Формирование навыков монологической речи у учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию речи и слухового восприятия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование навыков монологической речи у учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию речи и слухового восприятия»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха»
2021
45.00 BYN
Формирование навыков монологической речи у учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию речи и слухового восприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тестовые задания диагностики устной речи младших школьников с нарушением слуха.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Данные результатов диагностики.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
1.1 Характеристика понятия «монологическая речь»
1.2 Особенности формирования монологической речи у учащихся с нарушением слуха
1.3 Современные методы и приемы формирования монологической речи у учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию речи и слухового восприятия
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Организация и методика экспериментального исследования
2.2 Оценка сформированности навыков монологической речи у учащихся с нарушением слуха
2.3 Конспекты коррекционных занятий по формированию навыков монологической речи у учащихся с нарушением слуха
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Нарушения слуха оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка, и в первую очередь на развитие речи. В настоящее время разработана и реализуется коммуникативная система обучения языку в школе для детей с нарушением слуха [21; 22], позволившая значительно повысить уровень развития речи учащихся. Однако даже в условиях полной реализации коммуникативной системы в развитии монологической речи детей с нарушением слуха наблюдается ряд особенностей. А.В. Никитенко указывает на то, что учащиеся младших классов с нарушением слуха испытывают трудности как в осмыслении воспринятого, так и в построении связного высказывания (подборе лексики, систематизации материала и конструировании высказывания) [11, с. 218]. Поэтому проблема развития связной речи учащихся с нарушением слуха остается актуальной. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому так важно создавать условия для монологической речи, для общения, для выражения своих мыслей. Младший школьный возраст является периодом активного усвоения средств монологического высказывания.
Проблема изучения монологической речи учащихся с нарушением слуха многоаспектна и требует обращения к исследованиям ученых разных областей. Особенности развития речи в онтогенезе отражены в работах психологов и педагогов: Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой и др. В специальной литературе особенности развития монологической речи у детей с общим недоразвитием речи отражены в работах таких исследователей, как Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркина, и др. Овладение монологической речью является для ребёнка с нарушениями слуха важнейшим средством компенсации дефекта слуха, предотвращения и коррекции вторичных нарушений познавательной деятельности, развитию целостной гармоничной личности и, что немало важно в наши дни, интеграции такого ребенка в общество слышащих людей. В отечественной и зарубежной сурдопедагогике формирование у детей с нарушениями слуха монологической речи всегда являлось одной из основных задач. Это объясняется важной ролью речи как наиболее употребительного способа общения, основы владения языком, инструмента мышления. В системе образования нашей страны имеется развёрнутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности с нарушениями слуха. Особенностями развития монологической речи детей с нарушениями слуха занимались такие учёные как: Р.М. Боскис, Л.М. Быкова, Л.С. Выготский, А.М. Гольдберг, С.А. Зыков, Ф.А. Сохин, Ж.И. Шиф, и другие.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
1.1 Характеристика понятия «монологическая речь»
Одним из важнейших понятий, рассматриваемых в психолингвистике, является понятие речевой деятельности. Несмотря на растущий объем знаний о его феноменологии, развитии и функциях, подходы к научному изучению монологической речи остаются в значительной степени неинтегрированными. В данной работе рассматриваются основные теоретические подходы к внутренней речи и методологические проблемы в его исследовании.
С точки зрения психолингвистики формирование речи рассматривается как процесс овладения различными способами речевой деятельности. Одним из ведущих направлений современного языкознания является коммуникативный подход к исследованию языковых явлений, предусматривающий разработку теории изучения языка как средства коммуникации, осуществляющейся в социальном контексте, а не исследование его как сугубо формальной системы вне условий ее реального функционирования. В данном аспекте и трактуется понятие «монологическая речь».
В психологической и психолингвистической литературе монологическая (связная контекстная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, который имеет более сложное строение по сравнению с предложением или диалогической речью.
Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, 9 наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью [23, с. 12].
Л.П. Якубинский впервые выделил монолог как длительную форму воздействия на слушателя и определил его отличительные признаки:
− связанность, обусловленная длительностью говорения;
− построенность речевого ряда;
− односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику партнера;
− наличие предварительного обдумывания [17, с. 56].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Организация и методика экспериментального исследования
Целью исследования является изучение уровня развития монологической речи учащихся с нарушением слуха.
В эксперименте приняли участие 7 учащиеся с нарушением слуха 3 класса. Учащиеся не имеют отклонений в уровне интеллектуального развития.
Организация экспериментального исследования:
1) оценка уровня развития монологической речи учащихся с нарушением слуха;
2) разработка конспектов коррекционных занятий по формированию навыков монологической речи у учащихся с нарушением слуха.
Методы исследования: экспериментальные методы исследования (педагогический эксперимент), методы количественной обработки данных.
Обследование состояния устной речи учащихся проводилось на основании выполнения диагностических заданий, разработанных С.Н. Феклистовой [18]:
Первая серия диагностических заданий включала:
- проверку понимания вопросов и умения отвечать на них полно и кратко. Примеры вопросов: В каком классе ты учишься? В какой школе ты учишься? В каком классе и в какой школе ты учишься? Где ты был летом? Чем занимался? Где находится школа? Сколько в твоем классе учеников? Сколько мальчиков и девочек в твоем классе? Какие уроки у вас бывают? Как зовут директора школы?;
- понимание и выполнение поручений;
- навыки работы с предложением (составление предложений по картинкам, составление предложений по вопросам и картинкам, восстановление деформированного предложения из слов).
Вторая серия диагностических заданий включала:
- оценка навыков составления рассказа по сюжетной картинке;
- оценка навыков составления связного текста из предложений;
- письменные ответы на вопросы по тексту (Приложение А).
Диагностические задания предъявлялись на слух (первично) и слухо-зрительно (при возникновении затруднений).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Монологическая речь представляет собой относительно развернутый вид речевой деятельности, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора. Это активный и произвольный вид речи, для чего говорящий должен иметь какую-нибудь тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание, но и все сообщение в целом.
Основным критерием развития монологической речи младших школьников с нарушением слуха является сформированность языковых средств общения. В первоначальный период овладения речью, школьник самостоятельно овладевает обрывками слов, искаженными по звукобуквенному составу словами. Учащиеся наиболее успешно запоминают словесные обозначения названия основных предметов мебели, посуды, домашних животных и т.д.; труднее дети осваивают словесные обозначения действий. У учащихся с нарушением слуха формирование навыков монологической речи отличается своеобразием. У них возникают трудности при понимании значений слов, они не понимают, что каждое слово несет в себе ту или иную степень обобщения. У данной категории детей начинает формироваться понятийное мышление, только при правильном понимании отношений между словами, более конкретными и более обобщенными по смыслу. Учащийся с нарушением слуха с трудом осваивает навык употребления наречий, союзов и особенно сложноподчиненных и сложносочиненных предложений в монологическом высказывании, в которых выражаются причинно-следственные и другие логические связи. Анализируя речь слабослышащих младших школьников, специалисты отмечают, что ученики испытывают трудности в планировании и конструировании высказывания, подборе лексики, систематизации материала. Их тексты характеризуются нарушением целостности и связности. При построении текстов ученики используют однотипные и малораспространенные предложения, допускают большое количество речевых и грамматических ошибок. При этом недостатки развития связной речи рассматриваются исследователями в качестве постоянного компонента в структуре речевого дефекта школьников изучаемой категории
Коррекционная работа по формированию навыков монологической речи у учащихся с нарушением слуха предусматривает работу по развитию слухоречевой системы: развитие выраженно сниженного слуха и активное его использование его в ходе организации речевого общения; развитие связной речи; развитие навыков общения посредством речи как главного фактора социальной адаптации детей.
1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Ф.И. Иващенко. – Минск: Высшая школа, 2013. – 128 с.
2. Альтман, Я.А. Руководство по аудиологии / Я.А. Альтман, Г.А.Таварткиладзе. – М.: ДМК-Пресс, 2003. – 360 с.
3. Баль, Н. Н. Современная теория и практика специального образования : сб. науч. тр. В 3 ч. Ч. 2 / редкол. Н. Н. Баль [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 248 с.
4. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И. А. Васильева. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 210 с.
5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
6. Домрачева, Л.В. Особенности диалогической речи слабослышащих младших школьников / Л.В. Домрачева // Концепт. – 2018. – №8. – С. 20-25.
7. Коровин, К.Г. Построение предложений в речи тугоухих учащихся /под ред. Р.М. Боскис. - М.: Изд-во ЛПН, 2000. - 107 с.
8. Кузьмичева, Е.П. Обучение неслышащих детей восприятию и воспроизведению устной речи: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.П. Кузьмичева. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 336 с.
9. Лемех, Е.А. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 1 / Е. А. Лемех, С.Н. Феклистова, И.К. Русакович. – Минск: БГПУ, 2018. – 112 с.
10. Мальцева, И.А. Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / И.А. Мальцева. // Молодой ученый. – 2019. – № 20 (258). – С. 492-493.
11. Никитенко, А.В. Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей / А.В. Никитенко, Е.А. Фролова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 218 – 222.
12. Постановление Министерства образования РБ «Об утверждении Инструкции об организации деятельности кабинета слуховой работы специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для учащихся с нарушением слуха» [электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// аdu.by.
13. Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» учебного плана второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха: I-V классы. – Минск: Национальный институт образования, 2017. – 90 с.
14. Рахманова, Е.В. Принцип ситуативно обусловленного обучения вербальной коммуникации в социализации школьников с нарушением слуха / Е.В. Рахманова // Язык и социум: Материалы IХ Междунар. науч. конф.;Ч. 1. – Минск : БГУ, 2011.
15. Рахманова, Е.В. Теория и практика формирования вербально-коммуникативных умений у слабослышащих младших школьников / Е.В. Рахманова. – Минск: Бестпринт, 2009. – 192 с.
16. Старжынская, Н.С. Лінгвістыка дзіцячага маўлення: дапаможнік / Н.С. Старжынская, Дз.М. Дубініна. – Мінск : БДПУ, 2010. – 96 с.
17. Теория и методика развития речи детей: курс лекций / авторы-составители: И. Н. Батура, Н. Г. Здорикова. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. - 88 с.
18. Феклистова, С. Н. Методика комплексной педагогической диагностики слухоречевого развития учащихся с нарушением слуха / С. Н. Феклистова // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика : ст. XIII Междунар. науч.-образоват. конф., Казань, 23 апреля 2019 г. – Казань : Изд-во Казанского ун-та. – С. 299–304.
19. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011. – 216 с.
20. Феклистова С.Н Особенности связной речи младших школьников с нарушением слуха / С.Н. Феклистова // Збірник навукових праць Кам’янець-Подільского національного університету імені Івана Огіенка. – 2009. – Віп. 12. С. 436 – 439.
21. Феклистова, С. Н. Развитие диалогической речи учащихся с нарушением слуха на индивидуальных занятиях / С. Н. Феклистова // Молодежь в науке – 2010: приложение к журналу «Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі». – Мінск, 2010. – С. 129–132.
22. Хабарова, О.Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 151 – 160.
23. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений./ С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
24. Цыганкова, А.В. Психолингвистические основы методики развития речи / А.В. Цыганкова // Специальное образование. – 2010. – №2. – С.60 – 65.
25. Черкасова, Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция)/ Е.Л. Черкасова. – М.: АРКТИ, 2013. – 269 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тестовые задания диагностики устной речи младших школьников с нарушением слуха.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Данные результатов диагностики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты