Взаимосвязь тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях в 20-25 летнем возрасте
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях в 20-25 летнем возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях в 20-25 летнем возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица эмпирических данных (стиль конфликтного поведения).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по опроснику ситуативной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица соперничество.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ С ТИПОМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В 20-25 ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность понятия «конфликт»
1.2 Понятие тревожности в современной психологии
1.3 Взаимосвязь тревожности с типом поведения в конфликтной ситуации в 20-25 летнем возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В 20-25 ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых и в отечественной психологии (В. Н. Астапов, В. К. Вилюнас, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, А. М. Прихожан, Е. И. Рогов и др.), и за рубежом (Ч. Д. Спилберегер, П. Фресс, З. Фрейд, К. Хорни и др.). Они придают большое значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, которое участвует в механизме саморегуляции, способствуя мобилизации резервов психики и стимулируя поисковую активность. С другой стороны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида. Хроническое переживание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации формируют новообразование личности – тревожность. Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. Тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы тревожности стоит в ряду особо актуальных.
Тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Старшеклассник, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ С ТИПОМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В 20-25 ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность понятия «конфликт»
Понятие конфликта характерно как научному, так и обыденному сознанию, дающему ему свой специфический смысл. Происхождение слова «конфликт» от латинского conflictus – столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict – англ., konflikt – нем., conflit – франц.). В русском языке оно употребляется с XIX века [24, с. 15].
В третьем издании Большой Советской Энциклопедии В.В. Загладин определяет конфликт как «столкновение противоположных интересов, взглядом, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, влекущий за собой более сложные формы борьбы» [4, с. 129].
Сегодня существует большое количество разных трактовок конфликта, среди которых можно привести понятия конфликта в психологии, социологии и конфликтологии.
Наиболее последовательно сегодня в психологии конфликта работает отечественный ученый как Н.В. Гришина.
В психологии дефиниция «конфликт» употребляется довольно широко для описания поведения внутриличностных, межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
Данный факт подтвержден материалами первой отечественной психологической конференции по конфликтам. На конференции было оглашено, что конфликтами являются «межличностные трудности и внутриличностные переживания и кризисные явления» [6, с. 16].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В 20-25 ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях в 20-25 летнем возрасте проходило с соблюдением следующих этапов работы.
На первом этапе были определены цель, задачи, предмет и объект исследования, методы и диагностические методики, подобрана выборка исследования.
На следующем этапе исследования была проведена диагностика наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях и уровня тревожности, результаты которой были обработаны, проанализированы и интерпретированы.
В рамках третьего этапа исследования была произведена статистическая обработка полученных в ходе диагностики результатов на предмет определения взаимосвязи между тревожностью и стилем поведения в конфликтных ситуациях.
На заключительном этапе исследования были сформулированы выводы.
Цель исследования: изучить взаимосвязь тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях в 20-25 летнем возрасте.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между тревожностью и стилем поведения в конфликтных ситуациях.
Методы исследования: метод тестов; методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена (программный пакет Statistica.10.0).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ конфликта с позиции разных наук позволил дать общее определение конфликту. В данной работе мы будем придерживаться мнения В.В. Загладина, согласно которому конфликт – это столкновение противоположных сил, субъектов, сторон взаимодействия, включая их ценности, интересы, взгляды, цели, позиции. Проанализировав точки зрения на понятие «конфликт», их виды, способы разрешения было установлено, что данные критерии принадлежат как к науке, так и обыденному сознанию. Классификации конфликтов доказывают то, что они имеют разноуровневый характер.
Тревожность как психическое состояние представляет собой реакцию на социально-психологические стрессоры, проявляющееся в беспокойстве, напряженности, подавленности. Личностная тревожность рассматривается как устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность индивида к тревоге, предполагает наличие у него тенденции воспринимать широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Тревожность с одной стороны, является фактором, дезорганизующим деятельность, с другой – представляет собой фактор оптимального приспособления человека к действительности и необходимое условие развития личности. Возникновение тревожности на каждом этапе жизненного пути человека обусловлено разными источниками.
Студент с высоким уровнем тревожности будет неадекватно относиться к себе, у него будет занижена самооценка, следовательно, отношения со сверстниками будут складываться непросто, у него не будет стремления к лидерству и желания реализовывать свои способности в учебной деятельности. В настоящее время увеличилось число тревожных юношей и девушек, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М. : Просвещение, 1995. – 296 с.
2. Анцупoв, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупoв, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
3. Астапов, В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В. Н. Астапов // Психологический журнал. – СПб. : Питер, 1992. – №5. – 34-41 с.
4. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
5. Бoулдинг, К. Э. / К.Э. Бoулдинг // 100 великих экономистов после Кейнса, Great Economists since Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. – СПб.: Эконoмикус, 2009. — 384 с.
6. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : ПИТЕР, 2002. – 464 с.
7. Ершoв, А.Л. Социально-психологические аспекты конфликтов / А.Л. Ершoв // Соц. психология и соц. планирование. – Л., 2003. – С. 33–39.
8. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А. Г. Зравомыслов. – М.: Флинта, 2004. – 563 с.
9. Изард, К. Е. Эмоции человека./ К. Е. Изард. – М. : Директ-Медиа, 2008. – 954 с
10. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение / Н.И. Леонов. – СПб. : Питер, 2005. – 240 с.
11. Лoжкин, Г.В. Практическая психология конфликта: учебное пособие / Г.В. Лoжкин, Н.И. Пoвякель. – 2-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2002. – 256 с.
12. Мэй, Р. Проблема тревоги / пер. с англ. А. Г. Гладкова. – М. : Флинта, 2001. – 432 с.
13. Петрoвская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. – 109 с.
14. Платoнов, К.К. Краткий словарь системы психологический понятий / К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1981. – 175 с.
15. Прихожан, A. M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издатель¬ство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
16. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – СПб.: Питер, 1998. – № 2. – С. 22-27.
17. Психологический словарь. / Авт.-сост. В.Н. Копoрулина, М.Н. Смирнoва, Н.О. Гoрдеева, Л.М. Бaлабанова / Под общей ред. Ю.Л. Нeймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640с.
18. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова. – М. : Просвещение., 2002. – 258 с.
19. Реaн, А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.А. Реан, Н.В. Бордoвская, С.И. Рoзум. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
20. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
21. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2002. – 390 с.
22. Фром Э. Бегство от свободы / Э. Фром ; пер. с англ. А. Лактионова —М. : АСТ:АСТ МОСКВА, 2009. – 284 с.
23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. – СПб. : Питер, 2002. – 224 с.
24. Цыбульскaя, М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики / М.В. Цыбульскaя. – М., 2007. – 150 с.
25. Щeпаньский, Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. – М., 1969. – 204 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица эмпирических данных (стиль конфликтного поведения).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по опроснику ситуативной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица соперничество.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты