Мотивация профессиональной переподготовки у женщин 30-45 лет
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мотивация профессиональной переподготовки у женщин 30-45 лет»
по дисциплине: «Психология развития»
2021
45.00 BYN
Мотивация профессиональной переподготовки у женщин 30-45 лет
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология развития
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты испытуемых по методике «Мотивы выбора профессии».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Данные по методике диагностики ценностных ориентаций в карьере Э.Шейна.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Корреляции между ценностными ориентациями в карьере и личностными особенностями студентов 1 курса.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы мотивации профессиональной переподготовки у женщин 30-45 лет
1.1 Современные научные подходы к исследованию проблемы профессиональной мотивации
1.2 Содержательные характеристики мотивации профессиональной переподготовки
1.3 Специфика профессиональной мотивации у женщин 30-45 лет
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации профессиональной переподготовки у женщин 30-45 лет
2.1 Описание процедуры и методов исследования
2.2 Результаты исследования мотивации профессиональной переподготовки у женщин 30-45 лет
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования мотивации профессиональной переподготовки на этапе взрослости обусловлена сложной социально-экономической обстановкой в современном обществе. В обществе, в котором распространены феномены текучести кадров, а также повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда, проблема профессионального самоопределения остается актуальной для человека не только в юношеский период, но и в более старшем возрасте. Но одного признания непрерывности профессионального самоопределения недостаточно. Необходимо выявить специфику и особенности его протекания на этапе взрослости, чтобы не допустить механического переноса закономерностей профессионального самоопределения подростков и юношей на другие этапы профессионализации. В связи с этим, существенно возрастает теоретическая и практическая актуальность изучения профессионального самоопределения субъекта труда на этапе взрослости. Актуальность проблемы исследования также связана с тем, что одним из направлений повышения эффективности трудовой и профессиональной деятельности является мотивация и стимулирование труда. В результате возрастает необходимость научного анализа трудовой и профессиональной мотивации. Исследование индивидуальной мотивации трудовой деятельности представляется актуальным как для решения научно-теоретических задач в областях психологии личности, организационной психологии и психодиагностики, так и для задач практики, поскольку позволит подойти к пониманию причин и направлений развития личности взрослого человека, а так же возможностей для управления мотивационно-смысловой сферой субъекта труда.
Изучение мотивации связано с вопросами о целях, причинах и формах человеческой активности. Ответ на вопрос о том, какими мотивами направляется профессиональная деятельность конкретного человека, что он «ищет в работе», представляется особо важным с практической точки зрения. Имея такую информацию, руководитель получает ясное представление о том, как стимулировать конкретных сотрудников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ У ЖЕНЩИН 30-45 ЛЕТ
1.1 Современные научные подходы к исследованию проблемы профессиональной мотивации
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Термином «мотивация» объясняется широкий круг неоднозначно интерпретируемых явлений, таких, как нужда, потребность, мотив, побуждение и др.
В самом широком смысле мотивация определяет пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности, а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое [18, с.52].
Осуществляя трудовую деятельность, человек как субъект труда имеет индивидуальную мотивацию, побуждающую его активность и направляющую его развитие как профессионала.
Изучение мотивов человеческого поведения проводится в различных областях, в том числе и в профессиональной деятельности. Рассмотрим позиции различных авторов, занимавшихся анализом данной проблемы. По мнению А.И. Алимовой, мотивы выбора профессии – это побуждения, которыми руководствует человек при выборе профессии [1, с. 237]. Согласно А.П. Егоршину, мотивы выбора профессии выступают как внутренняя деятельность по конструированию оснований и смысловых критериев для сопоставления имеющихся альтернатив и осуществлению этого сопоставления во внутреннем плане [3, с. 104].
Четыре типа мотивов выбора профессии были выделены Р.В. Овчаровой: внутренние индивидуальные, внешние социальные, внешние положительные и внешние отрицательные. Под внутренними мотивам выбора профессии понимается общественная и личная значимость профессии; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешняя мотивация – это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ У ЖЕНЩИН 30-45 ЛЕТ
2.1 Описание процедуры и методов исследования
Анализ литературных источников показал недостаточную степень изученности мотивации профессиональной переподготовки у женщин 30-45 лет.
Цель исследования: выявить особенности мотивации профессиональной переподготовки у женщин 30-45 лет.
Гипотеза исследования: существует связь между мотивами профессиональной переподготовки и карьерными ориентациями женщин 30-45 лет.
Характеристика выборки исследования: выборку исследования составили 50 женщин в возрасте 30-45 лет, проходящие профессиональную переподготовку.
Методы исследования: обзорно-аналитический, методы количественной и качественной обработки данных, анкетирование, тестирование, статистические методы обработки данных (непараметрический критерий ранговой корреляции Ч. Спирмена).
Психодиагностические методики исследования:
1. Методика «Мотивы выбора профессии» (автор Е.В. Овчарова) – Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы). Инструкция: «ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность. Ответы могут быть 5 видов: «очень сильно повлияло» - 5 баллов; «сильно повлияло» - 4 балла; «средне повлияло» - 3 балла; «слабо повлияло» - 2 балла; «никак не повлияло» - 1 балл. Поставьте напротив каждого утверждения соответствующий вашему ответу балл». Методика позволяет определить внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы, внешние отрицательные мотивы [37].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ литературы показал, что к наиболее значимым мотивам выбора профессии относятся такие как стремление к достижению результата, безопасности и сохранению здоровья, материальному благополучию, познанию, общению, достижению высокого социального статуса и уважения, самоопределению и самопроявлению.
Решающее значение в профессиональной переориентации играет профессиональная устойчивость личности, ее внутреннее и внешнее определение. Раскрывается механизм развития личности в ситуации профессиональной переориентации, который состоит в расхождении между возникшими у человека потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации. Отмечается, что любое рассогласование может принимать вид противоречий: между желаемыми целями и недостаточными для их достижений средствами; между сложившимися личностными свойствами и объективно требуемыми качествами.
В соответствии с проблемой нашего исследования представляется важным выделить следующие мотивы профессиональной переподготовки женщин на этапе взрослости: повышение материальной обеспеченности, самореализация в новой профессии, продвижение по карьерной лестнице, стремление к достижению результата, относительная автономность и самоконтроль, потребность в достижении социального престижа и уважении, стремление к безопасности, расширение круга общения.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что для женщин 30-45 лет особенно важным при получении новой специальности являются следующие аспекты: профессиональный интерес, удобный режим работы и высокий доход. У большинства женщин 30-45 лет доминируют внутренние социально-значимые мотивы профессиональной переподготовки. Следующие по значимости у испытуемых внутренние индивидуально-значимые мотивы и внешние положительные мотивы. У немногочисленной группы женщин доминируют внешние отрицательные мотивы. Ведущими мотивами профессиональной переподготовки женщин 30-45 лет являются материальные мотивы и познавательные мотивы. У большинства женщин 30-45 лет ведущим стал карьерный якорь «Интеграция стилей жизни». Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры.
1. Алимова, А.И. Технология мотивационного воздействия на субъекта труда / А. И. Алимова // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 237-240.
2. Анциферова, Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. - 2009. Т. 1. - № 2. - С. 52-60.
3. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие / А.П.Егоршин. – 3-е изд., перераб и доп. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 378 с.
4. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – М. : Академический проект, 2003. – 380 с.
5. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2012. – 432 с.
6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.
7. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
8. Костюнина, А.А. Гендерные аспекты профессиональной и трудовой мотивации / А.А. Костюнина // Грани познания. – 2010. – №2. – С.22-28.
9. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. - М.: А-Пресс, 2005. - 128 с.
10. Кухарчук, А. М. Человек и его профессия / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. – Минск : Соврем. Слово, 2006. – 544 с.
11. Логинова, Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь. Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. - М. : Аспект-Пресс, 2008. – 280 с.
12. Малиборская, И.Л. Гендерные особенности мотивации персонала на разных этапах трудовой деятельности / И.Л. Малиборская // Вестник Воронеж. гос. техн. ун-та. – 2012. – №10. – С. 178‒180.
13. Овчарова, Е.В. Особенности мотивации профессиональной деятельности медицинских сестер и ее влияние на проявление психических состояний / Е.В. Овчарова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 22-26.
14. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. – Киев, 2000. – 143 с.
15. Пастушеня, А.Н. Индивидуальная профессиональная концепция специалиста : структурно-функциональная и содержательная характеристика / А. Н. Пастушеня // Психологический журнал. - 2007. - № 3. – С.38-48.
16. Петров, С.С. Проблемы занятости / С.С. Петров // Социологические исследования. – 2015. – № 5. – С.38-45.Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А.Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 255 с.
17. Семеняка, О. Н. Особенности профессиональной направленности в структуре личности профессионала / О. Н. Семеняка // Психологический журнал (РБ). – 2007. - № 3. – С.57-67.
18. Стрижова, Е.А. Диагностики трудовой мотивации в ситуации решения задач: методология и метод / Е.А. Стрижова, А.Н. Гусев // Национальный психологический журнал. – 2013. – №2. – С. 52-59
19. Толстых, А. В. Возрасты жизни / А. В. Толстых. – М. : Аспект-пресс, 2018. – 312 с.
20. Фонарев, А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. - 1997 - №2. – С.25-29.
21. Ходосевич, А.С. Гендерные различия в профессиональной направленности личности работников сферы услуг / А.С. Ходосевич // Вестник Томск. гос. пед. ун-та. – 2010. – №4. – С. 146‒148.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты испытуемых по методике «Мотивы выбора профессии».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Данные по методике диагностики ценностных ориентаций в карьере Э.Шейна.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Корреляции между ценностными ориентациями в карьере и личностными особенностями студентов 1 курса.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты