Правоохранительная деятельность
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правоохранительная деятельность»
по дисциплине: «Судоустройство»
2021
45.00 BYN
Правоохранительная деятельность
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Судоустройство
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
1 Общая характеристика правоохранительной деятельности
1.1 Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности
1.2 Субъект и объект правоохранительной деятельности
2 Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы. Деятельность государства охватывает практически все серы государственной и общественной жизни. Государственные органы и институты обеспечивают функционирование экономики в целом и ее отраслей, проводят внешнюю и внутреннюю политику, создают условия для развития науки, культуры, образования, здравоохранения и других сфер жизни гражданского общества.
Правоохранительная деятельность имеет свою специфику, отличающую ее от других видов общественной деятельности.
Правоохранительная деятельность осуществляется не каким-либо образом, а только посредством правового воздействия. К ним относятся меры государственного принуждения.
В государственной деятельности важное место занимает решение задач по защите конституционных прав и свобод граждан, охране прав и законных интересов предприятий всех форм собственности, обеспечению правопорядка, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Перечисленные задачи для подавляющего большинства государственных органов не относятся к числу главных.
В первую очередь занимаются решением текущих и перспективных задач политического характера. Обеспечение правопорядка осуществляется ими попутно и лишь в той мере, в какой оно соотносится с основными направлениями деятельности этих органов.
Однако для Республики Беларусь правоохранительная деятельность является одной из основных функций государства.
Согласно ст.21 Конституции Республики Беларусь, защита прав и свобод граждан - важнейшая конституционная обязанность государства. Охраной правопорядка традиционно занимаются специальные органы, которые существуют исключительно или главным образом для решения указанных задач. Они называются правоохранительными.
Проблемы угроз общественной безопасности выходят за границы государства и имеют общечеловеческую значимость во всем мире. Текущие проблемы в государстве, а именно несовершенство организационной системы страны, повышение уровня преступности, массовые нарушения правопорядка, положение экономики, отношения с другими странами создают опасность внутренней безопасности, в частности общественной безопасности.
Объектом исследования выступают совокупность общественных отношений правоохранительной деятельности.
Предметом исследования выступают нормы права регулирующие правоохранительную деятельность.
Цель курсового исследования заключается в комплексном и всестороннем исследовании правоохранительной деятельности.
Исходя из указанной цели можно выделить следующие задачи работы:
– проанализировать понятие и основные признаки правоохранительной деятельности;
– выделить субъект и объект правоохранительной деятельности;
– исследовать систему органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
При написании данной работы использовались следующие методы познания: общенаучный, сравнительно-правовой, анализ, синтез, индукция, формально-юридический, исторический.
Структура работы предопределена ее целями и задачами и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных в работе источников.
1 Общая характеристика правоохранительной деятельности
1.1 Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности
Атрибутом любой системы является иерархия элементов, а правоприменение рассматривается как одна из подсистем правовой деятельности государства, и поэтому важным условием теоретической легитимности понятия правоприменения является определение его места среди других аналогичных элементов правовой системы.
Правоохранительные органы – это система государственных и негосударственных субъектов в правоотношениях, осуществляющая деятельность по защите и обеспечению прав и свобод человека и гражданина, правопорядка и законности.
Согласно ст. 13 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон) органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при выполнении оперативно-розыскных задач взаимодействуют между собой в пределах своей компетенции [1].
Статья 12 Закона устанавливает перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые являются правоохранительными.
Согласно Положению правоохранительные органы – это органы прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, Следственный комитет, а также иные государственные органы и должностные лица, осуществляющие в пределах своей компетенции.
Правоохранительный орган – это государственный орган, обеспечивающий соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, законных интересов физических и юридических лиц, государства, реализующий политику государства по противодействию преступности и иным правонарушениям в соответствии со своей компетенцией, наделенный специальными полномочиями по обеспечению законности и поддержанию общественного порядка, выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию правонарушений, исполнению судебных решений по уголовным делам.
Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, лица, специально уполномоченных органов, обеспечивающая верховенство закона, верховенство закона, защиту прав, законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений, граждан, защиту свобод, личности и гражданина, преступлений против терроризма, а также иных уголовных преступлений, которые были совершены в соответствии с применением закона, правовое действие мер (в том числе мер государственного принуждения) [2, c. 100].
Правоохранительная деятельность имеет свою специфику, отличающую ее от других видов общественной деятельности.
2 Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность
Правоохранительную деятельность могут осуществлять различные органы государства, но не все они являются правоохранительными.
Критерий отнесения органов к числу правоохранительных: Необходимо, чтобы правоохранительная деятельность занимала значительное место в объеме работы этого органа и не была побочной, эпизодической.
Система правоохранительных органов – совокупность взаимосвязанных между собой органов и учреждений, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Правоохранительные органы - это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке с применением в необходимых случаях юридических мер воздействия в целях укрепления законности, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону
Большинство источников образования избегают определения «правоохранительных органов», сразу переходят к тому, что содержится в его содержании (какая группа органов), или просто определяют функции и задачи. На наш взгляд, целесообразно объяснить значение основных терминов в рассматриваемом понятии, а именно правоприменения. Так, в литературе дается следующее определение: «под правовой защитой следует понимать деятельность уполномоченных государственных органов, регулируемых законом, для осуществления правового порядка, основанного на балансе интересов личности, общества и государства». При этом под «правоохранительными органами», скорее всего, понимается «правовая защита» [10, c. 188].
Из этого определения важно выделить две ключевые характеристики правоохранительных органов: 1) правоприменение исключительно государственными органами и 2) возможность принудительного исполнения требований закона.
Невозможно найти определение правоохранительных органов в законодательстве и других актах, хотя само понятие используется во многих нормативных актах, международных соглашениях, поэтому попытаемся вывести собственное определение на основе существующей научной и учебной литературы.
Как заметил К.Ф. Гурценко, термин «правоохранительные органы» является собирательным термином. Он объединяет несколько государственных органов, в соответствии с законодательством, осуществляющих полномочия по осуществлению правоприменительной деятельности, специализирующихся на защите прав и законных интересов отдельных лиц, общества и государства или выполняющих правоохранительные и иные функции [11, c. 63].
Заключение
Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, лица, специально уполномоченных органов, обеспечивающая верховенство закона, верховенство закона, защиту прав, законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений, граждан, защиту свобод, личности и гражданина, преступлений против терроризма, а также иных уголовных преступлений, которые были совершены в соответствии с применением закона, правовое действие мер (в том числе мер государственного принуждения).
В государственной деятельности важное место занимает решение задач по защите конституционных прав и свобод граждан, охране прав и законных интересов предприятий всех форм собственности, обеспечению правопорядка, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Перечисленные задачи для подавляющего большинства государственных органов не относятся к числу главных.
Принципиальное значение имеют и такие признаки правоохранительной деятельности, как обязательность решений, мер, принимаемых правоохранительными органами, а также должностными лицами, находящимися под их юрисдикцией или в соответствии с законом, гражданами, органами, организациями, с которыми они имеют дело; возможность свободного обжалования этих решений в установленном законом порядке, в том числе в суде, а также ответственность правоохранительных органов за ущерб, причиненный гражданами или организациями незаконной деятельностью, а также возмещение причиненного ущерба.
Правоохранительная деятельность имеет свою специфику, отличающую ее от других видов общественной деятельности.
Закон определяет и регулирует существующие общественные отношения и порядки в интересах граждан, общества и государства.
Основной целью правоохранительной деятельности является обеспечение верховенства закона в демократическом обществе - строгое соблюдение и обеспечение соблюдения всех правовых норм, в частности законов (отсюда и название «законность»), всех правовых предписаний граждан, их объединений, должностных лиц и государственных органов.
Основными признаками этого определения являются:
а) права и обязанности органов внутренних дел регулируются законом;
б) каждый орган внутренних дел осуществляет свою деятельность путем принятия конкретных действий;
в) обязательный характер конкретных действий органов внутренних дел;
г) определенная процессуальная форма исполнения конкретных действий.
Только при наличии всех четырех признаков конкретный государственный орган может быть классифицирован как правоохранительный орган.
1. Об оперативно–розыскной деятельности: Закон Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307–З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.
2. Решетникова, С.В. Политология. Учебник для вузов / под ред. С.В. Решетникова. – Минск, Тетрасистемс. – 2011. – 404 с.
3. Белоусов, В. Б. Cудоустройство/ В. Б. Белоусов. – М., 2005. – 472 с.
4. Ардашкин, В. Д. К теории правоохранительного механизма / В. Д. Ардашкин // Правоведение. – 2008. – № 1. – С. 11–16.
5. Василевич, Г.А. Общая теория государства и права: Учеб. пособие /Г.А. Василевич, А.Ф. Вишневский, В.А. Кучинский, Л.О. Мурашко, А.Г. Тиковенко; Под общ. ред. А.Г. Тиковенко. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
6. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск, 2021.
7. Гуськова, А. П. Правоохранительные органы (судоустройство) : учеб. / А. П. Гуськова, А. А. Шамардин. – М. : Юрист, 2005. – 321 с.
8. Андреев, А. Г. Охранительная функция государства в современных условиях : автореф. дис. … канд. юрид. наук / А. Г. Андреев. – М., 2017. – 235 с.
9. Иванов, Г.И. Основы права. Теория. История. Современность: краткое изложение курса /Г.И. Иванов, А.Г. Иванов. – Минск: Амалфея, 2010. – 108 с.
10. Ястребов, В.Б. Прокурорский надзор: учебник. М.: ИКД «Зерцало-М», 2011. – 424 с.
11. Гуценко, К. Ф. Правоохранительные органы : учеб. / К. Ф. Гуценко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, юрид. ф-т. – 2-е изд., испр. и перераб. – М. : Кнорус, 2013. – 376 с.
12. Асаёнок, Б. В. Правоохранительная деятельность: криминалистический взгляд / Б. В. Асаёнок // Экономическая наука сегодня (БНТУ). – 2015. – № 3. – С. 166–169.
13. Витушко, В.А. Основы права: учеб. пособие / под ред. В.А. Витушко, В.Т. Тихини, Г.Б. Шишко. Минск, 2016. – 358 с.
14. Сенько, А. С. Защита прав и законных интересов граждан средствами общего надзора прокуратуры : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.11 / А. С. Сенько ; БГУ. – Минск, 2004. – 102 с.
15. Гуськова, А. П. Правоохранительные органы (судоустройство) : учеб. / А. П. Гуськова, А. А. Шамардин. – М. : Юрист, 2005. – 321 с.
16. Курцер, К. М. Понятие и основные направления правоохранительной деятельности прокуратуры / К. М. Курцер // Евраз. юрид. журнал. – 2013. – № 10. – С. 174–176.
17. Савюк, Л. К. Правоохранительные и судебные органы : учеб. / Л. К. Савюк. – М. : Юристъ, 2004. – 464 с.
18. Болотина, Е. В. Правоохранительная функция государственной власти (теоретико-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Е. В. Болотина. – Минск., 2020. – 16 с.
19. Гулягин, А. Ю. Особенности правоохранительной деятельности в сфере административной юрисдикции : дис. ... д-ра юрид. наук / А. Ю. Гулягин. – М., 2016. – 441 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты