Взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости у студентов
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости у студентов»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости у студентов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Сводные таблицы по результатам диагностики.
Приложение 2 Результаты корреляционного анализа.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эго-идентичности и личностной зрелости у студентов
1.1 Понятие эго-идентичности и особенности ее формирования в студенческом возрасте
1.2 Личностная зрелость как психологический феномен и особенности ее проявления у студентов
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эго-идентичности и личностной зрелости у студентов
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Результаты исследования эго-идентичности у студентов
2.3 Оценка показателей личностной зрелости у студентов
2.4 Результаты исследования взаимосвязи эго-идентичности и личностной зрелости у студентов
Выводы по 2 главе
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение феномена идентичности личности является достаточно популярным направлением исследований в зарубежной и отечественной психологии. В то же время существующие теоретические и прикладные исследования проблемы идентичности и ее отдельных структурных компонентов (Дж. Марсиа, Е.Л.Солдатова, Л.Б.Шнейдер и др.) не исчерпывают всех аспектов проблемы. В частности, остаются дискуссионными вопросы структуры и содержания идентичности, ее развития в онтогенезе личности в зависимости от тех или иных условий развития. С учетом современных трансформационных процессов, коснувшихся практически всех аспектов развития общества, особенно актуальной становится проблема изучения особенностей эго-идентичности студентов.
Анализ психологических исследований свидетельствует о том, что эго-идентичность личности – сложный, многомерный феномен, который рассматривается в психологических исследованиях разных направлений: личностно-ориентированного (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.); в рамках социально-психологической проблематики (Э. Эриксон, и др.); в контексте теорий возрастных кризисов развития как специфический феномен юности (Э. Эриксон, И.С. Кон, Дж. Марсиа и др.). Становление идентичности происходит через обобщение, кристаллизацию детских идентификаций, ролевого опыта и опыта социальных влияний, оценок и ожиданий окружающих (Э.Эриксон, Дж.Марсиа и др.).
В период студенчества актуализируется достижение идентичности через принятие ряда осознанных решений относительно своей ценностной позиции в социуме, поиск социальных основ личной определенности и устойчивости, выбор ролевой и групповой принадлежности. Это выражается через достижение личностной зрелости. Проблему изучения зрелости личности рассматривают в основном в контексте изучения молодежной проблематики. Это обусловлено совпадением перехода с юношеского периода к периоду ранней взрослости и с сенситивным периодом развития личностно зрелых характеристик или диаметрально противоположных – инфантильных характеристик. С этим периодом связывается сензитивность в восприятии и реализации различных возможностей развития, становление новых форм саморегуляции, повышение требований к адаптации в усложняющихся условиях мира взрослости. Личностная зрелость помогает человеку более эффективно решать жизненные задачи. Она характеризует личность взрослого человека как целостную, динамичную, принципиально незавершенную систему, развивающуюся неравномерно и гетерохронно.
Обзор научной литературы позволяет констатировать, что изучению феноменов эго-идентичности и личностной зрелости посвящено большое количество исследований. Однако проблеме взаимосвязи этих феноменов уделено недостаточно внимания. Слабая разработанность проблемы исследования и ее актуальность обусловили выбор темы исследования.
Объект исследования: эго-идентичность и личностная зрелость.
Предмет исследования: взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости у студентов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Понятие эго-идентичности и особенности ее формирования в студенческом возрасте
В настоящее время среди отечественных и зарубежных психологов наблюдается повышенный интерес к таким явлениям в психическом мире человека, как идентификация и идентичность. Специалисты-психологи, отталкиваясь от работ З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Эриксона, в которых представлены содержательные характеристики этих явлений, стремятся продолжить и углубить их научный анализ, показать место и роль идентификации и идентичности в становлении человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности.
Понятие «идентификация» было введено в науку З. Фрейдом и интерпретировалось как процесс эмоционального и иного самоотождествления какого-то конкретного человека с другим человеком, группой, образцом. В психоаналитической литературе в качестве моделей идентификации обычно фигурирует идентификация ребенка с родителями того или иного пола [26, с. 93]. В социальной и социально-психологической литературе термин «идентификация» приобрел более широкое толкование, обозначая чаще всего процесс имитации, подражательного поведения и еще – особенно в исследовании личности – познавательное, эмоциональное и поведенческое «слияние» с объектом, а возникающий в результате такого «слияния» на субъективном уровне результат квалифицируется как полная или неполная, глубокая или поверхностная идентичность.
В прошлом веке явлениям идентификации и идентичности в своих трудах достаточно много внимания уделяли Э. Фромм и Э. Эриксон. Первый из них выделил, с одной стороны, персональную, или эго-идентичность как результат индивидуализации человека, где индивидуализация характеризует обособление человека от сил природы и от других людей. С другой стороны, считая, что одной из человеческих потребностей является потребность связи с окружающим миром, достигаемая путем самоотождествления с какими-то идеями, ценностями, социальными стандартами, Э.Фромм подчеркивал, таким образом, формирование и развитие у человека социальной идентичности [24].
Термин «эго-идентичность» получил распространение в научных кругах благодаря Э.Эриксону, наиболее подробно описавшему данный конструкт. Э.Эриксон, раскрывая суть эго-идентичности, видел их функции в выражении сознательного чувства уникальности человека, в присущем ему бессознательном стремлении к неразрывности жизненного опыта и еще в формировании у человека личностного конструкта, который выражает солидарность последнего с социальными и групповыми идеалами и стандартами [28, с. 56].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У СТУДЕНТОВ
2.1 Процедура и методы исследования
С целью изучения взаимосвязи эго-идентичности и личностной зрелости у студентов было проведено исследование.
В исследовании приняли участие 30 студентов 1 курса в возрасте 17-18 лет, 15 девушек и 15 юношей.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между эго-идентичностью и личностной зрелостью у студентов.
Описание процедуры исследования:
1. На первом этапе исследования выявить показатели эго-идентичности студентов.
2. На втором этапе исследования выявить показатели личностной зрелости студентов.
3. На третьем этапе исследования установить взаимосвязь между эго-идентичностью и личностной зрелостью у студентов.
Для проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы эмпирического исследования:
1. Тестирование с использованием психодиагностических методик.
2. Методы количественной обработки данных.
3. Методы описательной статистики.
4. Методы статистической обработки данных: критерий ранговой корреляции Ч.Спирмена.
Психодиагностические методики исследования:
1. Методика исследования личностной (эго) идентичности, разработанная В.Б. Никишиной и Е.А. Петраш.
Согласно теоретическому конструкту методики, личностная (эго) идентичность, как интегративная структура включает в себя восприятие себя «Я о себе». Следствием чего выступает абстрагирование индивида от себя, способности видеть себя со стороны, а затем опирается на этот образ как на реальность. Методика личностной идентичности предназначена для исследования степени согласованности / рассогласованности структурной организации личностной идентичности по психосемантическому основанию. В окончательный вариант методики вошли 45 лингвосемантических форм, соответствующих содержанию 15 ролей (15 существительных, соответствующих когнитивному параметру личностной идентичности; 15 прилагательных, соответствующих эмоционально-мотивационному параметру личностной идентичности; 15 глаголов, соответствующих поведенческому параметру личностной идентичности).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «эго-идентичность» соответствует понятиям «автономность личности», «личностная зрелость» и согласуется с логикой культурно-исторической теории кризисов в плане субъективации личностных новообразований в завершении возрастного кризиса и может рассматриваться как новообразование каждого нормативного кризиса взрослости. Структура эго-идентичности на каждом возрастном этапе определяется задачами соответствующего возраста, а статус связан с фазами кризиса развития. Согласно культурно-исторической традиции, развитие личности осуществляется через кризисы, т.е. через разрушение прежней структуры и появление новообразований.
Феномен личностной зрелости – сложное многоаспектное явление. Компоненты развиваются и могут достигать в своем развитии различных уровней сформированности. Были описаны функции имплицитных концепций личностной зрелости. Они выполняют ряд жизненно важных функций – лежат в основе восприятии и объяснения реальности, систематизируют наши знания, служат основой для прогнозирования событий, формирования стандартов оценки своего и чужого поведения, регулируют поведение, задают направления и ориентиры для развития личности. В составе регуляторной функции имплицитных концепций личностной зрелости можно выделить ряд частных подфункций: побуждающую, направляющую, оценочную (самооценочную), коммуникативную, идентификационную, защитную (совладающую). У молодых людей в студенческом возрасте определяется индивидуальный жизненный стиль, происходит осмысление жизни, выстраиваются и реализуются планы в личностной и профессиональной сферах, повышается уровень притязаний в области своей будущей профессии, происходит выстраивание системы ценностных ориентаций, духовно-нравственных позиций, выстраиваются идеалы и цели, которые в самом общем виде определяют общественное поведение. Наблюдается рост общей зрелости и устойчивости личности. Молодые люди в этот период находятся в постоянном развитии.
В результате обработки данных методики диагностики эго-идентичности у большинства студентов был выявлен средний уровень. Для данного показателя характерны средний уровень выраженности социально-психологической адаптации, позитивное самоотношение, устойчивая система ценностных ориентаций, средний уровень рефлексивности, самостоятельности и авторитарности. У большинства студентов, как юношей, так и девушек выявлен средний уровень самостоятельности, терпимости и самоактуализации в структуре личностной зрелости. У большинства студентов, как юношей, так и девушек выявлен высокий или средний уровень позитивного мышления в структуре личностной зрелости.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2010. – 288 с.
2. Аринушкина, Н.С. Об определении и типах идентичности / Н.С.Аринушкина // Мир психологии. – 2004. - № 2. – С.48-53.
3. Балык, А. С. Психологическая зрелость личности: теоретические концепции и подходы / А. С. Балык, О. П. Цыбуленко // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 12. – С. 63-67.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1986. – 422 c.
5. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
6. Горбунова, О. В. К проблеме определения понятия «зрелость личности» / О. В. Горбунова // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 2. – С. 88–91.
7. Дерманова, И. Б. Личностная зрелость: к определению психологического содержания / И. Б. Дерманова, В. Р. Манукян // Вестник СПбГУ. Серия: Социология. – 2010. – № 4. – С. 68–73.
8. Джанерьян, С. Т. Особенности личностной зрелости городской учащейся молодежи / С. Т. Джанерьян, Ю. В. Ращупкина // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. – 2015. – № 1. – С. 86–94.
9. Иванова, Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа / Н.Л.Иванова // Психологический журнал. – 2004. - № 1. – С.52-60.
10. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1. – М. : Смысл, 2002. – С. 56–65.
11. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу // Психология личности в трудах зарубежных психологов / сост. и общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2000. – С. 183–200.
12. Мухортова, В.Н. Особенности социологического подхода к понятию «профессиональная идентичность» / В.Н. Мухортова // Социум и власть. – 2015. - №3. – С. 9-13.
13. Никишина, В.Б. Методика исследования личностной идентичности: методология и технология стандартизации / В.Б. Никишина, Е.А. Петраш // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. – 2014. – № 6. – С.254-261.
14. Олпорт, Г. Личность в психологии / Г. Олпорт. – М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. – 165 с
15. Перлз, Ф. Практика гештальттерапии / Ф. Перлз; пер. М.П. Папуша. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 480 с
16. Портнова, А. Г. Личностная зрелость: подходы к определению / А. Г. Портнова // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 27. – С. 37– 41.
17. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л. А. Головей. – СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.
18. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Нева, 2009. – 854 с.
19. Ращупкина, Ю. В. Психологические основания структуры личностной зрелости / Ю. В. Ращупкина // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 12. – С. 38–41.
20. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 416 с.
21. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Прогресс-Универс, 1994. – 480 с.
22. Руженков, В.А. Методика диагностики личностной зрелости / В.А. Руженков, В.В. Руженкова, И.С. Лукьянцева // Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. – 2016. – №26. – С.65-70.
23. Скворцова, Л.Л. Регуляторные функции имплицитных концепций личностной зрелости / Л.Л. Скворцова // Научные труды Республиканского института высшей школы. – 2020. – №20-3. – С. 360-367.
24. Словарь группы психоанализа / Под ред. А.Е. Василюка. – СПб.: Вече, 2008. – 180 с.
25. Солдатова Е. Л. Связь эго-идентичности и личностной зрелости / Е. Л. Солдатова, И. А. Шляпникова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2015. – № 1. – С. 29– 33.
26. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд.– Тбилиси, 1991. – 375 с.
27. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрай, 2020. — 328 с.
28. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. — М.: Аспект-Пресс, 1996. – 456 с.
29. Якобсон П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / П. М. Якобсон // Психологический журнал. – 1981. – № 4. – С. 141–149.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Сводные таблицы по результатам диагностики.
Приложение 2 Результаты корреляционного анализа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты