенка, а также любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с «объектом привязанности», которым обычно является человек, оказывающий помощь опыт отношений с родителями, который порождает привязанность к близкому человеку, определяет дальнейший ход психического развития ребенка. Если родители и другие члены семьи проявляют по отношению к ребенку нежность, заботу, чувствительность к потребностям и интересам ребенка, у него формируется надежная привязанность, которая дает чувство безопасности и защищенности. Для детей с надежной привязанностью характерны активная исследовательская деятельность в новой обстановке, отсутствие страха перед незнакомцем и радость при появлении матери ли другого близкого родственника. Отношение ребенка к себе и его представление о себе определяют его отношение к близким взрослым.
Процесс адаптации – важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Во-первых, потому, что в ходе адаптации к школьному обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, что надолго определяет дальнейшую судьбу его развития. Во-вторых, в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социально-психологической сплоченности. Взаимоотношения в школьном классе выступают мощным средством привлечения личности ребенка к новым социальным функциям, культуры, нормам поведения, характерных для школы. Самым важным является то, что процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является сложным. Одни дети проходят этот процесс легко без психических травм, а другие достаточно сложно, вследствие чего и вытекает проблема «школьной дезадаптации». Школьная дезадаптация – потеря ребенком учебной мотивации, низкая успеваемость, конфликтность в общении с учителями и сверстниками. Проявляется склонность к асоциальному поведению, низкая самооценка, доминирование негативного эмоционального напряжения. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, представляя собой динамический процесс прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие; механизмы же приспособления, которые возникли во время адаптации, снова и снова актуализируются и используются в подобных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Школьная образовательная ситуация нацелена на построение учебного взаимодействия в классе, на принятии и освоении младшими школьниками уклада школьной жизни, норм и способов учебного сотрудничества, форм оценивания учебной работы, способов общения. Основная стратегическая задача любой школы заключается в подготовке ее учеников к будущей самостоятельной взрослой жизни. Но данная задача решается не столько посредством усвоения детьми содержания учебных предметов, сколько через обеспечение условий для их вхождения в культуру в целом, через экзистенциальное переживание учениками происходящего. Вследствие этого большое значение имеет построение педагогического процесса в школе таким образом, чтобы максимально способствовать построению в сознании учащихся адекватной модели мира.
1 Авдеева, Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве / Н.Н. Авдеева // Вопросы психологии. – 2007. – №4. – С.3-12
2 Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1968. – 216 с.
3 Борисова, В.Е. Взаимосвязь привязанности женщины к матери и ее отношения к своему ребенку: автореферат диссертации, от 26.05.2011. – Москва, С.23.
4 Боулби, Дж. Привязанность / Пер. с англ.; общ. ред. Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
5 Бриш, К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике / К.Х. Бриш. – М.: Когито-Центр, 2014. – 319 с.
6 Бурменская, Г.В. Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери / Г.В. Бурменская // Вестник Московского университета сер.14 – Психология. – 2011. – №2. – С. 21-35
7 Варга, А.Я. Теоретические основы системной семейной терапии / А.Я. Варга, Е.Л. Будинайте // Системная симейная терапия: классика и современность. – М.: Класс, 2005. – 265 с.
8 Варламова, А.Я. Школьная адаптация / А.Я. Варламова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 276 с.
9 Дербенев, Д.П. Социальная адаптация подростков / Д.П. Дербенев // Социологический журнал. – 1997. – Том.0. – № 1-2. – С.142-147.
10 Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии / Перевод с английского: О. Исакова, Л. Ордановская, И. Павлова, Т. Пешкова, М. Потапова, А Ракитина, С. Рысев. Редактор: Л. Соломина, 2004. – 448 с.
11 Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Мн.: Асвета, 2012. – 255 с.
12 Кузнецов, П.С. Адаптация как функция развития личности / П.С. Кузнеуцов. – Саратов, 1991. – 265 с.
13 Лусканова, Н.Г. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста / Н.Г. Лусканова // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ. ред.: В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – С. 149-166.
14 Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2001. – 280 с.
15 Нойброннер, Дагмар Понимать детей. Путеводитель по теории привязанности Гордона Ньюфелда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/580893/.
16 Плешкова, Н.Л. Развитие привязанности у детей от одного года до четырех лет // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. – Т.8. – Вып. 4. С. 396–408. https://doi.org/10.21638/ 11701/spbu16.2018.407
17 Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
18 Пупырева, Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: дис. канд. психол. наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 2007.
19 Разин, Н.В. Психоэмоциональное состояние младших школьников с разными типами привязанности в период адаптации. – Москва: РГГУ. – С.222-227
20 Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – М.: Прайм-Еврознак, 2006. – 480 c.
21 Смирнова, Е.О. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) / Е.О. Смирнова, Р.Е. Радева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/articles/id/10350.php.
22 Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Е. О. Смирнова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru /mgppu/periodica/VP031995/Stp-139_150.htm#$.
23 Стерн, Д.Н. Дневник младенца: Что видит, чувствует и переживает ваш малыш / Пер. с англ. М& Генезис, 2001. – 192 с.
24 Bretherton I. The origins of attachment theory: John Bowlby and Mary Ainsworth // Developmental psychology. – 1992. –Vol.28. – №5. –P. 759-775.
25 De Wolff M., van Ijzendoorn M.H. Sensitivity and attachment: A meta-analysis on parental antecedents of infant attachment // Child Development. – 1997. Vol. 68. – №4. – P.571-591.
26 Main M., Solomon J. Discovery of a new, insecure-disorganized / disoriented attachment pattern // Affective development in infancy / Eds. T.B. Brazelton, M. Yogman. Norwood, NJ: Ablex, 1986. – P. 95-124.
27 Marvin R.S., Britner P.A. Normative development: The ontogeny of attachment // Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications / Eds. J. Cassidy, P.R. Shaver. New York: Guilford Press, 2008. – P. 269-295
28 Rizzolatti G., Craighero L., Fadiga L. The mirror system in humans // Mirror neurons and the evolution of brain and language / Eds. M. Stamneov, V. Gallese. Amsterdam: John Benjamins, 2004. – P. 37-59.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Самооценка психологической адаптивности».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования по методике Опросник привязанности к близким людям В. Сабельникова, Д. В. Каширский учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные исследования уровня школьной адаптации с использованием методики «Самооценка психологической адаптивности».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты