Особенности учебной мотивации в подростковом возрасте
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности учебной мотивации в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности учебной мотивации в подростковом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №18, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест. Мотивация успеха и боязнь неудачи (А. А. Реан).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.).
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические особенности учебной мотивации в подростковом возрасте
1.1 Понятие мотивации
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.3 Особенности развития мотивации в подростковом возрасте
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей учебной мотивации в подростковом возрасте
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Заключение
Список используемых источников
Введение
Тема данного исследования является актуальной, так как подростковый возраст является одним из сложных периодов в жизни человека, а изучение мотивационной сферы детей подросткового возраста играет одну из ключевых ролей в процессе воспитания, отвечает за его эффективность, способствует формированию активной социальной позиции детей подросткового возраста, влияет на формирование личности людей этой возрастной категории, формирование всесторонне развитой личности, изучение данной темы способствует оптимизации воспитательного процесса.
Изучением мотивационной сферы занимались и занимаются многие ученые. Большую роль в этом исследовании сыграли такие психологи, как А.И. Леонтьев, Л.И. Божович, А.К. Маркова и многие другие. В середине прошлого века Д.Б. Эльконин и В.В. Репкин создали теорию учебной деятельности. В современном обществе проблема учебной мотивации не отступает на второй план.
Формирование учебной мотивации в подростковом возрасте можно, без преувеличения, назвать одной из центральных проблем современной школы и делом социальной значимости. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач по формированию у учащихся методов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, единством идейно-политического, трудового и нравственного воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Социальный заказ нашего общества школе сегодня заключается в повышении качества обучения и воспитания и устранении формализма в оценке работы учителей и учащихся. Проблема мотивации обучения лежит на стыке обучения и воспитания и является важным аспектом современного обучения. Это означает, что учителя должны сосредоточиться не только на обучении учеников, но и на их личностном развитии в процессе обучения.
Формирование мотивации означает воспитание у учащихся идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознанных и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию ученика.
Исследованиями в области изучения особенностей формирования и развития мотивации у подростков занимались многие отечественные и зарубежные исследования, среди которых необходимо выделить таких как В.Г. Асеев., Н.А. Березовин, Л.И. Божович. Е.П. Ильин, Д.Г. Левитес и т.д.
Глава 1. Теоретические особенности учебной мотивации в подростковом возрасте
1.1 Понятие мотивации
Потребность – это нужда в чем- то, требующая удовлетворения. Потребности каждого отдельного человека подвижны, условны, всегда в своей основе имеют нужду и стремление к ее удовлетворению. Согласно пирамиде А. Маслоу, все потребности делятся на биологические, социальные, потребность в безопасности, потребности в признании обществом и духовные. В современной психологии акцент делается на то, что все потребности человека могут трансформироваться, т.е. переходить в иную плоскость, т.е. для каждого отдельного человека приоритетной является какая-то определенная, главная потребность. Данная потребность мотивирована, т.е. обладает лучшими средствами для своего удовлетворения [2, с.38].
Переход от потребности к ее удовлетворению приводит к тому, что потребность из внутренней переходит во внешнюю, т.е к формированию мотива. Мотив является своеобразным переходным этапом от потребности к процессу ее удовлетворения, т.е. деятельности. Однако, не каждая деятельность может удовлетворить конкретный мотив [3, с.15].
Механизм перехода от потребности к деятельности:
1. Мотивация – обоснование предмета для удовлетворения потребности.
2. При переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в осознанную потребность.
Потребность и мотивация тесно связаны, т.к. потребность стимулирует человека выполнять деятельность по ее выполнению. Основным компонентом деятельности является мотив.
Мотив побуждает человека к конкретной деятельности по удовлетворению определенной потребности. Мотив представляет собой инструмент, при помощи которого реализуется деятельность по удовлетворению конкретной потребности.
Мотивы могут быть разнообразными. К ним относятся: потребности, мысли, чувства, и иные психологические явления. Однако, для того, чтобы удовлетворить потребность и организовать деятельность, необходимо соотнести внутренние побуждения с целями, которые необходимо достичь в результате деятельности [1, с.38].
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей учебной мотивации в подростковом возрасте
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №18» г. Бреста. В исследовании приняли участие 30 подростков (15 учащихся в возрасте 14 лет и 15 учащихся в возрасте 15 лет). Выборка составила 15 девушек и 15 юношей.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить особенности развития мотивации у подростков 14 и 15 лет.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития мотивации успеха и боязни неудачи у данной категории респондентов.
2. Определить особенности формирования мотивации достижения успеха у подростков.
Обоснование выбора методик исследования. Выбор методик осуществлялся с учетом психологической оценки применения и надежности методики по данным ряда отечественных и зарубежных исследователей, стандартизации методик, доступности их для испытуемых, возможности количественной и качественной обработки полученных результатов, соответствием целям исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана.
Цель: изучение преобладающего типа мотивации личности: мотивация на достижение успеха или мотивация на избегание неудачи.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что в основе любой человеческой деятельности лежит мотивация, т.е. внутреннее побуждение к выполнению определенной деятельности. Мотивация представляет собой сложное явление, основными компонентами которого являются: потребности, мотивы, интересы и др. совокупность данных факторов является основной побуждающей силой к выполнению деятельности, направленной на удовлетворение возникшей потребности.
Подростковый возраст является крайне сложным и противоречивым периодом в жизни человека. Для подростка, наряду с физиологическими изменениями, характерны изменения в социальной ситуации развития. Становление социальной позиции подростка – сложный процесс, который требует пристального внимания, т.к. несформированность социальных позиций может привести к общей несоциализированности подростка и возникновению ряда педагогических проблем.
По мере развития личности ребенка быстро и резко расширяется активно-действенная область мотивации, уменьшаются аффективные реакции, изменяются функции в общей структуре мотивации, расширяется область мотивации. К моменту взросления ребенка мотивационная структура приобретает полностью сформированный характер, являясь показателем общей направленности личности.
С целью формирования представлений о особенностях сформированности мотивации успеха и боязнь неудачи, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик А.А. Реана и методики Т. Дубовицкой. В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
– большая часть исследуемых юношей и девушек имеют низкий уровень мотивации достижения успеха. Они не ориентированы на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, на достижение высокого результата. В подростковом возрасте не отмечается стремления к успешному решению поставленных целей и задач;
– для подростков в рамках различного возраста характерными являются отличные показатели в рамках учебной мотивации. К примеру, учебная мотивация подростков более младшего возраста находится на низком уровне, в то время как учебная мотивация подростков 15 лет, примерно на низком и высоком уровне находится.
При сравнении по двум методикам, мы можем отметить, что есть определенные различия в результатах. К примеру, по первой методике общая мотивация гораздо выше у подростков в возрасте 14 лет, в то время как по методике Дубовицкой данные показатели уже выше в рамках учебной мотивации у подростков в возрасте 15 лет.
1. Абрамова, Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков. // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. - С. 38-45.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. / Г.С. Абрамова - М.: Академический Проект, 2010. - 623с.
3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Академия, 1980. - 258 с.
4. Алексеев, В. А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и подросткового возрастов: Автореф. дис…канд. / В.А. Алексеев - М.: Прогресс, 1965. - 256 с.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Академия, 2006. - 278 с.
6. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Прогрес, 1972. - 368 с.
7. Вайсман, Р. С. Развитие мотивационной сферы человека в старшем возрасте: Ав-тореф. дис…канд. / Р.С. Вайсман - М.: Академия, 2011. - 258 с.
8. Вартанова, И.И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. моск. ун-та. - Сер. 14. - Психология. - 2000. - 258 с.
9. Веденов, А. В. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. / А.В. Веденов - 1956. - № 1. - 245 с.
10. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. / В.К. Вилюнас - М.: Академия, 1990. - 563 с.
11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. / Е.П. Ильин - Спб.: Питер, 2002. - 512 с.
13. Кулагина, И.Ю., Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. / В.Н. Колюцкий. - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
14. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003. - 247 с.
15. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / Т.А. Матис. - М.: Академия, 2010. - 269 с.
16. Марцинковская, Т.Д. История психологии: уч. пос. / Т.Д. Марцинковская - М.: Прогресс,2004. - 245 с.
17. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб. пособие / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2006. — 304 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. / В.С. Мухина, - М.: Академия, 2010. - 452 с.
19. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова - М.: Россия, 2011. - 414 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинтейн. - М.: Академия, 2008. - 258 с.
21. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2003. - 258 с.
22. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ,2012. - 427с.
23. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
24. Эриксон, Э. Возрастная педагогика и психология / Э. Эриксон. – М.: Академия, 2011. – 287 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест. Мотивация успеха и боязнь неудачи (А. А. Реан).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты