Органы государственной власти Великого княжества Литовского
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Органы государственной власти Великого княжества Литовского»
по дисциплине: «История белорусского государства»
2021
45.00 BYN
Органы государственной власти Великого княжества Литовского
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История белорусского государства
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
Введение
1. Государственное устройство Великого княжества Литовского
2. Высшие органы государственной власти в Великом княжестве Литовском
2.1. Высшие должностные лица ВКЛ
2.2. Состав и компетенция Рады
2.3. Состав и компетенция Сейма
3. Местные органы власти и управления в Великом княжестве Литовском
3.1. Поветовые органы управления
3.2. Сеймики - сословно-представительные органы в повете
3.3. Власть и управление в городах с магдебургским правом
Заключение
Список использованных источников
Введение
Великое княжество Литовское — восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии и Литвы, а также частично Украины, России, Латвии, Польши и Эстонии.
На протяжении своего существования Великое княжество Литовское было феодальным государством. В XIII — XIV столетиях в состав Великого княжества Литовского постепенно вошли все белорусские, часть современных белорусских и польских земель. Бояры удельных княжеств и жители крупных городов заключали с Великим князем Великого княжества Литовского договоры о его высшей власти и сохранения местного самоуправления земель с их стародавним правом.
Успешное политическое и экономическое развитие Великого княжества Литовского, по мнению многих белорусских и польских ученых, обусловлено во многом грамотной системой государственного управления. Истоки этой системы, по утверждению Т. И. Довнар тянутся с далёкой древности. Руководили древними государствами князья вместе с несколькими десятками самых влиятельных, крупных феодалов, которые образовывали такой влиятельный орган при князе как рада. Соответственно, изучение системы органов управления в Великом княжестве Литовском является актуальным и сегодня для понимания исторической роли управленческой системы Великого княжества Литовского для современного белорусского государства. Исходя из этого, и была сформирована цель нашей работы [1].
Целью нашей работы является изучение основной системы и органов государственного управления в Великом княжестве Литовском.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть систему органов государственной власти ВКЛ.
2. Охарактеризовать высших должностных лиц ВКЛ.
3. Определить состав и полномочия Рады, Сейма.
1. Государственное устройство Великого княжества Литовского
Великое княжество Литовское до второй половины XV в. представляло собой феодально-раздробленное государство. Раздробленность поддерживалась отсутствием прочных экономических связей между областями и центром. Со второй половины XV в. развитие товарно-денежных отношений способствовало усилению политических и экономических связей центра с областями.
Во главе государства стоял "великий князь литовский, русский и жмудский", в распоряжении которого находился государственный аппарат. Государственной канцелярией, состоявшей при великом князе и его Раде, заведовал канцлер. "Гетман наивысший" был главнокомандующим во время войны. В заведывании "подскарбия земского" находилась государственная казна. "Маршалок земский" выполнял обязанности министра великокняжеского двора.
Дворцовое управление выделилось из общегосударственного и имело своих должностных лиц: подскарбия и маршалка дворного, участвовавших одновременно в общеземском управлении, чашника, подчашия, стольника, кухмистра, подстолия, ловчего, ложничнего, конюшего и т.д.
С усилением централизации исчезли областные княжения. В областях ставились наместники великого князя, которые с начала XVI в. стали называться воеводами, а на Жемайтии, в Луцке и Городнє — старостами. Провинциальная администрация располагала судебной властью, ведала военными силами области, руководила сбором податей, принимала меры обороны.
Великий князь управлял государством совместно со своими вассалами, составлявшими при господаре особый совет — Раду, члены которой назывались "панами радными". В состав Рады с середины XV в. входили католические епископы, воеводы и старосты, каштеляны Виленский и трокский, высшие земские и дворные (придворные) должностные лица. Рада действовала под руководством великого князя, но в случае его отсутствия самостоятельно решала вопросы.
2. Высшие органы государственной власти в Великом княжестве Литовском
2.1. Высшие должностные лица ВКЛ
Высшими должностными лицами Литовского государства в 14-16 вв. являлись маршалки (наивысший, земский, дворный и др.), канцлер (государственное делопроизводство, канцелярия и казна), подскарбий земский (государственная казна), "подскарбий дворный" (государева казна), гетман земский (военное командование). Маршалок великий (в 15 в. «Земский», в 16 в. «Наивысший») являлся высшим чиновником ВКЛ в начале 15 - 18 в. Он руководил двором Великого Князя и принимал иностранных послов, высших советников государства, наблюдал за этикетом, заведовал придворной строже и королевской гвардии, следил за безопасностью монарха, назначал дворян. Также, он рассматривал происшествия и преступления, совершенные при дворе и в месте нахождения Великого Князя. С 1678 Маршалок руководил маршалковским судом. После Люблинской унии 1569 маршалок стал занимать должность сенатора. В случае, когда сейм проходил в ВКЛ, он созывал и вел заседания Сената Речи Посполитой, а когда сейм был вальным, то он руководил им. Компетенция его должности приближена на сегодняшний день к функциям современного министра внутренних дел.
Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует отметить, что канцлера, возглавляющий канцелярию Канцлер государства, является хранителем большой государственной печати, без которой любой нормативный акт не имеет юридической силы. Он активно участвует в разработке нормативного поведения, следя за учетом всех входящих писем (жалоб, ходатайств, отчетов, судебных дел и т.д.), полученных во имя Господа.)
Среди его подчиненных есть большое количество чиновников (урядников): подканцлер, писари, дьяки и т. д. Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимало маршальское земство, в обязанности которого входил надзор за соблюдением этикета при дворах правителей, охрана порядка не только при дворах эрцгерцога, но и везде, где он находился, он руководил приемом послов, просителей, ходатайствующих перед государем, которые могли председательствовать на заседаниях вальненского сейма и Рады в отсутствие католических епископов Господня, Виленского и Жмудского [3].
3. Местные органы власти и управления в Великом княжестве Литовском
3.1. Поветовые органы управления
Старосты.
Административным главой Повета (района) является староста. Он был назначен монархом и радой из числа крупных феодалов. Эта должность чаще всего считалась дополнительным источником дохода для феодалов, а обязанности, связанные с исполнением этой должности, исполнял заместитель, назначаемый его главой–подстаростой.
Первоначально он осуществлял полную государственную и судебную власть в регионе. С увеличением автономии дворянства и управлением судами в шестнадцатом веке в его компетенции остался только муниципальный суд. Полномочия ректора примерно такие же, как и у воеводы, только на территории одного поветья. Старосты заменили прежних представителей тех княжеств, которые не перешли в воеводства.
Ректор и провинция обязаны контролировать порядок подчиненных территорий, экономическое положение государственного имущества и получение государственных доходов. Он отвечал за поддержание боеготовности замка, сбор воинских формирований в ситуациях военной опасности, рассмотрение уголовных и гражданских дел и надзор за исполнением судебных решений. В своей местной административной деятельности старейшины пользовались широким спектром прав, независимых от полномочий воевод, поскольку их власть основывалась на древней традиции управления местными вассальными князьями. В повете также сохранились старые должности ключевых администраторов, мэров, лесников и других. Помощником главы военного ведомства был маршал Поветов, командовавший шляхтинским ополчением в повете. Обычно он отвечает за встречи поветова с соймиком. Административные и судебные функции повета может выполнять помощник директора-подстаросты.
Заключение
Подводя итог, необходимо определить некоторые основные особенности национальной системы, в том числе. Поэтому следует отметить, что правовой статус эрцгерцога характеризуется широкой концентрацией власти в его руках. Все важнейшие вопросы ему приходилось решать вместе с ВКЛ, что впоследствии ограничивало сферу его политической власти.
В раду входят близкие родственники великого князя, некоторые вассальные князья, чиновники центрального и даже местного государственного аппарата. В состав Совета входит также высшее духовенство.
Поэтому в компетенцию Рады входят выборы великого князя, защита государства, урегулирование международных дел, обсуждение и принятие законодательных актов, заслушивание отчетов должностных лиц, рассмотрение важнейших судебных дел и т.д.
В конце XV века был окончательно сформирован еще один высший орган государственной власти-Сойм (сейм).
Поначалу в работе сейма могли принимать участие лорды, многочисленные чиновники центрального и местного государственного аппарата, вся шляхта.
Все вопросы Сейма фактически решались великим князем и Радой, и присутствовали только представители Поветовой шляхты. Затем члены Сейма отчитались о своих решениях и выполнили их в своих докладах.
На территории повета государственное управление строилось следующим образом:
• Самый низкий уровень местного самоуправления-это державцы, которые управляют имением великого князя в соответствии с волей великого князя;
• Главой повета является староста, и, как правило, великий князь назначает представителя шляхты. В полномочия принципала входят судебные функции, надзор за муниципальным заказом, своевременная уплата налогов. Кроме того, он должен был председательствовать на заседаниях сеймиков.
1. Органы государственного управления в Великом княжестве Литовском. [Электронный ресурс] Библиофонд. Электронная библиотека студента, 2015. Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=799949.
2. Органы государственного управления в Великом княжестве Литовском. [Электронный ресурс] Добродобро. Режим доступа: https://hist.bobrodobro.ru/17332.
3. Государственное устройство Великого княжества Литовского. [Электронный ресурс] Studme.Org. Режим доступа: https://studme.org/88401/pravo/gosudarstvennoe_ustroystvo_velikogo_knyazhestva_litovskogo.
4. Местные органы государственной власти Великого княжества Литовского в XVI веке. [Электронный ресурс] Referat911, 2014. Режим доступа: https://www.referat911.ru/Istoriya/mestnye-organy-gosudarstvennoj-vlasti-velikogo/509826-3196771-place3.html.
5. Местные органы управления Великого княжества Литовского. [Электронный ресурс] Мацель А. В. / Webkursovik. Помощь студенту. / Гродно 2011. Режим доступа: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-157830.
6. Высшие органы государственной власти Великого Княжества Литовского. [Электронный ресурс] Я ботаник. / 2011. Режим доступа: https://referat.yabotanik.ru/pravo/vysshie-organy-gosudarstvennoj-vlasti-velikogo-knyazhestva/105343/98856/page6.html.
7. Система государственной власти и управления Великого Княжества Литовского. [Электронный ресурс] Кононова Д.С. / Я неуч! / Екатеринбург, 2013. Режим доступа: https://www.yaneuch.ru/cat_06/sistema-gosudarstvennoj-vlasti-i-upravleniya/452962.2990455.page1.html.
8. Грыцкевіч, А.П. Дзяржаўны і палітычны лад / А.П. Грыцкевiч // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — 684 с.
9. Доўнар, Т.I. Вытокi i гiстарычнае развiццё iнстытута парламентарызму ў Беларусi / Т.I.Доўнар // Парламенцкiя структуры ўлады ў сiстэме дзяржаўнага кiравання Вялiкага княства Лiтоўскага i Рэчы Паспалiтай у XV — XVII стагоддзях: Матэрыялы мiжнар.навук.канферэнцыi (Мiнск — Наваградак, 23 — 24 лiстапада 2007 г.) / Навук.рэд. С. Ф. Сокал, А.М.Янушкевiч. — Мн.: БIП-С Плюс, 2008. — 374 с.
10. Доўнар, Т.I. Статут Вялiкага княства Лiтоўскага 1566 года / Т.I. Доўнар, У.М.Сатолiн, Я. А. Юхо. — Мн.: Тэсей, 2003. — 352 с.
11. Беларуская энцыклапедыя у 18 тамах. Том 9. /Рэдакцыйная калегiя: Г.П. Пашкоу, В.С. Аношка, I.I. Антановiч, iнш./ Мн., «Беларуская энцыклапедыя», 1999г. –557с.
12. Рахуба, А. Вялiкае Княства Лiтоўскае ў парламенцкай сiстэме Рэчы Паспалiтай 1569 — 1763 гг. / Пераклад з польскай / А. Рахуба. — Мн.: Медысонт, 2008. — 424 с.
13. Стрэнкоўскi, С.П. Прывiлеi i вольнасцi беларускiх гарадоў з нямецкiм правам у канцы XIV XVIII стст. / С.П. Стрэнкоўскi. — Мн.: Мгiра, 2008. — 251с.
14. Органы государственного управления в Великом княжестве Литовском. [Электронный ресурс] Сдать сессию. Режим доступа: https://referat.bookap.info/work/264810/Organy-gosudarstvennogo-upravleniya-v.
15. Местные органы управления Великого княжества Литовского. [Электронный ресурс] Bestreferat. / 2010. Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-165608.html.
16. Высшие органы государственной власти Великого Княжества Литовского. [Электронный ресурс] Учебные материалы. Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/1RjQ90JxF3U/all.html.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты