Конституционно-правовой статус территориальных коллективов во Франции
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционно-правовой статус территориальных коллективов во Франции»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Конституционно-правовой статус территориальных коллективов во Франции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ВО ФРАНЦИИ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ВО ФРАНЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Недоверие к политическим институтам Старого режима, усиление чувства национального единства в течение XIX и первой половины XX веков привели к отказу от территориальных единиц, больше департамента, которые могли бы напомнить прежние провинции. Однако, в связи с требованиями экономического развития, после эксперимента, прошедшего в годы войны, правительством Виши [1, с. 20] в 1941 году были учреждены окружные (или региональные) префекты [2]. В 1944 году были введены окружные комиссары Республики, а также после войны в 1947 году – чрезвычайные генеральные инспектора администрации.
В 1955 году, в рамках французской административной организации, был введен, на постоянной основе, уровень округа (или региона) и, в соответствии с программными округами 1955 года, административно-территориальными единицы окружного действия 1960 года и статусами округов, оговариваемых нормативными правовыми актами 1964 года, округ являлся лишь административной единицей, подразделением органов центрального, государственного регулирования, служившей определенной базой экспериментов по делегированию административных полномочий и единственным органом власти был, назначенный правительством служащий, – окружной префект и его аппарат, при котором действовала комиссия по экономическому развитию округа (КЭРО), но она являлась лишь консультативным органом, который не формировался – даже косвенно – путем выборов.
Позже были учреждены государственные юридические лица окружного уровня, во главе которых стояли окружной префект, как глава исполнительной власти и, можно отметить, что такая система установилась принятым, после неудачной попытки проведения референдума в 1969 году, законом от 5 июля 1972 года.
Таким образом, была осуществлена некоторая децентрализация округа, сопутствовавшая уже проведенному делегированию административных полномочий, однако на протяжении десятилетия движение округа к самостоятельности притормаживалось, в связи с тем, что окружные юридические лица обладали лишь статусом общественных учреждений, поскольку не располагали общей компетенцией и не имели, сформированного на основании прямых всеобщих выборов, органа власти.
Объект работы – территориальные коллективы Франции.
Предмет работы – правовые особенности территориальных коллективов Франции.
Цель работы – рассмотреть правовые особенности территориальных коллективов Франции.
Задачи:
- рассмотреть общие положения территориальных коллективов;
- определить особенности территориальных коллективов.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
Сегодня Франция, в отличие большинства демократических стран Европы, является все ещё наиболее централизованным государством. Именно здесь достаточно устойчивы традиции крепкой государственной власти, которая играет главную роль на уровне департаментов и областей[12][2]. Конституция Франции 1958 года, которая действует по сей день, весьма скупо говорит о правах местного самоуправления. Это раздел 12 «О местных коллективах», хотя в этом разделе есть единственная статья 72, посвящённая местным коллективам.
Рассмотрим правовой статус различных видов территориальных коллективов. Отмечено, что коммуна во Франции является единственной административно-территориальной единицей, в которой нет отдельного государственного властного органа, то есть мэр в своём лице сочетает главное должностное лицо местного самоуправления и представителя государственной власти. Во Франции существует огромное количество коммун, в связи с чем очевидна потребность в создании законодательства, регулирующего различные формы их объединений. Рассмотрены основные полномочия коммун. Выделен особый статус коммун Парижа, Марселя и Лиона. Отметим, что до 1940 года округа были территориальными коллективами с избранным законодательным органом, но в 1946 году они были окончательно отменены. Исторически кантоны были также территориальными коллективами со своими избранными законодательными органами. Проанализирован статус супрефекта.
Отметим, что департамент является основой проведения государственной экономической и социальной политики. Он является одновременно и административной единицей, во главе которой стоит префект, представляющий государство и выступающий руководителем его разукрупненных служб на территории департамента, и автономный местный коллектив, управление которым осуществляет выборный орган – генеральный совет, возглавляемый председателем. Департамент является инстанцией, обеспечивающей присутствие государства и государственное управление на местном уровне.
В 1982 году регионы наряду с департаментами и коммунами стали полноценными территориальными коллективами Франции. Отмечено, что регионы являются самыми крупными и «молодыми» единицами территориального деления Франции. Они призваны обеспечить комплексное социально-экономическое развитие крупных территорий. Регионы являются центрами планирования, базой проведения всех социально-экономических мероприятий, выходящих за рамки одного департамента.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ВО ФРАНЦИИ
Административно-территориальные преобразования в сфере публичного управления в каждой стране имеют свои особенности, обусловленные не только текущим состоянием системы организации публичной власти, экономическим положением в стране, уровнем организации общественных институтов и др., но и глубокими историческими традициями в развитии государственных и общественных институтов. Большинство исследователей, изучающих истоки, содержание и последствия административных территориальных реформ во Франции в последние годы, основываются на аксиоматических положениях в постановке целей децентрализации полномочий государственной власти в унитарном государстве во Франции. Таковыми являются наделение административно-территориальных единиц различного уровня самоуправленческими полномочиями, непременным признаком которых являются различные выборные механизмы формирования органов регионального, «департаментского» и местного (муниципального) самоуправления. При этом обращается особое внимание на то, что в условиях децентрализации и деконцентрации полномочий во Франции традиционно продолжают действовать институты государственной опеки.
Обратим внимание еще на одну важную особенность. Одним из значимых доводов необходимости преобразований во Франции, как, впрочем, и в других странах, является утверждение представителей государственных структур и политиков, даже разделяющих разные политические взгляды, о необходимости сокращения государственных расходов. Возможность сокращения расходов государственного бюджета в любой стране достаточно ограничена и связана с потерей популярности правящей партии, а потому в большинстве случаев не поддерживается правящими элитами. Поэтому бремя ограничения расходов перекладывается в том числе и на бюджеты территориальных единиц.
Следует отметить, что одна из основных публично обозначаемых причин – необходимость сокращения расходов бюджетов, в большей степени является популистским доводом. Все-таки основная функция любой публичной власти, прежде всего, государственной власти – не сокращение расходов, а наоборот, увеличение расходов для исполнения конституционно закрепленных полномочий. Вопросы эффективности использования публичных ресурсов, конечно же, должны быть приоритетными в деятельности власти.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ВО ФРАНЦИИ
При участии граждан в осуществлении местного самоуправления в любых формах, в частности рассматриваемых в настоящей статье, зачастую возникает проблема нехватки добровольцев [Ляхов 2015: 30; Курченков, Морозова, Калмыкова 2016: 113]. Это должно влиять на избираемый соответствующим нормотворческим органом порядок формирования состава названных объединений и перечень требований к их участникам. Целью такого регулирования является максимально широкое вовлечение граждан в осуществление на добровольной основе функций местного самоуправления при обеспечении работоспособного состава их самодеятельных формирований. При этом положения, регулирующие конкретные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, могут значительно различаться в зависимости от предназначения и правового статуса этих форм.
Введение простой процедуры подбора участников. А. Фанг выделяет пять способов подбора участников форм партисипаторной демократии: вовлечение в нее всех желающих, целевой подбор, подбор по жребию, привлечение непрофессиональных участников, подбор профессионалов [Fung 2006]. Для ТОС и советов кварталов избран самый простой из возможных способов подбора участников – в их деятельности могут участвовать все желающие, соответствующие требованиям. Однако есть и существенная разница. Участниками ТОС автоматически считаются все жители территории, на которой оно осуществляется. Аналогичная схема действует в Бордо. Членами же советов кварталов Лиона и Руана становятся в результате регистрации, как правило, в мэрии соответствующей территории.
Установление неограниченного периода приема «новичков». Увеличению числа участников также способствует устранение пространственных и временных ограничений – ни в одном из рассмотренных актов не ограничен период подбора кадров, а в хартиях советов кварталов большинства округов Лиона прямо сказано, что запись ведется круглогодично и записаться можно через сайт (см., например: абз. 2 ст. 4 Хартии советов квартала первого округа Лиона, ст. 3.1 Хартии советов квартала второго округа Лиона, ст. 3-2 Хартии советов квартала девятого округа Лиона). Установление только минимальных требований к участникам. Можно предположить, что требования к участникам ТОС / советов кварталов (советов граждан) также должны формулироваться максимально широко, чтобы отсекать лишь тех, кто очевидно не сможет участвовать в их работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В правовом регулировании статуса территориального общественного самоуправления и советов кварталов (граждан) есть интересные различия, в том числе дающие основания подумать о заимствовании французского опыта. Так, интересным приемом является предоставление права участия не только тем, кто проживает на соответствующий территории, но и тем, кто там работает, учится, а также является членом действующей там организации. Он позволяет не просто расширить круг потенциальных участников, но и включить в него молодежь и лиц, готовых активно участвовать в общественной жизни.
Кроме закрепления требований к участникам, во французских советах практикуется их разделение на определенным образом соотносящиеся по числу членов категории исходя из представляемых ими групп населения. Поскольку данный прием заведомо противоречит идее всеобщего участия, он неприменим к рядовым участникам, однако, думается, его можно рекомендовать для определения состава руководящих органов ТОС в их уставах.
В частности, можно использовать жребий как способ формирования местных общественных палат (советов). Он позволяет обеспечить не только максимальное вовлечение местных жителей в решение вопросов местного значения, но и независимость общественной палаты от местных властей. Общественным палатам ставят в упрек зависимость от местной и государственной власти, основываясь, в том числе, на порядке их формирования, что логично, ведь члены любого органа, очевидно, не могут не зависеть от того, кто их назначил.
В целом в правовом регулировании порядка формирования советов кварталов (граждан) и ТОС можно найти больше сходства, чем различий (одинаковые требования к возрасту, неограниченный период приема новых членов). Это особенно интересно с учетом того, что предназначение и территориальная основа данных форм самоуправления не вполне идентичны. Любопытно и то, что французское правовое регулирование данного вопроса является значительно более централизованным (обязательность создания советов, их роль как советчиков органов местного самоуправления).
1. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 2001.
2. Болотина Е.В. Организационные основы французского муниципального управления. Монография, 2006 г.
3. Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник / М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2002.
4. Брэбан Г. Французское административное право. Перевод с французского / Пер.: Васильев Д.И., Карпович В.Д., Под ред. и со вступ. ст.: Боботов C.B. -М.: Прогресс, 1988.
5. Ведель Ж. Административное право Франции. Перевод с французского / Под ред.: Крутоголов М.А.; Пер.: Энтин JI.M. -М.: Прогресс, 1973.
6. Гнейст Р. Правовое государство и административные суды Германии. -СПб., 1896.
7. Градовский А.Д. Система местного управления на Западе Европы и в России // Собр. соч. СПб., 1904. Т. 9.
8. Графский В.Г., Ефремова H.H., Карпец В.И. Институты самоуправления: историко-правовое исследование / Отв. ред.: Мамут JI.C. М.: Наука, 1995.
9. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М.: Норма. 2000.
10. Грацианский Н.П. и Сказкин С.Д. Хрестоматия по истории Средних веков./3 т. М., 1949. Т. 1.
11. Деттон Э. Местная администрация Франции. Перевод с французского / Под ред.: Крутоголов М.А.; Пер.: Алексеев Л.Б. М.: Госюриздат, 1957.
12. Дживелегов А.К. Городская община в Средние века. М., 1901.
13. Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902. С. 53-54; см. также: Он же. Вольный город в Европе. М., 1922. Гл. 2.
14. Доменак Ж. Территориальные коллективы Франции, Н. Новгород, 1999.
15. Егорова, М.В. Конституционно-правовой статус территориальных коллективов во Франции. Автореф. дис …к.ю. н. / М.В.Егорова. – М., 2012.
16. Еллинек Г. Право современного государства. Т.1. Общее учение о государстве / Г. Еллинек; пер. под ред. В.М. Гессена, Л.В. Шалланда.- СПб.: Обществ, польза, 1903.
17. Projet de loi organique relatif à l’élection des membres des conseils des collectivités territoriales et des établissements publics de coopération intercommunale. Enregistré à la Présidence du Sénat le 21 octobre 2009, URL: // http://www.senat.fr/leg/pjl09-062.html.
18. Projet de loi relatif à l’élection des conseillers territoriaux et au renforcement de la démocratie locale, URL: http://www.interieur. gouv.fr/sections/reforme-collectivites/projets-loi/projets.loi/downloadFile/attachedFile_1/02_Projet_de_loi_relatif_a_l_election_des_ conseillers_territoriaux_et_au_renforcement_de_la_democratie_locale.pdf.
19. Gouëset C. Les péripéties de la réforme des collectivités territoriales // L’Express. 2010. 18 nov.
20. Loi № 2010-1563 du 16 décembre 2010 de réforme des collectivités territoriales, URL: http://legifrance.gouv.fr/affichTexte.do? cidTexte=JORFTEXT000023239624&categorieLien=id.
21. Taïeb D. Décentralisation: François Hollande contre la simplification // Le Point. 2012. 5 mars.
22. La réforme territoriale. Projet porté par Bernard Cazeneuve, Marylise Lebranchu, André Vallini, URL : http://www.gouvernement. fr/action/la-reforme-territoriale.
23. Roger P., Bel J.-P.: «Soyons clairs : la réforme territoriale sera abrogée» // Le Monde. 2012. 11 avr.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты