Влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа № 4, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводные данные по результатам диагностики.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения влияния гендерных стереотипов на выбор будущей профессии
1.1 Понятие «гендерные стереотипы» в научной психологической литературе
1.2 Проблема выбора будущей профессии в старшем школьном возрасте
1.3 Роль гендерных стереотипов в профессиональном самоопределении старшеклассников
2 Эмпирическое исследование влияния гендерных стереотипов на выбор будущей профессии
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Особенности влияния гендерных стереотипов на выбор будущей профессии
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучаемой темы курсовой работы заключается в том, что выбор будущей профессии обусловлен воздействием факторов внешней среды, а также внутренних установок и интересов, что проявляется в его отношении к выбранной профессии. Одним из таких механизмов являются гендерные стереотипы. Изучение гендерных стереотипов дает возможность выявить психологические механизмы возникновения образования механизмов профессионального выбора и дальнейшего пути профессионализации личности. Знание этих механизмов позволит с большей эффективностью проводить профориентационную работу со школьниками и студентами.
Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте характеризуется в первую очередь тем, что учащийся стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. Выбор профессии необходимо осуществлять в соответствии с учетом множества факторов, как внешних, так и внутренних. Одним из важнейших личностно значимых факторов являются гендерные установки.
Развитие теоретических основ профессионального самоопределения молодежи в последние десятилетия осуществлено рядом ученых, таких как Е.А. Климов, Ю.Е. Забродин, которыми раскрыты методические аспекты профессионального самоопределения. Б.А. Федоришиным была описана система профориентации, которая обеспечивает школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий с учетом имеющихся личностных предпосылок. В.Д. Шадриковым разработаны диагностические методики для анализа структуры личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи при выборе профессии. К.М. Гуревич, В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов провели анализ взаимосвязи индивидуальных особенностей и профессиональной пригодности. Н.С. Пряжников изучал проблему профессионального и личностного самоопределения. Среди теоретических разработок профориентационной проблематики в Беларуси следует указать на научные труды по проблемам психологической готовности к деятельности (Л.А. Кандыбович); психологию трудового обучения и профессионального самоопределения (Ф.И. Иващенко); профессиональную пригодность (А.Г. Ростунов) и др. Однако, несмотря на очевидный интерес ученых, профориентационная работа в современных условиях не в полной мере раскрывает основные аспекты взаимосвязи гендерных стереотипов и выбора профессии старшеклассниками.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
1.1 Понятие «гендерные стереотипы» в научной психологической литературе
Гендерные стереотипы относятся к более широкому понятию социальных стереотипов. В научный обиход понятие «социальный стереотип» было введено У. Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ (или «картинку») мира в голове человека. У. Липпман выделял следующие основные причины, по которым люди прибегают к стереотипизированию: во-первых, по принципу экономии усилия, они не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а подводят их под уже имеющиеся категории; во-вторых, таким образом они защищают групповые ценности и свои права. Основными свойствами стереотипа, таким образом, являются: устойчивость (или существование одних и тех же стереотипов у разных поколений людей внутри одного этноса), ригидность, избирательность восприятия информации и эмоциональная наполненность [3, с. 18].
Гендерные стереотип трактуется как усвоенный человеком и распространённая в обществе система представлений о специфических особенностях и характеристиках поведения мужчин и женщин как представителей определенного пола. Гендерные стереотипы рассматриваются в рамках изучения социальных представлений в отношении представителей мужского и женского пола и описывают нормы их социального взаимодействия, а также критерии и показатели того, чем обязаны отличаться мужчины от женщин по конкретным реализуемым социальным и психологическим характеристикам [5, с. 8].
Гендер – представляет собой набор социальных, а также усвоенных культурных норм, приписываемых обществом людям обоего пола. Гендер представляет собой обобщенный культурный и психологический феномен, который можно отнести к наличию у человека характеристик мужественности или качеств женственности [7, с. 26].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
2.1 Методики и организация исследования
С целью изучения влияния гендерных стереотипов на выбор будущей профессии было проведено исследование.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что гендерные стереотипы оказывают влияние на выбор будущей профессии.
В исследовании приняли участие 30 учащихся старших классов: 15 юношей и 15 девушек.
При проведении исследования применялись следующие методики:
1. Методика «Кто я?» [15].
Авторы: опросник разработан М. Куном и Т. Макпартлендом. Адаптация Т. Клециной.
Цель: позволяют выявить особенности гендерной идентичности и степень осознанности личностью собственных гендерных стереотипов.
Инструкция: вы получили бланки, где в столбце 20 раз написано слово «Я», а далее оставлена пустая строка. Пожалуйста, в течение 15 минут ответьте на вопрос «Кто я?», используя при этом любые слова или предложения. Отвечайте так, как если бы вы отвечали самому себе, а не кому-то другому. Пишите свои ответы в том порядке, в каком они приходят вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов. Записывайте их достаточно быстро.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гендерные стереотип трактуется как усвоенный человеком и распространённая в обществе система представлений о специфических особенностях и характеристиках поведения мужчин и женщин как представителей определенного пола. Гендерные стереотипы рассматриваются в рамках изучения социальных представлений в отношении представителей мужского и женского пола и описывают нормы их социального взаимодействия, а также критерии и показатели того, чем обязаны отличаться мужчины от женщин по конкретным реализуемым социальным и психологическим характеристикам.
Основным периодом профессионального самоопределения считается старший школьный возраст, главная цель которого заключается в постепенном формировании у старшеклассника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Чаще всего люди стараются выбирать профессии, соответствующие их гендерной роли. Под гендерной ролью понимают систему средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мужчину или женщину. Таким образом, роли задаются обществом, применяются ко всем индивидам определенной категории и являются хорошо усвоенными реакциями. влияние гендерных аспектов на профессиональное самоопределение личности - это не только процесс самореализации личности, но и выбор жизненного пути, а так же взаимосвязи ее с социальной средой и получения личностного социального опыта.
1. Бычковский, Д.А. Профессиональное самоопределение школьников на современном этапе / Д.А. Бычковский // Технологическое образование. – 2011. – № 3. – С.46-52.
2. Войтко, Н. В. Гендерное воспитание несовершеннолетних в учреждениях образования / Н. В. Войтко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2012. – № 6. – С. 11–17.
3. Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. И. Ключко [и др.] ; под общей редакцией О. И. Ключко. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 404 с.
4. Деревцова А.Б. Профессиональная направленность старшеклассников с различной гендерной принадлежностью // Молодой ученый. -2015. - № 3. - С. 895-898.
5. Захарова, С.Н. Гендерное воспитание детей и учащейся молодежи: учеб.-метод. пособие / С.Н. Захарова, В.В. Чечет. – Минск: БГУ, 2011. – 119 с.
6. Иванова, Н.Л. Профессиональное самоопределение: проблема метода диагностики и консультирования / Н.Л. Иванова, С.А. Котова // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2010. – Т. 3. – № 3. – С. 3-10.
7. Клипинина, В. Н. Гендерное воспитание в подростковом микросоциуме: проекция в будущее. Методика социально-педагогического сопровождения процесса формирования культуры гендерных отношений / В. Н. Клипинина, А. Г. Радкевич // Народная асвета. – 2017. – № 4. – С. 26–30.
8. Ковалева И.А. Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 50-52.
9. Ковалевич М.С. Модели содержания и технологии информационно-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения личности / М.С.Ковалевич // Адукацыя і выхаванне. – 2012. – № 2. – С. 14–22.
10. Краснощеков, Р.В. Психологическое сопровождение профессиональной ориентации в школе: практическое руководство/ Р.В. Краснощеков; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2009. – 196с.
11. Лагонда, Г. В. Гендерное воспитание: цель, сущность, основные принципы / Г. В. Лагонда // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2018. – № 1. – С. 3–6.
12. Логинова, Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь. Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. - М. : Аспект-Пресс, 2008. – 280 с.
13. Матюшкова, С.Д. Педагогические условия формирования гендерной культуры учащихся старших классов : монография / С. Д. Матюшкова; М-во образования РБ, УО «ВГУ имени П.М. Машерова». – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2012. – 173 с.
14. Полещук, Ю.А. Профессиональная направленность учащихся / Ю.А.Полещук // Психология. – 2010. – № 3. – С.23-26.
15. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности [Электронный ресурс] : метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» и 1-23 01 04 «Психология» / сост. Е. Д. БеспанскаяПавленко. – Минск : БГУ, 2013.
16. Русецкая, А.М. Гендерные аспекты воспитания обучающихся в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь в содержании подготовки педагогов-психологов / А.М.Русецкая, О.Н. Пастухова // Вышэйшая школа, – 2014, № 5. С. 22-24.
17. Смагин, А. И. Вопросы гендерной культуры в воспитании детей на современном этапе / А. И. Смагин // Вести Ин-та соврем. знаний. – 2017. – № 4. – С. 83–87.
18. Старостенкова, Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов / Т.А. Старостенкова // Инновации в образовании. – 2006. – № 2. – С. 108-118.
19. Столяренко, Л.Д. Гендерная социализация // Психология личности / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин. – Ростов-на-Дону, 2011. – С. 314-352.
20. Тумакова, С.Г. Психологические основы психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и профессии / С.Г. Тумакова. – М.: Аспект-Пресс, 2011. – 180 с.
21. Трифонюк, А.Ф. Особенности психологической подготовки старшеклассников к труду и выбору профессии: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук / А.Ф.Трифонюк ; Нац. инс. обр. и науки РБ. – Минск, 2015. – 20 с.
22. Чеснокова, О. Половая и гендерная социализация: проблемы теории и практики / О.Чеснокова // Адукацыя і выхаванне. – 2017. – № 8. – С. 28-35.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводные данные по результатам диагностики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты