Автоматизация работы с документами в малых организациях
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Автоматизация работы с документами в малых организациях»
по дисциплине: «Базы данных»
2021
45.00 BYN
Автоматизация работы с документами в малых организациях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Базы данных
Организация: Фариновская СШ Полоцкого района, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется документ, выполненный в MS Access Database.
В работе также имеется документ, выполненный в MS Access Database.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Экранные формы базы данных "Школа".
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
1.1 Историография
1.2 Источники
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ БАЗ ДАННЫХ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ ГУО «ФАРИНОВСКАЯ СШ ПОЛОЦКОГО РАЙОНА»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие общества сопровождается постоянным увеличением объема создаваемой, обрабатываемой и хранимой информации. Широкомасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса цифровизации, цифровой трансформации.
В условиях цифровизации происходит процесс перехода организации или целой отрасли на новые модели деятельности, управления, способы производства, основанных на информационных технологиях (ИТ). Цифровая трансформация затрагивает все сферы деятельности, приводя как оптимизации, совершенствованию условий и методов работы, так и к затруднениям, возникающим при внедрении современных ИТ в практику работы организаций. Особенно это затрагивает организации с недостаточным ресурсным обеспечением как финансовым, так и материальным, техническим, кадровым. В полной мере это касается сферы образования, особенно небольших поселковых школ.
В настоящее время ИТ используются в учреждениях образования всех типов и видов на всех уровнях основного, специального и дополнительного образования.
Практически все базовые и средние школы, лицеи, гимназии, высшие, средние специальные и профессионально-технические учреждения образования имеют компьютерные классы или отдельные компьютеры для обеспечения учебного процесса.
По республике на один компьютер приходится 17 учащихся учреждений общего среднего образования (в городской местности – 20, в сельской местности – 11). Вместе с тем, в 10% учреждений образования на один компьютер приходится более 30 учащихся [7].
В части цифровой трансформации сферы образования в Республике Беларусь проведены работы по подготовке к разработке и формированию республиканской информационно-образовательной среды – основы для формирования единого информационного пространства отрасли, базового элемента проекта «Электронная школа».
По предварительным оценкам (по итогам 2020 года) доля учреждений образования, охваченных проектом «Электронная школа», составит 80 процентов [1].
Распространение компьютеров в школе привело к резкой необходимости использования различных программ, в особенности баз данных (БД), для решения задач централизованного хранения данных и последующего использования информации. База данных используется в операционных системах, программах для хранения и изменения информации, на сайтах, в играх.
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
1.1 Историография
Информатизация образования, внедрение современных информационных (цифровых) технологий является одним из приоритетных направлений развития общества и поэтому становится постоянным объектом внимания исследователей.
По проблеме автоматизации учебного процесса написано не много работ, каждая из которых раскрывает лишь определенный аспект внедрения информационных технологий в управление образованием. Так в монографии Олифирова О.В. и Войтюшенко Н.М. [9] рассмотрены теоретические основы создания информационной системы в высшем учебном заведении, сделан анализ возможностей компьютерных технологий и тенденций развития автоматизированных информационных систем, предложена концепция их построения .
В работе Коршунова С.В. «Разработка модели организации учебного процесса» [10] , показано новое информационное состояние общества, связанное с изменением соотношения частотных характеристик обновления информации на генетическом (биологическом) и социальном (общественном) уровнях. Рассмотрено влияние нового информационного состояния общества.
В статье Костикова Ю.В. «Автоматизация управления учебным процессом» [11], выполнен анализ роли и места учебных планов в системе образования, определены разновидности учебных планов, их структурные и параметрические составляющие, разработаны модели учебных планов, выполнена формализация процессов разработки учебных планов.
В статье Вайсмана О.А. и Яблонского В.Б. «Информационное обеспечение системы управления образованием» [23] , рассмотрены основные направления модернизации системы образования, включающие прогрессивные технологии информатизации, сетевые технологии: выделяются преимущества информационно-коммуникационные технологий в совершенствовании механизма управления образованием с учетом автоматизированных систем.
В статье Еслямова С.Г. «О некоторых проблемах компьютеризации учебного процесса и информатизации образования» [3] , проанализирована роль компьютеризации учебного процесса посредством компьютерной технологии обучения и информатизации системы образования. Сформированы основные проблемы проектирования и реализации компьютерной технологии обучения. Описаны основные направления решения указанных проблем, также рассматриваются проблемы компьютеризации управления учебным процессом.
В работе Касимова Я.Х. «Информационные технологии в управлении образованием» [6] , рассматриваются основные принципы создания информационного пространства для качественного управления образованием.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ БАЗ ДАННЫХ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Информатизация образования является не только необходимым условием успешного развития системы образования, но и важным фактором достижения ее основных целей – повышения уровня образования и воспитания людей, формирования нового научного мировоззрения, которое должно отвечать условиям и проблемам развития общества в XXI веке [9].
Информатизация является одним из важнейших инструментов для содержания, методологическая и организационная перестройка образования с целью повышения его эффективности и приближения к реалиям современной жизни.
Информатизация образования на практике невозможна без использования специально разработанного компьютерного оборудования и программного обеспечения.
Анализируя информационные потоки в сфере образования, можно констатировать явное несоответствие между постоянно увеличивающимся объемом информации и сложившейся практикой ее обработки, анализа и структурирования. Сегодня важна своевременная, качественная и оперативная обработка информационных потоков, что возможно благодаря автоматизации.
Целью информатизации образования является повышение качества образования и эффективности управления системой образования путем использования современных информационно-коммуникационных технологий, формирование республиканской информационно-образовательной среды, содержащей качественные образовательные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах.
Основные направления информатизации образования [9]:
- совершенствование информационных образовательных ресурсов;
- модернизация программно-аппаратной инфраструктуры учреждений образования;
- совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования;
- развитие системы электронных услуг в образовании.
Создание и использование информационных образовательных ресурсов Республики Беларусь направлено на информационное, научно- и учебно-методическое, консультационное обеспечение всех участников образовательного процесса. К информационным образовательным ресурсам относятся:
- официальные интернет-сайты учреждений образования и органов управления образованием;
- электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР), размещенные на национальном образовательном портале (http://adu.by) в разделе «Электронное обучение», на портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by) и на иных сайтах государственных органов и организаций.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ ГУО «ФАРИНОВСКАЯ СШ ПОЛОЦКОГО РАЙОНА»
Фариновская средняя школа – это сплочённый коллектив единомышленников – учителей, учеников, родителей. Учебный процесс здесь организован таким образом, что каждый имеет возможность найти дело по душе, развить свои способности и таланты, детям всегда готовы прийти на помощь творческие, высококвалифицированные педагоги. А это и есть слагаемые для успешной и результативной работы.
Учебное заведение в деревне Фариново существует с 1954 года. Тогда это была начальная школа. А в 1980 г. впервые распахнула свои двери для учеников Фариновская средняя школа. За 40 лет существования аттестат о среднем образовании здесь получили 611 выпускников, свидетельство о базовом образовании – 1520 учащихся, золотыми медалями было награждено 36 выпускников, серебряными – 37 [Сноски на две справки].
В данный момент в школе обучаются 245 детей, что составляет 14 классов-комплектов / В составе педагогического коллектива трудятся 37 учителей [22].
За ГУО «Фариновская ДССШ Полоцкого района» закреплены микрорайоны: д. Валевки, д. Вишнево, д. Воробьи, д. Дубовка, д. Козловка, д. Колтуны, д. Кутняны, д. Латышки, д. Лесины, д. Машелево, д. Рабыши, д. Ревяки, д. Рогачи, аг. Рудня, д. Фариново.
В школе возникла потребность в разработке БД, которая бы позволила бы хранить и оперативно обрабатывать соответствующую информацию.
Для каждого учителя в БД должны храниться сведения о предметах, которые он преподает, номере кабинета, который за ним закреплен, номерах классов, в которых он ведет занятия, номере урока и дне, когда он ведет уроки. Об учениках должны храниться следующие сведения: фамилия и имя, в каком классе учится, год рождения. Можно добавить информацию о новом учителе или ученике, а также удалить о выбывших.
База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации. Обратите внимание на несоответствие в этом определении, данные и информация являются взаимосвязанными понятиями, но не идентичными. Причины этого расхождения чисто исторические. В те годы, когда формировалась концепция баз данных, в них действительно хранились только данные. Однако сегодня большинство систем управления базами данных позволяют размещать в своих структурах не только данные, но и методы, с помощью которых происходит взаимодействие с потребителем или с другими программно-аппаратными комплексами. Таким образом, можно сказать, что современные базы данных хранят не только данные, но и информацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ предметной области (деятельность учителя ГУО «Фариновская СШ Полоцкого района») на первом инфологическом этапе проектирования БД «Школа» позволил выделить шесть основных сущностей и определить необходимый состав атрибутов.
Для удовлетворения требований к базе данных со стороны пользователей были определены соответствующие связи. Различные виды взаимодействия отражает построенная ER модель. На ее основе получен единый наглядный образ моделируемой предметной области.
На этапе даталогического проектирования была разработана логическая структура БД, соответствующая логической модели предметной области и построенной ER модели. Решение этой задачи существенно зависит от модели данных, поддерживаемой выбранной СУБД.
В качестве системы управления базами данных выбрана MS Access потому, что данная СУБД:
- имеет понятный и наглядный интерфейс;
- обладает достаточными (согласно требованиям к создаваемой БД) функциональными возможностями, которые, при необходимости, могут быть расширены использованием встроенного языка structured query language (SQL);
- входит в состав офисного пакета.
Результатом выполнения этого этапа являются схемы БД концептуального и внешнего уровней архитектуры, составленные на языке СУБД MS Access (шесть таблиц с указанием основных характеристик полей БД).
На этапе физического проектирования была произведена увязка логической структуры БД и физической среды хранения с целью наиболее эффективного размещения данных, т.е. отображении логической структуры БД в структуру хранения.
В среде MS Access были реализованы информационные запросы, экранные формы которых представлены в приложении (рис. П1-П16).
Таким образом, результатом выполнения курсовой работы стало разработанное приложение баз данных, позволяющее автоматизировать операции учета и процессы составления отчетных документов разного характера. Созданная БД «Школа» позволяет:
- получать списки учащихся по различным критериям и условиям;
- получать списки учителей по различным критериям и условиям;
- получать списки кабинетов и закрепленных за ними учителей;
- получать данные о состоянии кабинетов, расписании учителей;
- создавать отчеты по работе.
1. Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2021, № 66 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mpt.gov.by/ru/gosudarstvennaya-programma-cifrovoe-razvitie-belarusi-na-2021-2025-gody.
2. Диго, С. М. Базы данных. Проектирование и создание: учебно-метод. комплекс. – М.: ЕАОИ, 2008. – 171 с.
3. Еслямов, С. Г. О некоторых проблемах компьютеризации учебного процесса и информатизации образования // Высшая школа Украины. – К. , 2005. – №5. – С. 26 – 29.
4. Использование баз данных и баз знаний в учебном процессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://www.profile-edu.ru/ispolzovanie-baz-dannyx-i-baz-znanij-vuchebnom-processe-page-1.html.
5. Карпов, Б. В. Справочнике Microsoft Access 2000. – 1-е изд. – М.: Питер, 2000. – 416 с.
6. Касимов, Я. Х. Информационные технологии в управлении образованием // Высшая школа Украины. – К., 2005. – №9. – С.54 – 56.
7. Классные журналы ГУО «Фариновская СШ Полоцкого района» // Номенклатура дел ГУО «Фариновская СШ Полоцкого района», 2021.
8. Коннолли, Т. Базы данных: проектирование, внедрение и поддержка. Теория и практика [Текст] / Т. Коннолли, К. Бегг, А. Стрейкен; пер. с английского – 2 – е изд. – М.: Издательство Уильямса, 2000. – 1120 с.
9. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года: утверждено Министром образования Республики Беларусь С.А. Маскевичем от 24 июня 2013 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.by/statistics/informatizatsiya-obrazovaniya/.
10. Коршунов, С. В. О концепции построения научно-образовательных порталов // Тезисы докладов 3– й Всероссийской конференции «Электронные учебники и электронные библиотеки». – М. : МЭСИ. – 2002. – С. 105 – 112.
11. Костиков, Ю. В. Автоматизация управления учебным процессом // Высшая школа Украины. – К., 2003. – №8. – С. 47– 54.
12. Линькова, В. М. Вопросы автоматизации управления учебным процессом в ВУЗе // Научно-техническая информация. – М., 2004. – №7. – С. 16 – 19.
13. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З / Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_informatsii_informatizatsii_i_zawite_informatsii.htm.
14. Олифиров, О. В. Базисный учебный план: методические рекомендации. – М.: МИПКРО, 2000. – 112 с.
15. Петров, А. Б. Концептуалы нового образования в эпоху информационных технологий // Научно-техническая информация. – М. , 2004. – №5. – С. 28 –32.
16. Представление об организации БД и СУБД. Структура данных и система запросов на примерах БД различного назначения [Электронный ресурс]. Режим доступа: //https://sites.google.com/site/okotsitomsk/informatika/4-3-predstavlenie-oborganizacii-bd-i-subd-struktura-dannyh-i-sistema-zaprosov-na-primerah-bdrazlicnogo-naznacenia.
17. Савельев, Н. А. Научно-методические основы разработки системы управления образовательным процессом на основе информационных технологий. – Дан. (17 тыс. записей). – М., 2004. – Режим доступа: /http://www.ibrae.ac.ru/caf.html.
18. Сергеева, М. Обновление системы управления качеством образования на основе совершенствования ее информационного обеспечения. – Дан. (52 тыс. записей). – М., 2005. – Режим доступа: /http://www.ibrae.ac.ru-/caf/UchPln.html
19. Синева, Н. Ф. Создание реляционных баз данных в MS Access. – 1-е изд. – Саратов: СГТУ, 1996. – 40 с.
20. Хомоненко, А. Д. Базы данных/ А. Д. Хомоненко, В. М. Цыганов, М. Г. Мальцев; под ред. проф. А. Д. Хомоненко. – изд. 2– е, доп. и перепечатать. – Санкт-Петербург: КОРОНА принт, 2002. – 672 с.
21. Шекербекова. Ш.Т., Байсалбаева, К.Н., Шекербекова, Ш.Т. Проблемы и перспективы использования базы данных в системе образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 6. – С. 31– 32.
22. Штатное расписание административно-обслуживающего персонала ГУО «Фариновская СШ Полоцкого района» на 1 января 2021 года: утверждено приказом от 31.12.2020, № 66. // Номенклатура дел ГУО «Фариновская СШ Полоцкого района», 2021.
23. Яблонский, В.Б., Вайсман О.А. / Единая образовательная среда Москвы и Городская целевая программа «Электронная Москва» // Сборник научных трудов конференции «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития», Томск, 2003
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется документ, выполненный в MS Access Database.
В работе также имеется документ, выполненный в MS Access Database.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Экранные формы базы данных "Школа".
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты