Формирование и становление легального подхода в понимании криптовалют в отечественной и зарубежной системе прав. Определение криптовалют в мировой практике
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование и становление легального подхода в понимании криптовалют в отечественной и зарубежной системе прав. Определение криптовалют в мировой практике»
по дисциплине: «Гражданское право»
2021
45.00 BYN
Формирование и становление легального подхода в понимании криптовалют в отечественной и зарубежной системе прав. Определение криптовалют в мировой практике
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕСТО КРИПТОВАЛЮТЫ В ТЕОРИИ ПРАВА
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОБРАЩЕНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ГЛАВА 4 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Экономика XXI века характеризуется активным развитии прорывных, в первую очередь, информационных технологий, в результате освоения которых в экономический оборот вводятся новые объекты, не включенные в систему гражданского права, как совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения [1, с. 21‒28], а также интенсивным развитием интеграционных процессов, что происходит в условиях цифровизации национальных экономик [2, с. 111‒118]. В качестве примера новых технологий следует привести инновационные финансовые активы именуемые криптовалютой [3, с. 93−102], применение которой требует детального правового регулирования, в том числе в рамках интеграционных процессов [4, с. 6‒10], в качестве примера которых следует привести созданную 1 января 2015 года международную организацию региональной экономической интеграции «Евразийский экономический союз» (далее − ЕАЭС), государствами – участниками которой являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация, что было предметом наших исследованиях [5, с. 14]. Как развитие новых, в первую очередь информационных, технологий, в том числе построение цифровой экономики и введение в экономические отношения в качестве средства расчетов инновационных финансовых активов [6, с. 95−99], так и развитие интеграционных процессов подлежит детальному правовому регулированию [7, с. 5‒9] и, в сфере экономики, прежде всего нормами Гражданского кодекса [8, с. 141−144].
В условиях цифровизации национальных экономик государствами – участниками ЕАЭС эффективность гражданско-правового регулирования экономических отношений и в целом стабильность направления развития общественных отношений, урегулированных нормами Гражданского кодекса зависит от того места, которое Кодекс занимает в иерархической системе нормативных правовых актов государства [9, с. 163‒169]. При том, по общему правилу, принятому на постсоветском пространстве, а также в странах с развитой демократией, Гражданский кодекс выполняет функции основного национального нормативного правового акта, создающего правовую основу экономической деятельности на государственной территории, обладающего высшей, после конституции, юридической силой в системе гражданского законодательства. Следует отметить, что Гражданские кодексы всех, кроме Республики Беларусь, государств – участников ЕАЭС, занимают в национальных системах гражданского законодательства положение «экономической конституции» − нормативного правового акта, обладающего высшей после конституции юридической силой.
ГЛАВА 1 МЕСТО КРИПТОВАЛЮТЫ В ТЕОРИИ ПРАВА
Следует отметить, что в условиях активной цифровизации национальных экономик государствами – участниками ЕАЭС, интенсивного развития региональной экономической интеграции, процессов создания единого экономического пространства и равных правовых условий свободного, в рамках ЕАЭС, движения товаров, работ, услуг и финансовых средств гражданское законодательство государств − участников, регулирующее экономические отношения необходимо унифицировать [13, с. 121‒123]. Унификация гражданского законодательства, в свою очередь, позволит субъектам хозяйствования свободно осуществлять экономическую деятельность на всей территории ЕАЭС на равных правовых условиях, не зависящих от страны регистрации и страны места осуществления экономической деятельности, что будет соответствовать принципу свободного движения товаров, услуг и финансовых средств, закрепленному в Гражданских кодексах всех, кроме Республики Беларусь, государств – участников ЕАЭС и является необходимым условием гражданско-правового регулирования экономических отношений в случае введения инновационных финансовых активов в платежную систему ЕАЭС в процессе цифровизации национальных экономик государств − участников.
Необходимо констатировать тот факт, что в период интенсивной глобализации экономики, наблюдающейся в XXI веке, популярность криптовалюты как средства платежа и накопления неизменно увеличивается несмотря на ее большую волатильность. Так, например, 26.05.2012 г. курс Bitcoin, самой популярной криптовалюты, к $ США составлял 5,15 $ за 1 Bitcoin. На пике своей популярности, 17.12.2017 г. за один Bitcoin давали 19083,6 $ США, 31.12.2019 года один Bitcoin равнялся 7166,15 $ США, а 02.02.2020 − 9422,3 $ США [14]. Рост интереса к инновационным финансовым активам обусловлен определенными качествами, отсутствующими у классических валют мира.
Следует отметить, что в настоящее время к государствам, узаконившим криптовалюту в качестве средства платежа, относятся: Австралия, Вануату, Маршалловы острова, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Самоа, Япония, Тунис, ЮАР, Германия, Италия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Багамские острова, Канада, Мексика, США [15]. К положительным качествам криптовалюты относятся ниже следующие.
Так, криптовалюта представляет собой информацию о цифровых кодах, записанных в цифровых кошельках, доступ к которым закрыт персональным ключом доступа. По сути, инновационные финансовые активы создаются, хранятся и передаются между субъектами права посредством компьютерных технологий, которые и придают криптовалюте инновационные качества, делающие ее популярной в экономическом обороте.
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОБРАЩЕНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В Приложении 1 к Декрету № 8 приводятся основные используемые в нем дефиниции, в том числе, дается определение криптавалюты, под которой понимается биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена. При этом под токеном понимается запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой. Такое определение криптовалюты критикуется белорусскими исследователями, которые отмечают, что «Декрет № 8 не учитывает, что в мировой практике существует множество видов токенов: пользовательские токены, токены-акции, токены-сертификаты, кредитные токены, лицензионные токены, долговые токены, токены капитала» [11, c.23]. Однако вряд ли можно согласиться с такой точкой зрения. Декрет № 8 недвусмысленно указывает на то, что только такие токены, которые могут использоваться как средство обмена, попадают под понятие криптовалюты, остальные же токены представляют собой иные объекты. Поэтому можно говорить о том, что в законодательстве Республики Беларусь в зависимости от основных выполняемых функций фактически выделяются две самостоятельные группы токенов: токены, удостоверяющие право их владельца на объект гражданских прав, и криптовалюты (биткоин и токены, используемые в международном обороте в качестве универсального средства обмена). Как отмечают исследователи, «выделение в качестве критерия криптовалюты функционального критерия – выполнения ею функции универсального средства обмена, а также ссылки на то, что криптовалюта предполагает готовность ее принимать в качестве средства обмена за пределами Республики Беларусь, являются достаточно прогрессивными» [15]. Действительно, именно такой подход позволяет отразить ее целевое назначение, выделить ее из текста Декрета № 8, абсолютно непонятно, чем отличаются биткоин и иные криптовалюты. Ведь все они объединены родовым понятием токен, без какой-либо дифференциации. Если же все криптовалюты являются одинаковыми между собой, то непонятна цель использования слова «биткоин» в рассматриваемом нормативном правовом акте.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Информатизация всех сфер жизни общества, построение цифровой экономики оказало непосредственное влияние на существующие платежные средства, благодаря чему мир вступил в эпоху «электронных денег». Бумажные деньги стремительно заменяются платежными картами, электронными деньгами. Привычные платежные системы постепенно вытесняются такими системами, как PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, наблюдается активный рост использования криптовалюты как нового платежного средства, отличающегося от иных видов электронных денег. На сегодняшний день криптовалютами пользуется множество людей во всем мире, а в Республике Беларусь сегодня действуют две криптобиржы.
Однако, несмотря на мировую популярность криптовалюты, ее активное использование, развитие майнинга до сих не выработано единого подхода не только к определению ее сущности, но и к механизму правового регулирования данного «явления», что обуславливает актуальность данного исследования, направленного на аккумуляцию положительного зарубежного опыта в области правового регулирования криптовалюты с целью минимизации существующих рисков, возникающих при совершении сделок с криптовалютой, инвестировании и др.
Рассматривая криптовалюту как объект исследования, прежде всего, необходимо определить ее сущность. Обратим внимание, что сегодня нет единого подхода к пониманию сущности криптовалюты как правового явления.
Так, ряд исследователей относят криптовалюту к разновидности цифрового финансового актива [1; 2, с. 188]. Другие считают возможным рассматривать криптовалюту как деньги, учитывая ее схожесть именно с безналичными денежными средствами из-за своей нематериальной формы [1]. Как новую форму электронных денег предлагает рассматривать криптовалюту в своих работах Л. Ю. Мхитарян [3]. Особый взгляд по данному вопросу у Л. А. Новоселовой, которая, рассматривая вопрос о правовой природе биткоинов, приходит к выводу, что биткоин является обязательственным правом требования [4, с. 15].
Обратим внимание, что разнятся сегодня позиции законодателей в области определения криптовалюты.
Интересным представляется подход к правовому регулированию криптовалюты в Казахстане, где сегодня, во-первых, криптовалюта признается в качестве денег, а во-вторых, создана своя собственная криптовалюта – бидайкоин – цифровая валюта с твердым курсом, один бидайкоин равен одному тенге [6].
ГЛАВА 4 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В современном обществе, характеризующемся широким применением компьютерных, информационных технологий, где практически каждый цивилизованный человек знает и понимает, что такое глобальная сеть “Интернет”, используя ее как в своих потребительских целях, так и в предпринимательской, инвестиционной, иной хозяйственной деятельности, все чаще практическое значение стала получать такая разновидность цифровой валюты, как криптовалюта (криптографическая валюта). По мнению многих людей, криптовалюты есть платежные средства будущего, но уже сейчас в наше время в ряде стран они рассматриваются как альтернатива бумажным денежным единицам.
За последнее десятилетие криптовалюты произвели бурное оживление в мировой экономике. Еще недавно одна из разновидностей криптовалюты всем известный биткоин стоил около 100 долл., а сейчас его стоимость составляет более 10 тыс. долл. Многие страны мира заинтересованы в урегулировании процесса оборота криптовалют. В некоторых из них они уже заняли определенную юридическую нишу, принимая участия в правоотношениях, в качестве средства платежа. Однако, юридический статус и экономическая суть криптовалют неоднообразны. В различных странах мира они рассматриваются по-разному: и как платежное средство, и как специфический товар, а в некоторых странах считаются платежным инструментом лишь в криминальном мире. Например, в Филиппинах криптовалюта признана платежным средством, поэтому в этой стране эффективно развиваются юридические лица с целью приобретения большего дохода в процессе осуществления добычи биткоина. Германия также узаконила криптовалюты как особую форму валюты, облагаемую налогом. В США криптовалюты введены в оборот для использования физическими и юридическими лицами. В Великобритании, Финляндии, Бельгии, Канаде на законодательном уровне рассматривается вопрос о скорейшем продуктивном вливании оборота криптовалют в финансовую сферу.
В Китае долгое время отрицали криптовалюты как средство платежа, сравнивая их с товаром. В 2014 году Народный банк Китая своим законом запретил финансовым учреждениям обработку биткоинов, но впоследствии в 2018 году изменил свое отношение к этому денежному суррогату в позитивную сторону, признав криптовалюты в качестве объекта собственности [1, С.4].
В Республике Беларусь перечень объектов гражданских правоотношений закреплен в ст. 128 ГК «Виды объектов гражданских прав». К ним относятся, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, необходимо на законодательном уровне урегулировать, так называемый новый «финансовый инструмент», его использование, а в случае неправомерных действий в данной сфере необходимо предусмотреть уголовную ответственность.
Во многих зарубежных странах на законодательном уровне закреплено следующее: в США в декабре 2017 г. Президент Д. Трамп подписал закон, который изменил налоговый кодекс страны и лишающий возможности не платить налоги при обмене одной криптовалюты на другую; в Китае действует запрет на публичное размещение криптовалют, а также на совершение юридическими лицами с ними различных операций. Что касается Республики Беларусь, то следует указать, что также стали развиваться отношения, связанные с использованием криптовалюты и поэтому 22 декабря 2017 года А. Г. Лукашенко подписал Декрет «О развитии цифровой экономики», который создал оптимальные условия для развития сети блокчейн и криптовалюты в частности. Таким шагом государство приняло на себя функции регулятора в этой сфере, в том числе вопроса майнинга и оборота виртуальных денег, но один из главных вопросов – вопрос ответственности за те неправомерные деяния, которые были упомянуты выше, в данном декрете не урегулирован [3].
Сложность вопроса ответственности состоит в том, что в Уголовном кодексе Республики Беларусь нет чёткого закрепления термина криптовалюта и в связи с этим нет точного понимания того, к чему относиться данный вид средств и как квалифицировать неправомерные деяния, которые совершены с использование криптовалюты. Что касается вышеупомянутого декрета, то в нём, в пункте 4 говорится, что необходимо принять меры, направленные на повышение правовой защищенности участников отношений, связанных с применением современных финансовых технологий, но ничего не сказано, про ответственность, которая должна быть предусмотрена за эти деяния [4].
Таким образом, мы предлагаем, во-первых, на законодательном уровне закрепить понятие криптовалюты, во-вторых, криминализировать неправомерные деяния, которые совершены с использованием криптовалюты. Обоснованием тому, что необходимо за данные деяния предусмотреть именно уголовную ответственность является то, что деяния, которые совершены с помощью компьютерной техники и связаны с личной жизнью, финансовыми инструментами и информационными технологиями являются более общественно опасными, чем просто административное правонарушение, так как они предполагают умышленную форму вину, чаще всего совершаются из корыстных побуждений и наносит ущерб в экономическую составляющую общества и государства в целом. В связи с этим необходимо предусмотреть уголовную ответственность и выделить это преступления в отдельный состав предусмотренный Уголовным кодексом Республики Беларусь.
1. Маньковский И.А. Парадигма гражданско-правового регулирования экономических отношений в свете международной интеграции в рамках ЕАЭС: современное состояние и перспективы развития // Инновации в образовании, науке и экономике: от частного (российская практика) к общему (мировой опыт): сб. мат. междунар. науч.практ. конф., г. Архангельск, 22‒23 марта 2018 г. / ЧОУ ВО «Институт управления». − Архангельск: Интут управления, 2018. − С. 21‒28.
2. Маньковский И.А. Гражданское право Евразийского экономического союза: современное состояние и направления унификации / И. А. Маньковский // Жизнь права: правовая теория, правовая традиция и правовая реальность: матер. IV междунар. науч.-практ. конф., г. Краснодар, 8 июня 2019 г. / Кубанский гос. ун-т. − Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2019. − С. 111‒118.
3. Маньковский И.А., Вабищевич С.С. Криптовалюта как объект гражданских прав и экономических интересов: современное состояние проблемы // Крымский академический вестник. – 2020. − № 13. – С. 93−102.
4. Маньковский И.А. Обычные законы как правовое средство регулирования экономических отношений в условиях участия в Евразийском экономическом союзе // Интеллектуальный капитал и инновационное развитие экономики, юриспруденции, образования: сб. материал. междунар. науч.-практ. конф., г. Архангельск, 21‒22 марта 2019 г., / ЧОУ ВО «Институт управления». − Архангельск: ЧОУ ВО «Институт управления», 2019. − С. 6‒10.
5. Маньковский И.А. Пути модернизации системы гражданского права в условиях региональной экономической интеграции // На пути к гражданскому обществу. – 2020. − № 1 (37). – С. 14−18.
6. Маньковский И.А. Криптовалюта как средство платежа и накопления: правовая основа применяя в условиях цифровизации экономики // Интеграция и развитие научнотехнического и образовательного сотрудничества – взгляд в будущее : сб. ст. II междунар. науч.-техн. конф. «Минские научные чтения – 2019», Минск, 11–12 декабря 2019 г. : в 3 т. – Минск: БГТУ, 2020. – Т. 3. – С. 95−99.
7. Маньковский И.А. Гражданское право в условиях цифровизации экономики: ретроспективный анализ и современное состояние // Цифровая экономика – экономика будущего: исторические предпосылки, правовая основа и экономический эффект: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 28 февр. 2019 г. / Минский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. − Минск: СтройМедиаПроект, 2019. − С. 5‒9.
8. Маньковский И.А. Гражданский кодекс Республики Беларусь в системе источников гражданского права: правовые проблемы иерархии // Инновационная практика в Евразийском экономическом союзе: власть, бизнес, наука : сб. материал. междунар. науч.практ. конф. : в 2-х ч., г. Архангельск, 23‒24 марта 2017 г. / Институт управления. − Архангельск : Ин-т управления, 2017. ‒ Ч. 2. ‒ С. 141‒144.
9. Маньковский И.А. Гражданский кодекс как основа правового регулирования экономических отношений в XXI веке // Современные проблемы права и управления: сб. докладов 6-й междунар. науч. конф., г. Тула / Ин-тут законоведения и управления ВПА. − Тула: Папирус, 2016. − С. 163‒169.
10. Вабищевич С.С., Маньковский И.А. Законодательство Республики Беларусь о предпринимательской деятельности: ретроспективный анализ развития // Научный диалог. ‒ 2015. ‒ № 8 (44). ‒ С. 115‒134.
11. Маньковский И.А., Вабищевич С.С. Законодательство Республики Беларусь о предпринимательской деятельности: ретроспективный анализ и пути совершенствования // Бизнес, менеджмент, право. – 2011. – № 1. – С. 15–20.
12. Маньковский, И. А. Декреты и указы Президента Республики Беларусь как правовое средство оперативного регулирования имущественных отношений // Юстиция Беларуси. – 2012. – № 9. – С. 61–64
13. Маньковский И.А. Модернизация гражданского права как одно из необходимых условий развития инновационной экономики // Общество, право, личность. Методологические и прикладные проблемы: генезис, современность и будущее : сб. ст. междунар. науч.практ. заочн. конф., Минск, 23‒24 нояб. 2017 г. – Выпуск шестой / Междунар. ун-т «МИТСО». − Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2017. − С. 121‒123
14. График курса Биткоина за всю историю [Электронный ресурс] // MYFIN.BY. – Режим доступа: https://myfin.by/crypto-rates/chartbitcoin.
15. Шкатулка Сатоши. Что происходит с криптовалютами в мире [Электронный ресурс] // RBC.RU. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/crypto/news/5ce64a8b9a7947 76a7a1f1a9.
16. Щеголева Н.Г., Мальсагова Р.Г. Криптовалюты как вектор диджитализации мировой валютной системы: риски и тренды // Государственное управление. Электронный вестник. – 2019. − № 74. – С. 273−296
17. Трубникова Е.И. Криптовалюта: инструмент теневых схем или денежная система свободного общества? // Вестник СамГУ. − 2014. − № 6 (117). – С. 151−158
18. Правовой режим криптовалют [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.
19. Маньковский, И. А. Понятие, предназначение и классификация императивных норм гражданского права Республики Беларусь // Научный диалог. – 2013. – № 12 (24) : Общественные науки. – С. 72–85.
20. Маньковский И.А. Императивные нормы как правовое средство регулирования экономических отношений // Седьмой Пермский международный конгресс ученых-юристов : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Пермь, 18‒19 ноября 2016 г. / Перм. гос. нац. иссл. ун-т ; отв. ред. О.А.Кузнецова. − Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2016. – С. 275−278.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты