Восприятие китайской культуры в белорусской среде
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Восприятие китайской культуры в белорусской среде»
по дисциплине: «Социология»
2021
45.00 BYN
Восприятие китайской культуры в белорусской среде
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социология
Организация: Гродненский государственный университет имени Я. Купалы, ГУО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Экспресс-опросник «Индекс толерантности».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Шкала социальной дистанции Э. Богардуса.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В БЕЛОРУССКОЙ СРЕДЕ
1.1 Особенности межкультурного воспитания в Беларуси
1.2 Особенности восприятия китайской культуры в белорусской среде
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В БЕЛОРУССКОЙ СРЕДЕ
2.1 Организация и методики исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Белорусская культура начала выделяться как особый тип в рамках христианской цивилизации в IX–XI веках, в период формирования государства у восточных славян и их обращения в православие. Китай является родиной одной из древнейших цивилизаций мира и имеет пяти тысячелетнюю историю художественного, философского и политического развития. Не вызывает сомнений важность развития белорусско–китайского культурного сотрудничества, которое начало развиваться буквально с начала белоруско–китайских дипломатических отношений. За более чем 20 За последние 20 лет достигнуты большие успехи в культурном взаимодействии двух стран. Культурные пространства двух стран начали активно взаимодействовать и влиять друг на друга. Для того чтобы понять суть этого взаимовлияния, необходимо рассмотреть феномен «культурного пространства» в целом.
Для того чтобы понять суть этого взаимовлияния, необходимо рассмотреть феномен «культурного пространства» в целом, обратив особое внимание на такие понятия, как «культурный архетип» и «национальное культурное пространство».
В связи с изменением внешней политической ситуации, Беларусь стала уделять больше внимания взаимодействию с другими странами Азии и Америки. За четверть века между странами сложились поистине уникальные отношения. Уникальные отношения, которые сегодня требуют пристального изучения. Беларусь и Китай – страны далекие по расстоянию, разные по своему экономическому и иному потенциалу, и совершенно разные по менталитету народов, проживающих на их территории. Наряду с развитием экономических отношений происходит и культурное взаимодействие между двумя странами. Несомненно, решающую роль в углублении сотрудничества между двумя странами играет молодежь. На данный момент
В настоящее время у нас сложились дружеские отношения с белорусскими учеными и специалистами, осуществляется информационный обмен со многими предприятиями, проводятся выставки белорусских товаров двусторонние проекты.
Китайское культурное пространство имеет тенденцию к расширению за счет экспансии в региональное пространство других обществ.
Что касается влияния китайского культурного пространства на динамику развития белорусского культурного пространства, то на современном этапе происходит мирное проникновение китайских культурных ценностей в белорусское социокультурное пространство [1, с.104].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В БЕЛОРУССКОЙ СРЕДЕ
1.1 Особенности межкультурного воспитания в Беларуси
Процесс формирования личности и нравственного развития происходит на протяжении всей жизни. Детство – самый подходящий период для освоения особых элементов национальной культуры.
Основой национального и поликультурного воспитания является любовь к своей малой и большой родине, толерантность и ответственность, ценностное отношение к себе и окружающему миру. Учащиеся должны познавать «корни» своего народа через мудрость сказок, загадок и эпоса, сохранять и приумножать традиции белорусского народа через участие в работе этнографических и краеведческих музеев, использование дат народного календаря (системы праздников, традиций, обычаев и обрядов), национальной символики и геральдики, народных ремесел и фольклора. Нравственные установки и модели поведения, закрепленные в национальной культуре, определяют успешное развитие отдельного человека и нации в целом [2, с.158].
Задачи поликультурного образования и основные цели дошкольного образования должны решаться в комплексе: дошкольное образование и семья. Цели поликультурного образования детей дошкольного возраста включают знакомство с традициями и обычаями других народов, развитие коммуникативных навыков, уважение и терпимость к другим культурам и т.д.
В связи с происходящими процессами глобализации в мировой педагогической теории и практике широко обсуждается проблема поликультурного воспитания личности. Поликультурное воспитание рассматривается как приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культурам с целью духовного обогащения и формирования готовности молодых людей к переменам для жизни в поликультурной среде. Проблема приобрела особую актуальность в связи с активизацией международного сотрудничества, расширением информационного пространства и ростом числа межэтнических конфликтов. Поликультурное образование обеспечивает интеграцию представителей разных народов в мировое социокультурное пространство при сохранении национальной идентичности [3, с.14].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В БЕЛОРУССКОЙ СРЕДЕ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы. Выборка исследования составила 40 испытуемых в возрасте 19–23 лет. Выборка составила 25 (63%) юношей и 15 (27%) девушек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: изучить особенности межкультурной коммуникации студентов.
Задачи исследования:
1. Определить уровень межэтнической коммуникации.
2. Выявить уровень культурной дистанции.
Методики исследования:
1. Экспресс–опросник «Индекс толерантности» (Приложение А).
Данная методика состоит из 22 утверждений, на каждый из которых необходимо дать ответ, такой как «абсолютно несогласен», «не согласен», «скорее не согласен», «скорее согласен», «согласен», «полностью согласен».
Инструкция: оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения. Далее проводится анализ по трем шкалам: «этническая толерантность», «социальная толерантность», «толерантность как шкала личности».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время жители соседних стран обратили свое внимание на Китай. Его быстрое успешное развитие доказало, что это очень сильная республика с талантливыми и трудолюбивыми людьми. Поэтому на протяжении нескольких десятилетий соседи активно налаживают отношения с Китаем. Беларусь не является исключением.
Культуры обеих стран очень необычны. Поэтому неудивительно, что китайцы и белорусы хотят больше узнать друг о друге, а также создать что–то новое вместе. Периодически организуются международные выставки, концерты и другие интересные мероприятия. Все это делается для того, чтобы привлечь туристов и как–то объединить такие разные национальности.
Анализ литературных источников показал, что современное поликультурное и межкультурное образование детей и молодежи в Беларуси направлено на то, чтобы сформировать представление о благоприятном уровне взаимодействия Республики Беларусь и другими странами. Нами было определено, что Беларусь и Китай на протяжении длительного времени придерживаются доброжелательных отношений.
Белорусская и китайская культура являются между собой взаимосвязанными и давно оказывают влияние друг на друга. Восприятие китайской культуры в рамках белорусского сообщества представляет собой систему культурной активности, которая не воспринимается белорусским обществом как нечто чуждое. Формирование представления об определенной культуре помогает сформировать представление о том, что такое межкультурное взаимодействие.
С целью формирования представления о особенностях межкультурной коммуникации между студентами–белорусами и китайскими студентами, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи:
– Экспресс –методики «Индекс толерантности»;
– Шкала социальной и культурной дистанции Богадурса.
В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты:
Для белорусов, в основном, характерными являются такие показатели как наличие довольно длинной социальной дистанции, которая направлена на формирование представления о сложностях в рамках построения этнической коммуникации между представителями двух народностей. Также, необходимо отметить высокий уровень толератности, который также указывает на то, что белорусы формируют свое собственное отношение к другим народностям.
1. Акопов, С.В. Транснациональное измерение современности // Философские науки. –2015. – № 3. – С. 104-119.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – 5–е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 362 с.
3. Бабаева, А. В. Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации / А. В. Бабаева // Материалы научной конференции. Серия «Symposium», вып. 7. – СПб., 2001. – С.14–17.
4. Барг, М. А. Категории и методы исторической науки / М. А. Барг. – М.: Академия, 1984. – 342 с.
5. Библер, В. С. Культура. Диалог культур / В. С. Библер // Вопросы философии. – 1989. – № 6. – С.55-69
6. Букин, А. Г. Культурное пространство и пространство культур : (региональный аспект) : автореф. дис.… канд. философ. наук : 09.00.13 / А. Г. Букин. – Чита, 2006. – 22 с.
7. Булыга, Е.А. Республика Беларусь и Китайская народная Республика: Диалог культур . – Барановичи: БРГУ, 2010. – 247 с.
8. Быстрова, А. Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии / А. Н. Быстрова // Философские науки. – 2004. – № 12. – С. 39–36.
9. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – М.: Изд. «Восточная литература» РАН, 2001. – 487 с.
10. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации : учеб. для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин ; под ред. А. П. Садохина. – М.: Академия, 2002. – 352 с.
11. Гукаленко, О.В. Поликультурное образование: теория и практика [Текст] / О.В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 510 с.
12. Зиатдинова, Ф.Н. Поликультурное образование учащихся младших классов в национальной школе [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ф.Н. Зиатдинова; Удмуртский ГУ. - Ижевск, 2006. - 22 с.
13. Материалы полевых исследований Прокофьевой Ю.С. по теме «Китайские традиции в современной культуре Беларуси: влияния и заимствования» // Архив центра исследований белорусской культуры, языка и литературы – Фонд 6. – Оп.14. – Д. 150. – 29 с.
14. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур / Е.И. Пассов. - Минск: Лексис, 2003. - 184 с.
15. Соколов, Б. Г. Культура и традиция / Б. Г. Соколов // Метафизические исследования. – 1997. – № 4. – С. 32.
16. Хоруженко, К. М. Культурология : Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. – Ростов н/Д, 1997. – 640 с.
17. Четверов, И. Г. Феномен культурного пространства / И. Г. Четверов, А. Ю. Ивлева // Межкультурная коммуникация в современном обществе : материалы II междунар. науч. конф., Саранск, 26 сент. – 31 окт. 2011 г. (Язык. Культура. Общество. – 2011. – Вып. 3.) – С. 81–83.
18. Чуркова, В.Ф. Влияние китайской культуры на формирование культурного пространства Беларуси / В.Ф. Чуркова // Изучение китайского языка и культуры как фактор устойчивого развития регионов Беларуси : сб. науч. ст. / Учреждение образования "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы", Штаб-квартира Институтов Конфуция (Hanban) ; гл. ред. Л. М. Середа ; ред. кол.: Л. М. Середа [и др.]. – Гродно: ГрГУ им. Янки Купалы, 2018. – С. 65-71.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Экспресс-опросник «Индекс толерантности».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Шкала социальной дистанции Э. Богардуса.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты