Статус судьи и народного заседателя
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Статус судьи и народного заседателя»
по дисциплине: «Судоустройство»
2021
45.00 BYN
Статус судьи и народного заседателя
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Судоустройство
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
1 Правовой статус судей в Республике Беларусь
2 Назначение и аттестация судей
3 Гарантии независимости и неприкосновенности судей
Заключение
Список использованных источников
Введение
Данная тема является очень актуальной, это обусловлено тем, что Республика Беларусь является правовым государством. Цель построения правового государства – её можно добиться только в ходе научно-обоснованной судебно-правовой реформы.
Стержнем такой реформы является формирование правового статуса судьи-носителя сильной судебной власти, она выполняет наиболее важную государственную функцию по защите права и утверждению его верховенства.
Правовое государство может существовать только при наличии сильной судебной власти, а сильная судебная власть возможна только при создании сбалансированного и эффективного правового статуса судьи-носителя этой власти.
Республика Беларусь имеет 3 вида власти: законодательная, исполнительная, судебная. Судебная власть-является самостоятельной, полноценной, неотъемлемой ветвью государственной власти, она осуществляет одну из важнейших функций государства-защиту права. Ведущая роль в утверждении принципа верховенства права принадлежит именно судебной власти. Непосредственное влияние на обеспечение конституционно-гарантированного права на судебную защиту, на авторитет судебных органов оказывает индивидуальная деятельность судей по осуществлению правосудия. Одна из основных гарантий осуществления данного сегмента судебной деятельности-это формирование у судей очень ответственного подхода к выполнению своей профессиональной деятельности, обязанностей, повышение судебной дисциплины.
В Республике Беларусь сформирован резерв на должности судей, председателей и заместителей председателей. В Беларуси существует институт переподготовки и повышения квалификации работников прокуратуры, судей, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета в 2011 году прошли повышения квалификации 521 работник суда/
В наше время тема статус судьи и народного заседателя очень актуальна, несмотря на довольно значительные перемены в юридических основах общества, которые произошли за последние десятилетия.
Целью исследования данной работы является всесторонний анализ правового статуса судей в Республике Беларусь.
Исходя из данной цели можно выделить основные задачи:
-определить правовые принципы осуществления правосудия в Республике Беларусь.
- проанализировать основные положения правового статуса судьи и народного заседателя.
-охарактеризовать отдельные элементы правового статуса судьи и народного заседателя.
-определить требования к кандидатам предъявляемые к должности судьи и народным заседателям.
1 Правовой статус судей в Республике Беларусь
Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются собой полномочиями, особенности статуса судьи определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами. (статья 66 кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей)
Судья-это лицо назначенное или избранное на должность судьи в установленном порядке кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, для обеспечения обязанностей судьи на профессиональной основе. (статья 1 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей)
Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права и обязанности, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита
Правовой статус судьи можно рассмотреть с нескольких сторон:
1. В узком смысле под правовым статусом судьи стоит понимать правовое положение должностного лица судебной власти, которое осуществляет правосудие в стране. Совокупность должностных прав, обязанностей и юридической ответственности, которая наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей [11].
2. В широком смысле правовой статус судей может также характеризоваться совокупностью прав обязанностей, а также гарантиями реализации прав обязанностей (независимость т.д), особым порядком наделения кандидатов судейскими полномочиями, требованиями к кандидатам на судейские должности, процедурой приостановления и прекращения полномочий.
Статус судей имеет определённые цели: в это входит обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, который каждый гражданин в праве ожидать от судебных органов, которые осуществляют судебную власть в стране.
Правовой статус судей Республики закреплён в следующих yормативно-правовых актах:
-Конституция Республики Беларусь (6 глава)
-Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (раздел 3)
- Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 124-3 «О конституционном судопроизводстве»
- Закон Республики Беларусь от 13.12.1999 № 340-3 «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной власти»
- Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь»
-Кодекс чести судьи Республики Беларусь от 05.12.1997г. и др.
1.Единство статуса –(статья 66 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей) –это означает:
- все судьи равны внутри судейского общества.
2 Назначение и аттестация судей
Назначения судей
Судьи районных (городских), специализированных, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска) назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи Верховного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
Судьи назначаются сроком на 5 лет, могут быть назначены на новый срок или бессрочно, контракт с судьями не заключается.
Вопрос назначения судьи на бессрочный срок решается при его назначении.
Судьи могут исполнять рабочие обязанности до достижения предельного возраста пребывания на государственной службе.
Судьи которые включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, достигшие предельного возраста пребывания на государственной службе, с их согласия могут быть оставлены на государственной службе в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Предельный возраст пребывания на государственной службе судей Верховного Суда Республики Беларусь – 70 лет, судей других судов общей юрисдикции – 65 лет.
Аттестация судей
Аттестация- это процедура которая определяет квалификацию, уровень знаний и навыков, личностных деловых качеств, а также соответствия занимаемым должностям.
Задачей аттестации является- объективное оценивание профессиональных знаний судьи и умение применять эти знания при осуществлении правосудия.
Очередная аттестация проводится:
1. при присвоении очередного квалификационного класса – не позднее одного месяца со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном 78 квалификационном классе [17];
2. Если судья назначен на должность судьи бессрочно, проводится раз в пять лет не позднее чем за месяц со дня истечения пятилетнего срока.
Внеочередная аттестация проводится:
1. Когда судья назначается на должность на новый срок.
2. Если судья назначается на должность председателя, заместителя или председателя соответствующего суда.
3. Когда судья назначается на должность в вышестоящий суд.
4. При досрочном либо присвоении, либо понижении в квалификационном классе.
5. Если судья в длительный срок не исполняет свои обязанности (непрерывно более одного года).
3 Гарантии независимости и неприкосновенности судей
Независимость судей, подчинение их только закону –(статья 67 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей) –это означает:
- судьи имеют независимость, которая обеспечивается законодательством (законодательными актами), они имеют право на неприкосновенность,
-воздействовать каким-либо образом на решения судей запрещено, это несёт за собой ответственность, которая указана в законодательных актах.
-средства массовой информации не имеют права предрешать результаты судебного заседания или воздействовать ч той или иной форме на судью.
Неприкосновенность –(статья 69 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей)
-судья имеет неприкосновенность во время срока своих полномочий.
-она распространяется на: жилище, имущество, документы, транспорт, средства связи.
-судья не привлекается к ответственности за высказанное суждение или принятое решение во время совершения правосудия, если не будет доказана виновность судьи, его действие против интересов службы.
-Если в отношении судьи заведено уголовное дело в виде подозреваемого или обвиняемого, то одновременно он прекращает свои полномочия.
Правовой статус народных заседателей.
Понятие статуса народного заседателя и его основные принципы.
Требования предъявляемые к народным заседателям.
Народные заседатели- это граждане Республики Беларусь которые имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей, что предусмотрено Кодексом и иными законодательными актами [17].
Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь достигшие 25-ти летнего возраста, которые владеют русским и белорусским языками.
Народными заседателями не могут быть:
-лица в отношении которых вступил в силу обвинительный приговор суда
-лицо признанное по решению суда и вступившее в законную силу признанное дееспособным или недееспособным
-лица которые состоят на учёте в психоневрологическом и наркотическом диспансерах
-депутаты Палаты представителей или депутаты Совета Республики
-работники государственных органов на руководящих должностях
-должности которые включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь,
-судьи
-прокурорские работники
-работники судов.
Заключение
Таким образом, по результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Правосудие осуществляется, основываясь с определенными принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда - правовыми. Принципы правосудия - это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия. Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия. В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы: законности; осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения права на судебную защиту; участия граждан в осуществлении правосудия; гласности правосудия (открытости судебного разбирательства); защиты законных интересов личности; состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде; родного (национального) языка судопроизводства.
2. Правовой статус судей - это особый судоустройственный институт, обуславливающий правовое положение судьи как государственного деятеля. Особый правовой статус судей предопределяется стоящими перед ними задачами, ответственными обязанностями, характером деятельности, в ходе которой могут существенно затрагиваться права и свободы граждан, различных учреждений, организаций, предприятий, государственных органов и самого государства. Правовой статус судьи характеризуется следующими чертами: независимость при осуществлении правосудия; несменяемость судьи; неприкосновенность судьи; профессионализм и наличие у судьи властных полномочий. Содержание правового статуса осуществляется составом следующих элементов: 1) совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судебных полномочий; 2) гарантии независимого осуществления судьями судебной деятельности; 3) ответственность судей. В целях успешного осуществления судебной власти судьи наделяются всеми необходимыми полномочиями, но и требования к судьям предъявляются соответствующие. Проблема профессиональной подготовки кандидатов в судьи существовала всегда, но особенно актуальной она стала в настоящее время, когда изменились общественно-экономические отношения, идет строительство правового государства с коренным обновлением законодательства, требующего тщательного изучения. В создавшихся условиях необходимо с максимальной объективностью выявлять лиц, способных осуществлять судебную деятельность по их профессиональным, индивидуально-психологическим и нравственным качествам. Для этого нужны новые подходы к отбору кандидатов, одним из которых является психодиагностическое обследование лиц, претендующих на должность судьи. Судьи имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами.
1. Чуприс, О. И. Теоретик-правовые проблемы государственно службы Республики Беларусь / О. И. Чуприс; Национальный центр законодательства и правовых исследований респ. Беларусь. - Минск: Право и экономика, 2009. - 310 с.
2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., Испр. - М .: Оникс: Мир и образование, 2008. - 1200 с.
3. Коркунов, Н. М. Русское государственно право / Н. М. Коркунов; под ред. и с доп. С. Д. Авалову, М. Б. Горенберга, К. Н. Соколова. - 6-е изд. - СПб., 1908-1909. - Т. 1: Введение и общая часть. - 1908. - 623 с.
4. Нелидов, Н. К. Юридические и политические основания государственной службы / Н. К. Нелидов. - Ярославль: Тип. Губерния. зем. управления, 1874. - 281 с.
5. Старилов, Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследо. / Ю. Н. Старилов. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1996. - 456 с.
6. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации: учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов; Моск. гос. ун-т, юридических. фак. - М .: зерцало: Теис, 1996. - 639 с.
7. Крамник, А. Н. Административное право Республики Беларусь / А. Н. Крамник. - Минск: Тесей, 2008. - Ч. 1: Управленческая прав. - 672 с.
8. О государственно Должности и статусе государственного служащего: Закон Парламента респ. Молдова, 4 июля 2008 года, № 158 // Компания «СоюзПравоИнформ: Законодательство стран СНГ» [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?regnom=25760&page=1.
9. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И. И. Мах. - Минск: Амалфея, 2008. - 703 с.
10. Демин, А. А. Государственная служба: учеба. пособие / А. А. Демин. - М .: зерцало-М, 2002. - 124 с.
11. Старилов, Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследо .: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12:00:02 / Ю. Н. Старилов. - Воронеж, 1996. - 238 л.
12. Мельников, В. П. Государственная служба в России: опыт формирования и современность / В. П. Мельников // Государственная служба в России: проблемы Становление: Сб. научу. в. / А. П. Бурмистров [и др.]; Рас. акад. упр., Центр гос. кадровой политики и соц. руководством .; отв. ред. Н. П. Пищулин. - М., 1993. - С. 3-18.
13. Кеник, К. И. Соотношение административного и трудового права при регулировании отношений государственно службы / К. И. Кеник // Развитие и Перспективы национальной правовой системы в контексте европейских интеграционных процессов: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16-17 июня 2005 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол .: Г. А. Василевич (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2005. - С. 162-166.
14. Об условиях обращения в суд военнослужащими дисциплинарного взыскания: решение Конституционного суда. Суды Республики Беларусь, 23 марта 2001 г., № Р-110/2001 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСспектр», Национальный. центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2021.
15. О защите права на организацию и порядок определения условий работы на государственной службе (по трудовым отношениям на государственной службе): Конвенция об общих услугах. Конфедерация МОТ, 7 июня 1978 г. // Международная организация труда и права человека / общества. «Белорусский центр конституционных исследований и исследований сравнительного права»; авт.-сост. А.А. Войти. - Минск, 2002. - С. 209-212.
16. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный. центр правовой информации. Республика Беларусь. Минск, 2021.
17. Кодекс Республики Беларусь о судебной системе и статусе судей от 29 июня 2006 года. № 139-З с изменениями в Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 года № 121-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 12.11.2014, 2/2119.
18. О концепции судебной и правовой реформы: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 23 апреля 1992 г. № 1611-XII // Национальный реестр правовых актов от 16 марта 2001 г. № 4/1985.
19. По некоторым вопросам финансирования общих судов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 13 апреля 2001 г. № 198. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектор», Национальный. центр правовой информации. Республика Беларусь. Минск, 2021.
20. Об упорядочении вознаграждения судей, материальной и технической поддержке и укомплектовании штатов судов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь № 625 от 4 декабря 1997 года. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный. центр правовой информации. Республика Беларусь. Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты