Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в охране личных прав и свобод граждан
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в охране личных прав и свобод граждан»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в охране личных прав и свобод граждан
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Исторические и законодательные основы эволюции Конституционного суда Республики Беларусь
1.2 Организация деятельности Конституционного суда Республики Беларусь
ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД КАК МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
2.1 Компетенция Конституционного суда Республики Беларусь
2.2 Деятельность Конституционного суда Республики Беларусь по охране личных прав и свобод граждан
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы совершенствования компетенции Конституционного суда Республики Беларусь
3.2 Развитие конституционного контроля в Республике Беларусь в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Права и свободы являются приоритетом действующей Конституции Республики Беларусь. Ни одна из иных ценностей, закрепленных данным нормативным актом, не определена как высшая согласно тексту белорусского Основного Закона. Одним из важнейших аспектов проявления данной приоритетности является охрана прав и свобод граждан.
Охрана прав и свобод имеет особое значение и отличается значительной сложностью. Конституция Республики Беларусь заложила основу конституционной системы защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Так, в соответствии с Основным Законом белорусского государства, выделяют следующие формы защиты: международно-правовую, государственную, общественную, правовую, судебную защиту и самозащиту.
Судебная форма охраны прав и свобод гарантируется ст. 62 Конституции Республики Беларусь и не может быть ограничена. На повышение эффективности судебной формы охраны основных прав и свобод направлена и деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь, которая напрямую с ней связана.
Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать правовые ценности, обеспечивать верховенство Конституции во имя главной цели, для которой создается государство, – служить людям, утверждать их права, свободы, а когда это необходимо, то и содействовать надлежащему исполнению возложенных обязанностей.
Качество осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь предоставленных ему полномочий во многом зависит от полноты правовой регламентации его деятельности нормами как материального, так и процессуального права. Принимая решения и формулируя в них правовые позиции, Конституционный Суд обеспечивает охрану прав и свобод человека, конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей, поддерживая их конституционно-правовой баланс.
Все это говорит об актуальности данной курсовой работы.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в проведении комплексного исследования роли Конституционного Суда в охране личных прав и свобод граждан в современном белорусском государстве. Проведенное исследование и сформулированные выводы способствуют более глубокому познанию рассмотренного процесса, дополняют некоторые выводы ранее проведенных исследований, дают основу для возможности изменения ряда научных подходов.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Исторические и законодательные основы эволюции Конституционного суда Республики Беларусь
В современном мире права и свободы человека имеют особое значение, которое исходит из нового понимания самой природы данного института, его ключевого места в системе ценностей демократических правовых государств.
В Конституции Республики Беларусь определено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Исходя из конституционных положений, государство обязано принимать все доступные меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь.
Конституционное правосудие имеет непосредственное отношение к Конституции государства.
Как отмечает Г. А. Василевич, в Республике Беларусь осуществлены две крупные конституционные реформы, сопровождавшиеся соответствующими подходами в сфере установления и развития специализированного конституционного контроля [10, с. 24].
Первой крупной конституционной реформой была реформа непосредственно текста Конституции 1978 г. в октябре 1989 г. Она положила начало изменениям не только Основного Закона, но и политической, экономической и социальной систем, получившим свое завершение с принятием 15 марта 1994 г. первой Конституции современного белорусского государства.
Вторая реформа произошла с принятием Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 г., базирующейся на принципах правового демократического социального государства, и последующим избранием в апреле того же года Конституционного Суда. Впервые с учетом сложившегося зарубежного опыта стало развиваться конституционное правосудие. Конституционному Суду была посвящена специальная глава в Конституции [10, с. 25].
После проведенного в ноябре 1996 года референдума в гл. 6 «Суд» Конституции Республики Беларусь включена ст. 116 о Конституционном Суде. Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Совета Министров Республики дает заключения о соответствии Конституции Республики Беларусь нормативных правовых актов, принимаемых различными государственными органами и должностными лицами [1].
ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД КАК МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
2.1 Компетенция Конституционного суда Республики Беларусь
В юридической литературе уделено достаточное внимание анализу понятия «контроль», часто его сопоставляют с надзором. Эти понятия различаются, что проявляется и в тех мерах, которые могут применить государственные органы, осуществляющие соответствующие функции.
Отличительной особенностью конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом, является отсутствие у него системы подчиненных ему органов. Осуществление им своих полномочий опирается на авторитет принятого решения (этому может способствовать его правовая аргументированность, а не политическое обоснование). Исполнение решений зависит от поддержки других властных структур – Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, а также общественной поддержки.
В юридической литературе различают две формы конституционного контроля: предварительный и последующий. Большинство стран использует форму последующего контроля (Беларусь, Австрия, Люксембург, ФРГ и др.).
Вместе с тем, предварительный контроль, имея свои преимущества, применяется, например, во Франции, Казахстане, Марокко, Андорре, Румынии.
Посредством конституционного судопроизводства Конституционный Суд осуществляет судебную власть в соответствии с Конституцией и нормами других законодательных актов, определяющих статус и полномочия Конституционного Суда. На основании ст. 116 Конституции [1], ст. 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей [2], конституционное судопроизводство осуществляется по делам:
1) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
2) об устранении пробелов в актах законодательства, исключении коллизий и правовой неопределенности (часть восьмая ст. 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей);
3) о проверке конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой ст. 100 Конституции Республики Беларусь, до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь в порядке обязательного предварительного контроля.
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы совершенствования компетенции Конституционного суда Республики Беларусь
Проблема обеспечения и охраны прав и свобод – одна из наиболее актуальных и активно обсуждаемых проблем современности.
Суд позиционируется как один из органов, которые отличаются беспристрастностью, компетентным разрешением юридического спора. В целом с этим можно согласиться, особенно тогда, когда конституционные принципы и нормы безукоризненно реализуются на практике.
В юридической литературе, посвященной проблемам конституционного правосудия, отмечается разнообразие способов законодательного закрепления компетенции конституционных судов. Представляя совокупность материально-правовых, процессуальных и организационных полномочий, компетенция органов конституционной юрисдикции, как правило, определяется в конституциях, а затем воспроизводится либо конкретизируется и дополняется в специальных законах об этих органах.
Если проанализировать деятельность Конституционного суда Республики Беларусь, скажем, за последний период, то можно смело утверждать, что она лишена налета какой-либо политической конъюнктуры, основывается исключительно на юридических нормах, как тех, что закреплены в Конституции, так и сформулированных в международных документах. Деятельность Конституционного суда всегда протекает публично, его основные, наиболее важные решения (имеется ввиду заключения) всегда публикуются, и поэтому оценивать деятельность Конституционного суда достаточно просто.
Республикой Беларусь избрана так называемая европейская модель конституционного контроля, в соответствии с которой данную функцию осуществляет специально предназначенный для такого рода деятельности орган – Конституционный Суд. В Республике Беларусь закреплена т.н. система «иерархического» обеспечения конституционного соответствия нормативных правовых актов, согласно которой в зависимости от юридической силы и вида нормативного правового акта он проверяется судом на соответствие либо Конституции, либо Конституции и законам, актам Президента и Правительства.
Согласно ч. 4 ст. 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей с инициативой о внесении в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности нормативного правового акта, примененного в конкретном решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции, в результате чего, по мнению гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации (за исключением государственных органов), нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, права и законные интересы организации, эти граждане и организации обращаются к Президенту Республики Беларусь, органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд таких предложений [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учреждение органа конституционного правосудия в современном государстве – один из краеугольных камней демократии, в основе которой находится приоритет прав и свобод человека и гражданина и их эффективная защита. В мире существует две основные модели конституционной юстиции – американская и европейская. Республикой Беларусь избрана европейская модель конституционного контроля, которая предполагает создание специального органа – Конституционного Суда.
Как отмечает председатель Конституционного Суда П. П. Миклашевич, особенностью действующего законодательства о Конституционном Суде является разграничение его правового регулирования: в Кодексе о судоустройстве и статусе судей закреплены нормы материального права, в Законе «О конституционном судопроизводстве» – нормы по конституционному судопроизводству, в Регламенте Конституционного Суда – нормы по организационным вопросам деятельности Конституционного Суда.
Порядок формирования Конституционного Суда указывает на его близость к европейской модели конституционного контроля: в Республике Беларусь 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом, а 6 судей избираются Советом Республики (смешанный способ формирования); которые являются судьями Конституционного суда в течение 11 лет (срок полномочий Конституционного Суда).
В целом специфику конституционного судопроизводства в Республике Беларусь можно свести к следующему:
• предметом конституционного судопроизводства является осуществление конституционного контроля, который выражается в проверке и оценке соответствия Конституции нормативных правовых актов;
• решения, принятые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, влекут последствия для всей правовой системы (в случае признания нормативных правовых актов неконституционными они утрачивают юридическую силу, при предварительном контроле – не вступают в юридическую силу);
• решения являются окончательными и не подлежат обжалованию, вступают в силу с момента провозглашения, если иное не указано в самом решении;
• решения Конституционного Суда являются нормативными правовыми актами;
• виды конституционного судопроизводства обусловлены полномочиями Конституционного Суда.
1. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З (в ред. Закона от 10 декабря 2020 г. № 63-З) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. О Конституционном суде: Закон Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. № 2914-XII (в ред. Закона от 15 июня 2009 г. № 26-З) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
4. О конституционном судопроизводстве: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З (в ред. Закона от 22 декабря 2016 г. № 13-З) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июня 2008 г., № 14 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
6. О порядке деятельности Конституционного суда Республики Беларусь: Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 1997 г. № Р-58/97 (в ред. решения Конституционного Суда 07.10.2009 № Р-362/2009) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
7. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2020 году : решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 11 марта 2021 г., № Р-1256/2021 // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=K92101256.
8. Белоножко, И. Е. Статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь / И. Е. Белоножко // Правовое обеспечение инновационного развития общества и государства: материалы междунар. науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов. Минск, 29–30 окт. 2010 г. – Минск: БГУ, 2011. – С.65–66.
9. Василевич, Г. А. Конституционное правосудие / Г. А. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2012. – 326 с.
10. Василевич, Г. А. Конституционные реформы в Беларуси и развитие специализированного конституционного контроля / Г. А. Василевич // Сборник докладов и тезисов выступлений на научно-практической конференции (30 апреля 2009 г.). – Минск: БГУ, 2009. – С. 24–29.
11. Василевич, Г. А. Конституционный Суд в системе органов, осуществляющих защиту прав и свобод граждан Республики Беларусь / Г. А. Василевич // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып. 15. / Редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) и др. - Мн.: БГУ, 2004. – С. 14–24.
12. Витрук, Н. В. Конституционное правосудие в России. (1991 - 2001 гг.). Очерки теории и практики / Н. В. Витрук. – Москва : Городец-издат, 2001. – 508 с.
13. Кивель, В. Закрепление социально-экономических и культурных прав граждан в Конституции Республики Беларусь / Владимир Кивель // Юстиция Беларуси. – 2015. – № 3. – С. 33–36.
14. Кивель, В. Н. Пути дальнейшего совершенствования законодательства в области конституционного правосудия : материалы междунар. семинаров / В. Н. Кивель. – Минск : Трансформ, 2000. – С. 39–41.
15. Крусс, В. И. Теория конституционного правопользования / В. И. Крусс. – М. : Норма, 2007. – 752 с.
16. Курак, А. И. Конституционные гарантии прав и свобод человека : понятие, виды, содержание / А. И. Курак. – Государство. Демократия. Закон : сб. науч. ст. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2005. – С. 222–241.
17. Лазарев, Л. В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации / Л. В. Лазарев. – Государство и право, 1996. №6. С.11.
18. Марыскин, А. В. Конституционный суд Республики Беларусь: история становления и развития: К 10-летию со дня образования Конституционного суда Республики Беларусь / А. В. Марыскин // Юстыцыя Беларусi. – 2004. – № 3. – С.23–25.
19. Миклашевич, П. П. Совершенствование правовой основы конституционного судопроизводства в Республике Беларусь / П. П. Миклашевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2010. – № 2. – С. 3– 13.
20. Палто, Н. А. Конституционный суд как орган конституционного контроля / Н. А. Палто // Развитие и перспективы национальной правовой системы в контексте европейских интеграционных процессов: материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 16-17 июня 2005 г. – Минск: Издательский центр БГУ, 2005. – С.128–130.
21. Пастухов, М. И. Повышение роли Конституционного Суда – актуальная задача для Беларуси / М. И. Пастухов // Правовое государство. Конституционный Суд: материалы международных семинаров. – Минск, 2000. – С.5–12.
22. Права человека : учеб. пособие / С. А. Балашенко [и др.] ; научн. ред.: С. А. Балашенко, Е. А. Дейкало. – Минск : Юнипак, 2015. – 200 с.
23. Пугачев, А. Н. Виды заключений Конституционного Суда Республики Беларусь / А. Н. Пугачев // Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции: материалы Республиканской науч.-практ. конференции, Минск, 11-12 марта 2008 г. – Минск: Веды, 2008. – С.113.
24. Сергеева, О. Г. Конституционно-правовые аспекты участия граждан в осуществлении правосудия / О. Г. Сергеева // Вест. Конституц. Суда. – 2017. – № 1. – С. 60–74.
25. Слепченко, Е. В. Конституционное судопроизводство: понятие, особенности / Е. В. Слепченко. – Юрид. мир. – 2009. – № 2. – С. 17–23.
26. Харитончик, И. Д. Расширение полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь в свете нового законодательства / И. Д. Харитончик // Теория и практика совершенствования законодательства и правоприменения: традиции и новации: материалы междунар. науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Минск, 30-31 окт. 2009 г. – Минск: БГУ, 2010. – С.46–47.
27. Эбзеев, Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации / Б. С. Эбзеев. - М. : Юрид. лит., 2005. – 574 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты