Воспитание у учащихся толерантности средствами учебного предмета иностранный язык
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание у учащихся толерантности средствами учебного предмета иностранный язык»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Воспитание у учащихся толерантности средствами учебного предмета иностранный язык
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы воспитания толерантности у учащихся учреждений общего среднего образования
1.1 Толерантность как научное понятие
1.2 Роль и возможности учебного предмета «Иностранный язык» в воспитании у учащихся толерантности
Глава 2 Практические аспекты воспитания толерантности на уроке иностранного языка
2.1 Требования к деятельности учителя иностранного языка по воспитанию толерантности
2.2 Опыт работы по воспитанию толерантности в учреждениях общего среднего образования
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность воспитания толерантности у учащихся общего среднего образования обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире: ростом различного рода экстремизма, агрессивностью, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций, изменением условий социокультурной жизни подрастающего поколения.
В качестве важнейшего фактора, порождающего проблему толерантности выступает глобализация современного мира.
В условиях глобализации все труднее становится проявлять такие качества, как терпимость, уважение к культуре других народов, понимание и принятие иной точки зрения. Наступивший ХХI век осложнил ситуацию, в связи с чем представляется актуальным рассмотреть возможности решения этой проблемы на уровне учреждений общего среднего образования.
Толерантность часто рассматривается как важный компонент нравственной идеологии, нацеленный не на покорное восприятие мнений, идей и действий других, а на готовность к терпимости ради взаимопонимания и взаимодействия между этносами, социальными группами, людьми с различной национально-культурной, религиозной или социальной средой. […Байбородова, с.32].
В связи с этим, воспитание толерантности рассматривается сегодня как важнейшая задача школы. И наша страна не исключение. Социальные явления, требующие разрешения, особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей, свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В настоящее время образование рассматривается как мощный фактор социокультурного развития личности, решения наиболее острых социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем современного общества. Обозначенные проблемы, равно как и ряд других, в современном обществе стоят достаточно остро, в силу чего молодое поколение вступает в жизнь и развивается в условиях интолерантности. Эффективное воспитание у подрастающего поколения толерантности как важнейшей жизненной ценности во многом предопределяет их дальнейшие ориентиры, выбор стратегий сотрудничества, уважения к проявлениям инакомыслия, обеспечивает развитие обоснованному логическому пониманию различных социальных явлений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Толерантность как научное понятие
Толерантность – многозначное и многоаспектное понятие. Понятие «толерантность» существует давно. Посмотрим, как менялось его значение со временем.
Сегодня, в разных языках понятие «толерантности» имеет одно и тоже основное значение и является своеобразным синонимом «терпимости», при этом в разных странах трактовка этого понятия в деталях может различаться. Это зависит от опыта и традиций разных народов.
В современном русском языке могут использоваться оба термина, поскольку разница между ними официально не установлена. Поэтому во многих случаях они взаимозаменяемы, но в слове «терпимость» присутствует оттенок неприятных или неблагоприятных факторов действительности. Термин «толерантность» же используется для обозначение позитивных характеристик человека, которые заключаются в одобрении, признании разнообразия мира и готовности принятия права людей на различные мнения и взгляды.
Рассмотрим этимологию слова «толерантность». Оно происходит от латинского tolerantia – «терпеть», «выдерживать», «переносить». В разных языках, как уже отмечалось выше, данное понятие приобрело свои смысловые оттенки. Так, в английском (tolerance, toleration) языке оно означает готовность, способность без протеста воспринимать личность, вещь; во французском (tolerance) языке – это уважение свободы другого, его образа мысли; в китайском – проявление великодушия в отношении других; в арабском – прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность; в персидском – терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.
В словаре В.И. Даля «толерантность» трактуется как терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру [с.683].
ГЛАВА 2 ПУТИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Требования к деятельности учителя по воспитанию толерантности
К деятельности педагога в современном обществе предъявляются высокие требования, согласно которым в ходе образовательного процесса учитываются не только способности обучающихся, но и осуществляется максимальное развитие их личности.
Следовательно, необходимым условием успешной педагогической деятельности является выполнение двух аспектов обучения: формирование у учащихся толерантности к окружающему миру, а также толерантное поведение самого педагога, так как не представляется возможным прививать навыки толерантного поведения у собственных подопечных, не обладая чертами толерантного человека и не придерживаясь толерантных взглядов самому. Толерантный педагог за счет особой тактики построения своего поведения по отношению к детям добивается большей результативности, чем тот, кто проявляет нетерпимость или безразличие. Сегодня современная школа сталкивается с такими проблемами, как обострение межэтнических отношений, разделение населения по материальным признакам, нетерпимость к представителям другой веры.
Педагогическая деятельность полна различными напряженными ситуациями, реагировать на которые зачастую получается эмоционально как у педагогов, так и у учащихся. Причины этой напряженности связаны с внешними и внутренними факторами. Внешние факторы предполагают характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженный рабочий день, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся с различными условиями воспитания в семье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание толерантности является сегодня одной из наиболее актуальных тем для ряда гуманитарных наук. Внимание к этому вопросу обусловлено, прежде всего, запросом общества, которое обоснованно видит в толерантности залог гармонизации отношений между людьми, повышения качества их взаимодействия, в том числе и в сфере профессиональной деятельности. Система образования, всегда работающая в интересах общества, конечно же, не может не реагировать на этот запрос и ищет возможности для его удовлетворения.
Анализ литературных источников показал, что толерантность – это спокойное и терпимое восприятие чужих традиций, правил и норм поведения. Толерантное отношение не подразумевает, что нужно разделять чужое миропонимание и жить по чужим правилам.
Толерантность в психологии – это понятие, которое включает в себя терпимость к другим обычаям, поведению, образу жизни и мировоззрению. Это не равносильно безразличию, как могут подумать некоторые. Толерантность в данном случае проявляется в том, что человек принимает сознательное решение не унижать взгляды и все вышеперечисленное, если они отличаются от тех, которых придерживается он сам.
Содержание предмета «Иностранный язык» предоставляет множество возможностей для духовно-нравственного развития учащихся и воспитания их в духе толерантности. Общение на английском языке – это межкультурное взаимодействие. Использование технологии диалога культур является одним из важнейших средств воспитания толерантности средствами иностранного языка.
Использование технологии диалога культур является одним из важнейших средств воспитания толерантности. Культура – это диалог, обмен мнениями и опытом, понимание ценностей и традиций других людей, в изоляции она увядает и погибает.
1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – №1. – С. 33-37.
2. Бердичевский А.Л., Соловьева Н.Н. Диалог культур на уровне родного и иностранного языков // Иностранные языки в школе. — 1993. — № 6. — С. 12—15.
2.Боль¬шой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп.– М. : Большая Рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. – 1456 с. : ил. – ISBN 5-85270-160-2. – ISBN 5-7711-0004-8.
3. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе, 2003. №2, с. 22.
4. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. М – 2007. – С. 87-93.
5. Котелянец, Ю. С. Характеристика толерантности как педагогического понятия / Ю. С. Котелянец. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 156-160.
6. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46–54.
7. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года / Век толерантности: Научно публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001. - С. 131-137.
8. О терпимости = On Toleration / Уолцер, Майкл ; пер. с англ. И. Мюрнберг ; под общ. ред. М. А. Абрамова. - М. : Дом интеллектуал. кн., 2000. - 160 с. - ISBN 5-7333-0019-1 : 1030.00.
9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 1990. – 921с.
10. Петракова Е.Н. Формирование культурно – эстетической толерантности младших школьников в процессе изучения английского языка. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30446500 .- Дата доступа: 15.03.2021
11. Словарь по этике [Текст] / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Политиздат, 1989. – 200 с.
12. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам : учеб. пособие / С. Д. Бакулина. - М. : Флинта : Наука, 2014. - 112 с. - ISBN 978-5-9765-1157-6 : 60000.00.
13. Толерантность в общеобразовательной школе : метод. материалы / Л. Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2006. - 128 с. - ISBN 5-89815-677-1 : 4990.00.
14. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля [Текст] / под ред. В. И. Даля. – 1-ое изд. – М. : Общество любителей Российской словесности, учрежденное при Императорском Московском Университете, 1863-1866.
15. Трофименко С.А. Воспитание толерантности студентов в процессе обучения иностранному языку средствами межкультурной коммуникации / С.А. Трофименко // Минск: Изд. центр БГУ, 2012. - С. 182-183.
16. Семина Л. И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. – 2008. – №7. – С. 11-12.
17. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности// Классный руководитель. – 2012. - № 2. – С. 18 – 20.
18. Энциклопедия Кольера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://niv.ru/doc/encyclopedia/collier/index.htm. – Дата доступа: 06.04.2021.
19. Энциклопедический словарь медицинских терминов . — М.: Советская энциклопедия . — 1982 — 1984 гг.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты