Старообрядцы на белорусских землях в конце 17-начале 19 века
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Старообрядцы на белорусских землях в конце 17-начале 19 века»
по дисциплине: «История (отечественная и всеобщая)»
2021
45.00 BYN
Старообрядцы на белорусских землях в конце 17-начале 19 века
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История (отечественная и всеобщая)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Историография и источники
Глава 2 Религиозное, правовое и экономическое положение старообрядцев на белорусских землях в период Речи Посполитой (вторая половина XVII – конец XVIII вв.)
Глава 3 Положение старообрядцев на белорусских землях в конце XVIII – начале XIX века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы старообрядчества в Беларуси определяется двумя обстоятельствами. Первое обстоятельство: в белорусской историографии есть работы, в которых рассматривается история разных религиозных конфессий, но об истории старообрядчества на белорусских землях фундаментального исследования нет; на белорусских землях защитники старого обряда появились ещё до официального раскола Русской православной церкви; с проживанием старообрядцев на белорусских землях были связаны сложные межгосударственные отношения, и немаловажно, что их деятельность носила и носит богатый духовно-культурный характер; изучение истории старообрядчества в Беларуси является расширением знаний по белорусской истории и об одном из самых сложных явлений в русской истории. Второе обстоятельство касается как истории старообрядчества, так и вопросов сосуществования защитников старого обряда рядом с исповедующими другую веру на белорусской земле. История свидетельствует о том, что власти Речи Посполитой толерантно относились ко всем религиям, а между представителями конфессий не было противостояния. В историографии истории Беларуси ещё совсем мало научных работ, в которых рассматриваются вопросы новых подходов к пониманию сущности раскола и вины в этом всех ветвей царской власти и РПЦ. Останавливаясь на первом обстоятельстве, необходимо отметить, что старообрядцы в России всегда относились к числу изгнанников. Повышенное внимание к этой церкви со стороны властей, в т.ч. и царей, объясняется тем, что идеология старообрядчества во многом противоречила идеологии официальной православной церкви; старообрядцы были расселены по территории всей России, а их количество 5 в середине XIX в. составляло не менее ⅛ части населения; влияние старообрядчества распространялось на все отрасли экономической, общественной и культурной жизни страны. Стремясь к экономической и духовной свободе, к освобождению от гонений со стороны правительства, защитники старого обряда оставляли исконное местожительство и переселялись в другие государства.
Глава 1 Историография и источники
Интерес к исследованию старообрядчества на территории Беларуси во многом связан с сохранением, развитием, возрождением, а также трансформацией культурных и духовных традиций изучаемой этнокультурной группы.
Феномен старообрядчества – непростое и многогранное явление, вследствие чего исследование истории старообрядчества не прекращалось фактически с самого времени его зарождения.
К основным исследованиям относятся труды М.Н. Никольского, В.В, Григорьевой, А.А. Горбацкого, Т.П. Короткой, С.Г. Карасевой, Г. Поташенко, Н.О. Морозовой, А.С. Цмыга, Т.В. Опиок, Х. Бейлькина и др.
Советские исследователи (историки и филологи) проявляли интерес к ранней истории старообрядчества, в меньшей степени была изучена вся последующая история этого религиозного направления. Так, Н. М. Никольский в своей книге назвал причины раскола РПЦ, проанализировал религиозно–социальные пути развития во второй половине ХVII в., рассмотрел особенности старообрядчества [1].
В 1998 г. в Беларуси вышла в свет коллективная монография под общей редакцией В. И. Новицкого – «Конфессии в Беларуси (конец XVIII–XX в.)» [2]. В этой монографии В. В. Григорьева дает общую характеристику старообрядчества в Беларуси по губерниям в XIX – начале XX в. Используется в основном метод исторического описания. В монографии затрагивается вопрос отношений между православными священниками и старообрядцами.
В 2000 г. было издано учебное пособие [3], посвященное конфессиональной жизни на территории Беларуси.
Глава 2 Религиозное, правовое и экономическое положение старообрядцев на белорусских землях в период Речи Посполитой (вторая половина XVII – конец XVIII вв.)
Происхождение старообрядцев основано на социальных противоречиях самодержавия системы вольных крестьян. Он вырос из недр раскола в Русской Православной Церкви, формальной основой которого являются церковные реформы XVII века. По своему социальному содержанию разделение было намного шире, чем старообрядцы, которые в свою очередь вышли из него.
Первые сведения о старообрядцах на белорусских землях относятся ко второй половине XVII века. Этот период характеризуется глубоким экономическим упадком городов и сельского хозяйства, основными причинами которого являются многочисленные войны: казацко–крестьянская (1648–1654 гг.), русско–польская (1654–1667 гг.), польско–шведская войны (1655–1660 гг.), Северная война (1700–1721) [4, с. 12].
В ходе боевых действий были разрушены многие города, сельские волости и села. Часть населения погибла на войнах, умирает от эпидемий и голода. Если в 1650 г. в Беларуси проживало около 2,9 млн человек, то в 1667–1673 гг . – не более 1,4 млн. К 1700 году население увеличилось до 2,2 млн, но после Северной войны снова уменьшилось до 1,5 млн.
Гибель людей была настолько велика, что потребовалось 125 лет.
По численности населения белорусские земли достигли уровня середины 17 века [2, с. 23-24].
Однако, несмотря на эти проблемы, существующие на белорусских землях, старообрядцы стремились достичь земель второй империи. Появление защитников старого обряда на белорусских землях связано с обострением классовых конфликтов в Российском государстве в XVII веке и борьба за церковную реформу. Переезд за границу, особенно в Речь Посполитую, позволил старообрядцам сохранить свое имущество и свои старые обряды, поскольку они не считали «раскол» ересью, а верующие не подвергались гонениям.
Глава 3 Положение старообрядцев на белорусских землях в конце XVIII – начале XIX века
После раздела общины принятые в России законы распространились на старообрядцев, проживающих на белорусских землях. Аннексия территорий с многоконфессиональным населением в Российской империи в результате трех разделов усложнило религиозную ситуацию и требует изменений в конфессиональной политике. На аннексированных белорусских землях только 6% населения исповедуют православие, 70% – униаты, 15% – католики, 7% – евреи и около 2% – протестанты [22, с. 112].
В конце XVIII – начале XIX вв. также старообрядцы жили во всех белорусских губерниях. К середине XIX века, по официальной статистике, в Беларуси проживало около 71 тысячи старообрядцев. Наиболее многочисленные группы старообрядцев проживали в Гомельской области – 11% от общей численности населения. Стратегическая цель конфессиональной политики власти всех уровней укрепляли позиции православия на присоединенных землях. В этом контексте следует рассматривать и законодательные акты, регулирующие правовой статус верующих [18, с. 46-47].
В первой половине XIX в. были изданы десятки указов и указов, ограничивающих права старообрядцев. В целом законодательство в этой сфере было достаточно строгим. Шаг за шагом власти стремятся «если не к полному уничтожению, то хотя бы к снижению как своего религиозного значения, так и политического значения своих самых могущественных и могущественных сект». Еще в 1797 г. был введен запрет на переход от православия к «расколу».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Изучение истории старообрядчества, его истокам, предпосылкам, развитию посвящено огромное количество работ. Исследование старообрядчества в современной Беларуси является междисциплинарным по своей сути, опирается на комплексную методологию научного изучения. В методологическом плане очень важна работа, проделанная исследователями начиная с 90-х гг. прошлого века, создавшая основу изучения старообрядчества и религии в целом. Однако не стоит забывать, что совершенствование методологии исследования религии только началось, и в современном научном поле появляются все новые методы и подходы, порой из смежных дисциплин, которые входят в научный обиход.
2. Первой постоянной группой русских в Беларуси появились старообрядцы (староверы), которые в середине XVII в. расселились на белорусских землях. В России в первой половине XVII в. произошла реформа Русской православной церкви. Она расколола общество на тех, кто поддержал изменения, и на тех, кто отказался. Старообрядцы основали на белорусских землях два крупных центра - вокруг Браслава и Видз (Подвинье) и вокруг Ветки (Полесье). Миграция старообрядцев на территорию современной Беларуси негативно воспринималось властями Московского государства. Это спровоцировало карательную экспедицию полковника Сытина в 1735 г., в ходе которой были разорены ветковские слободы. Большинство населения (по некоторым данным, около 14 тыс. старообрядцев) было выселено в Российскую империю. Трагические события повторились в 1764 г. Часть старообрядцев, которой повезло спастись от депортации, расселилась по всему Минскому воеводству. Захваченных русскими войсками старообрядцев ссылали в Сибирь и на Алтай. После разделов Речи Посполитой миграционные волны на территорию Беларуси продолжались и в основном были связаны со старообрядцами.
1. Никольский, М.Н. История русской церкви / М. Н. Никольский. – Минск: Беларусь, 1990. – 541 с.
2. Грыгор’ева, В.В. Канфесіі на Беларусі (канец XVIII – XX ст.) / В. В. Грыгор’ева. – Мінск : Экаперспектыва, 1998. – 339 с.
3. Верашчагіна, А.У. Гісторыя канфесій на Беларусі: мінулае і сучаснасць / А. У. Верашчагіна, А. В. Гурко. – Мінск: Тэхналогiя, 2000. – 157 с.
4. Гарбацкі, А.А. Стараабрадніцтва на Беларусі ў канцы XVII – пачатку ХХ стагоддзя / А.А. Гарбацкі. – Брэст: Брэсцкі дзяржаўны ўніверсітэт, 1999. – 202 с.
5. Горбацкий, А.А. Старообрядчество на белорусских землях / А. А. Горбацкий. – Брест: БрГУ, 2004. – 237 с.
6. Хрысціянства ў гістарычным лёсе беларускага народа : зб. навук. арт. : у 2 ч. / Гродзен. дзярж. ун-т імя Я. Купалы ; рэдкал.: С. В. Марозава [і інш.]. – Гродна: ГрДУ, 2009. – Ч. 1. – 385 с.
7. Хрысціянства ў гістарычным лёсе беларускага народа : зб. навук. арт. : у 2 ч. / Гродзен. дзярж. ун-т імя Я. Купалы ; рэдкал.: Э. С. Ярмусік. – Гродна : ГрДУ, 2009. – Ч. 2. – 349 с.
8. Старообрядцы Литвы: материалы и исследования, 1996–1997 / Вильнюс. ун-т; редкол.: В. Чюбринскас (отв. ред.) [и др.]. – Вильнюс : Vilniaus Univ. Leidykla, 1998. – 207 с.
9. Короткая, Т. П. Становление религиоведческой исследовательской традиции в современной Беларуси / Т.П. Короткая // Другі Міжнародны Кангрэс даследчыкаў Беларусі. Працоўныя матэрыялы / Vytautas Magnus Univ. – Kaunas, 2013. – Т. 2. – С. 280–284.
10. Короткая, Т.П. Старообрядчество в Беларуси / Т.П. Короткая, Е. С. Прокошина, А. А. Чудникова ; под ред. А. С. Майхровича. – Минск: Навука і тэхніка, 1992. – 117 с.
11. Карасева, С.Г. Многомерный кроссконфессиональный подход к исследованию религиозности в Беларуси: актуальность и концептуализация / С. Г. Карасева, Е. В. Шкурова // Социология. – 2012. – № 3. – С. 123–133.
12. Поташенко, Г. Первые старообрядцы в Литве: 1679–1710 гг. / Г. Поташенко // Старообрядцы Литвы: материалы и исследования. 1996–1997 / Вильнюс. ун-т; редкол.: В. Чюбринскас (отв. ред.) [и др.]. – Вильнюс, 1998. – С. 14–25.
13. Морозова, Н.О понятии, особенностях и проблемах происхождения традиционного говора старообрядцев Литвы / Н. Морозова, В. Чекмонис // Старообрядцы Литвы: материалы и исследования. 1996–1997 / Вильнюс. ун-т; редкол.: В. Чюбринскас (отв. ред.) [и др.]. – Вильнюс, 1998. – С. 41–61.
14. Поташенко, Г.В. Староверие в Литве: вторая половина XVII – начало ХIХ вв.: исследования, документы и материалы / Г. В. Поташенко. – Vilnius : Aidai, 2006. – 543 с.
15. Цмыг, А.С. Старообрядчество в Беларуси и странах ближнего зарубежья: этапы исследования и методологические подходы / А.С. Цмыг // Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. – 2020. – № 1. – С. 25–34
16. Опиок, Т.В. Правовое положение старообрядцев в Российской империи в первой половине XIX в. / Т.В. Опиок // Вестник МГУ им. А.А. Кулешова. – 2018. – № 3. – С. 163-164.
17. Бейлькін, X. Веткаўскія раскольнікі / Х. Бейлькін // Беларуская мінуўшчына. – 1995. – № 2. – С. 20–29.
18. Гарбацкі, А.А. Царкоўны раскол і стараверы на Беларусі ў другой палове XVII - пачатку XX стст. / А.А. Гарбацкі. – Брэст, 1999. – 202 с.
19. Кочергина, М.В. Cтарообрядческие общины пограничных территорий России, Украины и Беларуси: история и современность / М.В. Кочергина // Ученые записки Курского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 65-69.
20. Кочергина, М.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760-1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура / М.В. Кочергина. – Брянск, 2011. – 451 с.
21. Нечаева, Г.Г. Живая Вера. Ветка / Г.Г. Нечева, О.Д. Баженова. – Минск: Беларуская энцыклапедыя імя П. Броукі, 2012. – 472 с.
22. Гісторыя Беларусі: у 6 т. Т. 4. Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец XVIII — пачатак ХХ ст.) / М.В. Біч [і інш.]; Рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. — Мінск: Экаперспектыва, 2005. — 519 с.
23. Внутренняя миграция и социальное положение безземельных староверов в начале XIX века из опроса русских в Виленской губернии (1826) // Староверие в Литве: вторая половина XVII – начало ХIХ вв.: исследования, документы и материалы. – Vilnius: Aidai, 2006. – С. 345.
24. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е, 1830-1885. – Т.10. [Электронный ресурс] // Полное собрание Российской империи. – Режим доступа: http://nlr.ru/e-res/law_r/content.html.
25. О нерешительных раскольниках на государственной должности [Электронный ресурс] // Полное собрание законов Российской империи, 1820-1821. – Т.37. – Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/260-rossiya-zakony-i-postanovleniya-polnoe-sobranie-zakonov-rossiyskoy-imperii-sobranie-2-e-spb-1830-1885.
26. Указ 1835 г. о раскольниках [Электронный ресурс] // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е, 1830-1885. – Т.10. – Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/260-rossiya-zakony-i-postanovleniya-polnoe-sobranie-zakonov-rossiyskoy-imperii-sobranie-2-e-spb-1830-1885.
27. Лилеев, М.И. Новые материалы для истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. / М.И. Лилеев. – Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1893. – 308 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты