Кодификация законодательства в Республики Беларусь: понятие, особенности, тенденции
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Кодификация законодательства в Республики Беларусь: понятие, особенности, тенденции»
по дисциплине: «Теория и история государства и права»
2021
45.00 BYN
Кодификация законодательства в Республики Беларусь: понятие, особенности, тенденции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и история государства и права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ КОДИФИКАЦИИ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОДИФИКАЦИИ НОРМ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КОДИФИКАЦИИ НОРМ ЧАСТНОГО ПРАВА
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ КОДИФИКАЦИИ НОРМ КОМПЛЕКСНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Представляется логичным, что в силу объективной необходимости правового регулирования различных общественных отношений и общественных отношений законодательная деятельность государства не может прекращаться, она должна постоянно находиться в динамике, в движении. Изменения в общественных отношениях требуют совершенствования правовой системы, что, в свою очередь, приводит к необходимости принятия новых правовых актов.
Эта разнообразная и разветвленная система нормативных правовых актов существует практически в каждой современной стране. В то же время эта система не статична, она динамична, мобильна: постоянно вступают в силу новые модели поведения, другие модифицируются, изменяются и добавляются, другие отменяются или теряются в силе.
Каждый вновь принятый нормативный правовой акт приводит к необходимости корректировки действующих актов.
Поэтому, если темпы законодательной деятельности возрастут одновременно с отсутствием организации и группировки нормативных правовых актов и деятельности по регулированию предписаний, это неизбежно приведет к трудностям в поиске и использовании необходимых норм и к путанице в правовой системе.
Кодификация - наиболее эффективный способ систематизации нормативных правовых актов. Это способ смягчения существующего законодательства путем объединения его смысла в сложный законодательный акт, чтобы вывести его из ряда различных нормативных правовых актов. Такие акты являются институциональной основой для создания соответствующих правовых отраслей или институтов.
В настоящее время как в юридической литературе, так и в правоприменительной практике достаточно часто поднимается вопрос систематизации законодательства, необходимости разработки механизма ее эффективного проведения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ КОДИФИКАЦИИ
Кодификация – это сведение к единству всего правового материала путем переработки его внутреннего содержания в стройную, логически цельную и внутренне согласованную систему. В результате кодификации происходит как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства в ходе подготовки и принятия нового кодификационного акта [1, с. 35].
В целом вопросы кодификации рассматривались белорусскими авторами как в учебной литературе, так и в научной литературе на монографическом уровне.
Однако, на наш взгляд, наиболее полно содержание и значение кодификации раскрыл Д.В. Чухвичев: «Кодификация является, пожалуй, самым эффективным способом систематизации нормативных правовых актов. Она представляет собой прекрасный способ «разгрузить» действующее законодательство, избавив его от огромного массива разрозненных нормативных правовых актов, путем объединения их смысла в одном новом едином комплексном законодательном акте [2, с. 27].
В результате кодификации нормативно-правовые предписания выражаются в концентрированном виде, объем законодательства, подлежащий изучению субъектами правоотношений, уменьшается, а у людей возникает возможность усвоить требования норм права более полно и системно, не исследуя в поисках отдельных положений всю систему законодательства.
Кодификация – действенное средство увеличения регулятивной эффективности права, она служит для устранения множества бессистемных и разнородных нормативно-правовых актов путем объединения их смысла в новом едином акте, носящем комплексный характер и служащем для комплексного единого выражения нормативно-правовых предписаний, ранее содержавшихся в большом массиве законодательства.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОДИФИКАЦИИ НОРМ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
В данной главе особенности и проблемы кодификации норм публичного права мы рассмотрим на примере – права социального обеспечения.
Вопрос о необходимости разработки и принятия Кодекса социального обеспечения поднимался еще советскими учеными. Кодекс не был разработан и принят из-за основной проблемы – не был решен вопрос о соотношении в сфере социального обеспечения союзного и республиканского законодательства и о разграничении компетенции между высшими органами государственной власти и высшими органами государственного управления СССР.
В Республике Беларусь И.В.Гущин и И.А.Белова предлагали разработать и принять Кодекс о социальном обеспечении Республики Беларусь [11, с. 80], а Т.А.Постовалова – Кодекс социальной защиты населения Республики Беларусь [12, с. 16].
Теоретическим осмыслением кодификации занимался И.Бентам (1748–1832 годы). Кодификация, по мнению С.С.Алексеева [13, с. 471], – это особый вид правотворчества, а именно системное правотворчество. Кодификация, действительно, с полным правом может быть названа разновидностью правотворчества, а не систематизацией в непосредственном смысле этого слова, хотя по своим правовым последствиям она всегда систематизирует право.
Французская доктрина исходит из того, что кодификация представляет собой любую форму приведения в единое целое рассеянных по разным источникам правовых норм независимо от того, отменяются ли эти нормы формально, а на их месте создается новый крупный закон-кодекс или кодифицируемые нормы остаются в силе, лишь по-новому структурируются, то есть им придается новая форма без изменения содержания.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КОДИФИКАЦИИ НОРМ ЧАСТНОГО ПРАВА
Особенности кодификации норм частного права мы попытаемся привести на примере финансового частного права.
Изучение соотношения частного права и финансов показывает, что в их взаимосвязи финансы являются объектом частноправового регулирования, частное право принимает форму частного финансового права [21, с. 78]. Определение этого (нового) нормообразования требует его изучения и сравнения с известными концепциями позитивного права.
Право – это системное явление. Как В. П. Мозолин пишет: «Оно состоит из множества многоуровневых иерархий, основной единицей которых является правовая норма. Правовые нормы одноцелевого характера объединяются как институты, которые в соответствии со сферой их применения и выполняемыми ими функциями объединяются как более крупные правовые группы» [22, с. 110].
Таким образом, частное финансовое право является (1) неотъемлемой частью правовой системы, включая частное право, и в то же время (2) системой со своей собственной структурой. Простейшим элементом последнего является правовая норма. Внешнее выражение (официальная форма) они переходят в финансовое частное законодательство.
Финансовые частные отношения определяются владением финансовой собственностью, поэтому они относятся к отношениям собственности. Они связаны с отношением (обязательством) предоставления финансовых услуг. Принимая во внимание способ распоряжения его регулированием, можно с уверенностью заключить, что эти отношения содержатся в предмете гражданского права. Таким образом, частное финансовое право является гражданским правом.
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ КОДИФИКАЦИИ НОРМ КОМПЛЕКСНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
Для эффективного развития экономики очень важен факт экономической законодательной динамики и качественного развития. Особенность этой области законодательства заключается в том, что она очень обширна и многогранна, тесно связана с другими отраслями и институтами и перекликается с ними. Другая особенность заключается в том, что отрасли экономического законодательства четко не определены и отделены от других отраслей.
Основой для формирования современного экономического законодательства является принятие ГК, который заложил основы регулирования экономических отношений. Впоследствии был принят ряд нормативных законов и нормативных актов на всех уровнях для формулирования положений ГК.
Отличительной особенностью развития экономического законодательства в Республике Беларусь является активная кодификация и консолидация нормативных правовых актов, что свидетельствует о тенденции к системному нормотворчеству. В дополнение к ГК были приняты кодифицированные законопроекты. Также был принят ряд институционализированных законов, которые очень близки к Кодексу с точки зрения сферы регулируемых отношений. К ним относятся Закон «Об экономическом банкротстве», Закон «О строительстве, градостроительной и строительной деятельности Республики Беларусь», Закон «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» и так далее.
Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 года № 205, отражающим основное направление обновления качества экономического законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги, проведенного исследования.
Кодификация - наиболее эффективный способ систематизации нормативных правовых актов. Это способ смягчения существующего законодательства путем объединения его смысла в сложный законодательный акт, чтобы вывести его из ряда различных нормативных правовых актов. Такие акты являются институциональной основой для создания соответствующих правовых отраслей или институтов. Кодификацию законодательства можно рассматривать с двух уровней: во-первых, как самостоятельную отрасль науки, разработанную на основе опыта, и, во-вторых, как вид, форму законодательной деятельности, которая, безусловно, осуществляется на основе науки.
Вместе с тем несмотря на разность задач, стоящих перед кодификацией, декодификацией и рекодификацией, данные правовые явления характеризуются определенной степенью взаимосвязи. Первичным по отношению к остальным правовым явлениям является кодификация, так как она лежит в основе декодификации и рекодификации, придавая им черты зависимости и производности. Кодификация является самостоятельным и завершенным элементом систематизации законодательства, влекущим декодификацию и рекодификацию только лишь в определенных случаях. Процесс же декодификации напрямую зависим от кодификации, так как отсутствие кодифицированного акта сводит к нулю возможность декодификации.
Рекодификация также имеет прямую зависимость от кодификации и является своеобразной формой совершенствования кодифицированного акта. Сочетание же кодификации и рекодификации законодательства может рассматриваться как комплексный инструмент ликвидации пробелов в правовом регулировании определенной области общественных отношений.
1. Сигалов, К.Е. Кодификация и правовое время / К.Е. Сигалов // История государства и права. – 2017. – № 23. – С. 35–37.
2. Чухвичев, Д.В. Особенности законодательной техники при проведении кодификации / Д.В. Чухвичев // Право и политика. – 2015. – № 10. – С. 27–38.
3. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 300-З // Эталонный банк данных правовой информации Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2002 г., № 205 // Эталонный банк данных правовой информации Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. Соловьёв, А.А. Систематизация законодательства о спорте (российский и зарубежный опыт) : автореф. дис. … д-р юрид. наук : 12.00.01 / А.А. Соловьёв. – М., 2011. – 55 с.
6. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. // Эталонный банк данных правовой информации Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. Кленова, Т.В. Необходимость и возможность стабилизации уголовного законодательства / Т.В. Кленова // Противодействие современной преступности: оценка эффективности уголовной политики и качества уголовного закона. – Саратов : Cателлит, 2015. – С. 125–133.
8. Беликова, К.М. Правовое регулирование торгового оборота и кодификация частного права в странах Латинской Америки : автореф. дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.03 / К.М. Беликова. – М., 2012. – 54 с.
9. Соловьёв, А.А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте : монография / А.А. Соловьёв // Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. – М., 2017. – 383 с.
10. Жилищный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 31 мая 2012 г. : одобр. Советом Респ. 22 июня 2012 г. // Эталонный банк данных правовой информации Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11. Право социального обеспечения: учеб. / И.В. Гущин [и др.]; под общ. ред. И.В. Гущина. – Минск: Амалфея, 2012. – 512 с.
12. Постовалова, Т.А. Правовое регулирование пособий по временной нетрудоспособности: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Т.А. Постовалова. – Минск: Белполиграф, 2016. – 20 c.
13. Алексеев, С.С. Общая теория права: учеб. / С.С. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 578 с.
14. Кабрияк, Р. Кодификации / Р. Кабрияк; пер. и авт. вступ. ст. Л.В. Головко. – М.: Статут, 2017. – 476 с.
15. Общая теория права. Курс лекций / под общ. ред. В.К. Бабаева. – Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ВШ МВД Рос. Федерации, 2013. – 544 с.
16. Кобзева, С.И. Общая характеристика законодательства о социальном обеспечении / С.И. Кобзева // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ): материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2017. – С. 703–708.
17. Васильева, Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: моногр. / Ю.В. Васильева. – Пермь: Перм. гос. ун-т, 2019. – 364 с.
18. О социальном обеспечении: Кодекс Туркменистана. – Ашхабад: Туркмен. гос. изд. служба, 2008. – 270 с.
19. Waltermann, R. Sozialrecht / R. Waltermann. – 10. Aufl. – Heidelberg: Mller Jur.Vlg.C.F., 2012. – 300 s.
20. European Code of Social Security Strasbourg, 16.IV.1964 [Electronіc resource]. –European Code of Social Security (Revised) Rome, 6.XI.1990 [Electronіc resource]. – Mode of access: http://conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/139.htm.
21. Протасовицкий, С. П. Корреляция частного права и финансов / С. П. Протасовицкий // Промышленноторговое право. – 2015. – № 8. – С. 75‒80.
22. Мозолин, В. П. Система российского права (Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г.) / В. П. Мозолин // Государство и право. – 2014. – № 1. – С. 107‒13.
23. Пиликин, Г. Г. Становление финансового права как особой формы регулирования экономических отношений : дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.04 / Г. Г. Пиликин. – М., 2014. – 397 л.
24. Карасева, М. В. Финансовое правоотношение : дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.12 / М. В. Карасева. – Воронеж, 2018. – 304 л.
25. Алексеев, С. С. О теоретических основах классификации отраслей советского права / С. С. Алексеев // Советское государство и право. – 1957. – № 7. – С. 99‒107.
26. Сперанский, М. М. Обозрение исторических сведений о Своде законов / М. М. Сперанский // Сперанский М. М. Избранное. – М. : Статут, 2015. – С. 202-251.
27. Проблемы общей теории права и государства / Н. В. Варламова [и др.]; под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М. : Норма, 2014. – 832 с.
28. Хозяйственный кодекс Украины [Электронный ресурс] : 16 янв. 2003 г., № 436-IV // Законодательство Украины. – Режим доступа: https://kodeksy.com.ua/ka/hozajstvennyj_kodeks_ukrainy.htm.
29. Хозяйственный кодекс Королевства Бельгия [Электронный ресурс] : 21 мая 2014 г. – Режим доступа : https://findout.su/1x23628.html.
30. Прокофьев, Н.А. Роль хозяйственного кодекса при создании механизма устойчивого социально-экономического развития стран СНГ [Электронный ресурс]: статья / Н.А. Прокофьев. – Режим доступа : https://pravograd.org. –
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты