Представление о домашнем насилии у женщин разного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Представление о домашнем насилии у женщин разного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Представление о домашнем насилии у женщин разного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета.
Поделиться
Введение
1. Теоретический анализ проблемы представления о домашнем насилии у женщин разного возраста в зарубежной и отечественной литературе
1.1. Представление как психологическая категория
1.2. Психологические проблемы домашнего насилия в современном обществе
1.3. Особенности представления о домашнем насилии у женщин
Выводы по главе 1
2. Анализ и результат пилотажного исследования представлений о домашнем насилии у женщин разного возраста
2.1. Процедура и методы исследования
2.2. Интерпретация эмпирического исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Библиография
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из важнейших, приоритетных направлений политики государства является укрепление семьи, семейных ценностей, семейных отношений. Во многом это обусловлено тем, что именно семья является одним из важнейших инструментов социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических и нравственных ценностей. Однако семья – это не статичное, а динамичное образование. Она постоянно находится в процессе развития, в результате чего могут возникать различные сложности во взаимоотношениях, в понимании и выборе путей развития, в решении многих бытовых, воспитательных и других вопросов.
Актуальность данной работы обоснована рядом факторов. Насилие в семье – серьезная проблема современного общества. Явление известное также под названиями «бытовое насилие», «домашнее насилие» является весьма распространенным в сегодняшней социальной среде. Насилие в семье определяется как умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания [27].
Домашнее насилие представляет собой комплексную социальную проблему, которая передается из поколения в поколение, а ее последствия оказывают серьезной воздействие и на отдельных людей и на общество в целом. Важно различать, что насилие в семье имеет разные проявления: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое. Насилие в семье во многом имеет в своей основе агрессивное поведение одного или нескольких членов семьи по отношению к остальным членам семьи [23].
В Республике Беларусь в отношении лиц, совершающих насильственные действия, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Поэтому профилактика домашнего насилия проводится на уровне всех социальных институтов: учреждений образования, здравоохранения, правоохранительных органов, в том числе среди лиц, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях. При изучении проблемы насилия важно также изучать мнение и преставления об этом негативном явлении среди женщин.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОМАШНЕМ НАСИЛИИ У ЖЕНЩИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Представление как психологическая категория
Изучением базовой категории «представление» и его особенностями формирования занимались ряд философов, ученых психологов и ряд педагогов.
Представление представляет собой вторично сформированный чувственный образ, сформированный посредством памяти, и который может быть воспроизведен в сознании человека, но также он может представлять собой результат выполнения различных умственных действий с совершенно различными и конкретными чувственными образами. В данном случае это происходит посредством воображения, однако в нем есть ряд элементов процесса мышления. Следовательно, представление как и мышление представляет собой познавательный процесс, который имеет связь с процессом воссоздания присутствующих в сознании или формировании принципиально новых созданных образов отдельных объектов – а именно, формирования представлений на базе сохранившихся в хранилище памяти определенных следов отдельных образов процесса восприятия [24, с. 112].
Если рассматривать представления в плане выделения их видов, то в зависимости от имеющейся специфики предмета формирования «представлений», можно обозначить два базовых вида представлений у человека: первый – визуальные, за этими представлениями стоит определенный образ, и второй вид – абстрактно логические то есть за ними находятся сформированные абстрактные понятия.
Представление – это сформированная индивидуальная система процесса отражения определенных взаимодействий человека с внешним окружающим его миром, которая может быть обусловлена выполняемой деятельностью субъекта. Представление является связующим компонентом между конкретной личностью, набором ее внутренних характеристик и окружающим человека внешним миром [25, с. 18]. Сформированные представления позволяют человеку формировать целостную картину о внешнем пространстве: причем даже если в конкретный момент он может видеть и воспринимать только отдельную часть внешнего пространства. Именно благодаря сформированным представлениям человек знает о том, что именно и в каком месте расположены объекты даже, если их нет в поле его восприятия, т.е. он познает окружающее его пространство в целостности и непрерывности.
2. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОМАШНЕМ НАСИЛИИ У ЖЕНЩИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Процедура и методы исследования
Цель исследования: изучить представления о домашнем насилии у женщин разного возраста.
Задачи эмпирического исследования:
1. Провести анкетирование и выявить представления о домашнем насилии в трех возрастных группах женщин.
2. Провести статистическую обработку и выявить различия в представлениях о домашнем насилии у женщин разного возраста.
3. Выявить семейно-обусловленное эмоциональное состояние женщин разного возраста, оценить различия в трех возрастных группах.
Гипотеза исследования: существуют различия в представлениях о домашнем насилии у женщин разного возраста.
Выборка исследования: 20 женщин в возрасте 19-23 лет, 20 женщин в возрасте 30-35 лет, 20 женщин в возрасте 45-50 лет.
Методы исследования:
˗ теоретические: анализ, сравнение, обобщение;
˗ эмпирические: анкетирование, тестирование;
˗ метод математической статистики: критерий χ2 Пирсона для оценки различий.
Описание процедуры анкетирования: в анкете респондентам предложено было ответить на несколько вопросов, касающихся их представлений о домашнем насилии. Вопросы носили открытый и закрытый характер (Приложение А).
Психодиагностическая методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность. То есть психологическую атмосферу семьи и семейных отношений. В каждом из вопросов будет предложен вариант оценки в баллах от 0 до 7. Баллы соответствуют степени выраженности качества на условной шкале. На одном полюсе этой шкалы – 0 баллов, соответствующий первому варианту ответа, на противоположном – 7 баллам, соответствующих второму варианту. Промежуточные баллы – для оценки, к какому варианту и в какой степени респондент более склонен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представление – это сформированная индивидуальная система процесса отражения определенных взаимодействий человека с внешним окружающим его миром, которая может быть обусловлена выполняемой деятельностью субъекта. Представление является связующим компонентом между конкретной личностью, набором ее внутренних характеристик и окружающим человека внешним миром
Домашнее насилие – это любое умышленное действие либо бездействие одного члена семьи против другого, если это действие ущемляет его конституционные права и свободы, как человека и гражданина, причиняет ему физическую боль, наносит вред его физическому, психическому здоровью или содержит угрозу причинения такого вреда.
Женщины указывают на распространенность домашнего насилия, полагают, что оно преимущественно направлено против женщин со стороны супруга. В основном обусловлено финансовой зависимостью женщины. При этом женщины считают, что во многом сама женщина оказывается виноватой в случаях домашнего насилия.
По данным проведенного исследования было установлено, что у женщин более старшего возраста отмечается более толерантное отношение к домашнему насилию, то есть они полагают, что муж может ударить жену в определенных обстоятельствах. Женщины разного возраста единодушны в том, что жертвами домашнего насилия становятся именно женщины. Женщины разного возраста имеют разностороннее представление о проявлениях физического домашнего насилия и в качестве ведущей его формы указывают на избиение. У женщин 19-23 лет выражены более разносторонние взгляды на проявления психологического насилия, у женщин более старшего возраста представления о психологическом насилии менее дифференцированы. Полученные данные демонстрируют совершенно различные представления женщин разного возраста о различных видах помощи жертвам домашнего насилия. Более молодые женщины в большей степени информированы о проблеме домашнего насилия, меньше придерживаются традиционных установок, то женщины более старшего возраста придерживаются традиционные установок в отношении роли женщины, что позволяет некоторым из них воспринимать домашнее насилие как необходимую меру. В этом отношении также наблюдаются серьезные различия между молодыми и зрелыми женщинами.
1. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учебное пособие / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 288 с.
2. Бадонов, А.М. Домашнее насилие как инструмент власти в семье / А.М. Бадонов // Власть. – 2017. – № 2. – С. 108-112.
3. Бим-Бад, Б.М. Семья как социокультурный феномен / Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. – М.: Интеллектуальная книга, 2010. – 253 с.
4. Вербицкий, Р. Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии / Р. Ю. Вербицкий // Вестник Университета. – 2015. – № 11. С. 311– 315.
5. Виктимология. Психология поведения жертвы. Учебное пособие / под ред. И. Г. Малкина-Пых. – СПб. : Питер, 2016. – 832 с.
6. Всеобщая Декларация прав человека (принята генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.) // Международные акты о правах человека: сборник документов. – М.: Норма, 2000. – 784 с.
7. Горшкова, И.Д. Гендерные представления как контекст супружеского насилия / И.Д. Горшкова // Преодолевая насилие в отношении женщин: сборник материалов / Под ред. А.Синельникова. – М.: Проспект, 2004. –215 с.
8. Горшкова, И.Д. Насилие над женщинами в современных российских семьях / И.Д. Горшкова, И.И. Шурыгина. – М. : МАКС-ПРЕСС, 2013. – 144 с
9. Градскова, Ю. Домашнее насилие как социально-психологическая и культурная проблема: к портрету женщины-жертвы. – URL: http://www.prof.msu.ru/publ/book5/c532.htm
10. Даренских, С.С. Семейное насилие в отношении и женщин / С.С. Даренских. – Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – № 2(78). – С. 52-55.
11. Ерусланова, Р. И. Насилие в семье. Учебное пособие / Р. И. Ерусланова, К. В. Милюхин. – М. : Дашков и К, 2010. – 214 с.
12. Забадыкина, Е.О. О программе «Национальная кампания привлечения внимания общественности к проблемам домашнего насилия» / Е.О. Забадыкина // Женское движение в контексте российской истории. –2008. – №12. – С. 28-33.
13. Здравомыслов, А.Г. Насилие в повседневной жизни / А.Г. Здравомыслов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2002. – №4 (60). – С. 36-40.
14. Злобина, О.Ю.Организация помощи семье в ситуации домашнего насилия. / О. Ю. Злобина, И.Я.Шевцова, Ю.В. Солодун. – М.: Мир, 2005. – 209 с
15. Золотилова Е.О. Проблема домашнего насилия в свете социологического опроса / Е.О. Золотилова // Преодолевая насилие в отношении женщин: сборник материалов / Под ред. А.Синельникова. – М., 2014. – С. 124-128.
16. Ильяшенко, А.Н. Проблемы совершенствования практики применения уголовно-правовых норм, используемых при привлечении к ответственности за насилие в семье / А.Н. Ильяшенко // Российский следователь. – 2007. – №8. – С.20-24.
17. Классификация насилия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://users.livejournal.com/-esina/234657.html.
18. Макеева, О.В. Законодательная база регулирующая вопросы домашнего насилия / О.В. Макеева // Информационно-аналитический бюллетень Агентства социальной информации. – 2008. – №1. – С. 5-14.
19. Назаретян, А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эволюционно -исторической психологии / А.П. Назаретян. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 256 с.
20. Потапова Е.Е.«Стокгольмский синдром»: женщины и избивающие их мужчины / Е.Е. Потапова // Насилие и социальные изменения. Теория. Практика. Исследования / Под ред. М.Писклаковой, А.Синельникова. – СПб.: Питер, 2012. – 187 с.
21. Превентивные программы по программе насилия в семье: методическое пособие / Под общей ред. И.В.Матвиенко. – М.: Региональная общественная организация «АННА», 2002. – 132 с
22. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: научно-методическое пособие / Под ред. Ю.П.Платонова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002. – 265 с.
23. Пушкарев, А.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия / А.Л. Пушкарев, В.А. Доморацкий, Е.Г. Гордеева. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 312 с.
24. Рубинштейн, С. Л. Память. Представления / С. Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. – Питер, 2017. – 261 с.
25. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субьективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384с
26. Фурманов, И.А. Проявление психологического насилия в супружеских отношениях / И.А. Фурманов // Журнал практического психолога. – 2006. – №6. – С.27-33.
27. Шикула, И.Р. Виктимологическая профилактика се-мейно-бытового насилия в отношении женщин / И.Р. Шикула, С.Ю. Андреева // Российский следователь. – 2011. – №21. – С. 26-28.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты