Особенности формирования социально-бытовой грамотности у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности формирования социально-бытовой грамотности у учащихся с тяжелыми нарушениями речи»
по дисциплине: «Коррекционная педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности формирования социально-бытовой грамотности у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Коррекционная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1 Формирование социально-бытовых навыков в онтогенезе
2 Особенности формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
3 Методы формирования социально-бытовых навыков у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
4 Рекомендации по формированию социально-бытовых навыков у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность социально-бытового воспитания младших школьников в наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенными требованиями к личностным качествам - их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности.
Социализация и интеграция в общество, в среду сверстников не представляется возможной без навыков социально-бытовых навыков у учащихся с ТНР.
Способность самостоятельно позаботиться об удовлетворении своих потребностей избавляет от зависимости от других людей. Таким образом, происходит становление самостоятельной личности.
Умение самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом и передвигаться значительно улучшает качество жизни учащихся с ТНР, помогает устранить трудности, возникающие из-за наличия нарушений развития [13, с. 86].
Обучение детей с тяжелыми направление специальной коррекционной педагогики. На современном этапе развития специального образования и обучения данной категории детей в медико-социальных учреждениях возникла необходимость создания определенной системы.
Вопрос о роли социально-бытовых навыков в развитии школьников с ТНР приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Социально-бытовые навыки способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата [2, с. 54].
1 Формирование социально-бытовых навыков в онтогенезе
Социально-бытовые навыки - это умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности [7, с. 86].
В норме ребенок овладевает большинством социально-бытовых навыков естественным образом, наблюдая за поведением взрослых в повседневной жизни, сопровождая родителей на улице, в магазине, в гостях, помогая маме или отцу в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок [5, с. 90]. Социально-бытовые навыки в норме начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а социально – бытовая деятельность (принятие пищи, одевание, умывание и т. д.), повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее успешно социально - бытовые навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять [3, с. 87].
В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. С самого младшего возраста детей приучают аккуратно есть, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, убирать на свое место игрушки, одеваться и т. д. [9].
В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.
2 Особенности формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
Социально-бытовые навыки напрямую влияют на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации [11]. У детей с ТНР формирование социально-бытовых навыков не происходит самопроизвольно. Учащиеся с ТНР не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. В силу особенностей мышления младшие школьники с ТНР воспринимают информацию (вербальную и зрительную) упрощенно, не замечают многих существенно важных свойств, содержащихся в ней, не устанавливают смысловых причинно – следственных связей при анализе объектов.
При нормальном развитии ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
Формирование навыков у детей с ТНР – процесс очень сложный, отличный от формирования навыков у обычных детей. Б.И. Пинский попытался определить, какие факторы у детей с нарушениями речи влияют на формирование навыков.
В работах Р.Д. Бабенковой, Т.Н. Головиной, Н.А. Козленко, Е.Н. Правдиной - Винарской, Г.Е. Сухаревой констатируется факт влияния особенностей физического развития на формирование навыка. Другие ученые: Л.Н. Занков, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф – отмечают, что на характер формирования навыков у детей с ТНР оказывают влияние особенности восприятия, процессы внимания и памяти, анализа и сравнения. Н.П. Вайзман отмечает нарушения программирования и контроля над действием при выполнении навыка, а также утверждает, что дети с нарушениями интеллекта испытывают значительные затруднения при выполнении координационных двигательных действий.
3 Методы формирования социально-бытовых навыков у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с ТНР направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Социально-бытовая адаптация и ориентация учащихся существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом - нарушением познавательной деятельности [2]. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность умственно-отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.
Методы и приемы, используемые при формировании социально-бытовых навыков у учащихся с ТНР разнообразны. Это могут как нетрадиционные комплексные занятия с системой различных методов и приемов, так и экскурсии, занятия-игры, занятия-путешествия, занятия-практикумы. Для формирования социально-бытовых используются следующие методы и приемы обучения:
- демонстрация
- наблюдение
- объяснение
- экскурсия
- беседа
- моделирование различных ситуаций
- решение логических задач, дидактические упражнения
- моделирование реальных ситуаций
- дидактические, режиссерские, сюжетно- ролевые, имитирующие игры
- игровые и проблемные ситуации
- оценивание действия людей в реальных ситуациях и на изображениях
- чтение и обсуждение литературы
- просмотр фильмов
- создание тематических альбомов, стендов.
4 Рекомендации по формированию социально-бытовых навыков у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
Для формирования социально-бытовых навыков важно проводить занятия в форме сюжетно-ролевых игр.
Задания подбираются таким образом, чтобы они находились в зоне умеренной трудности, но были доступными каждому ребенку. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Содержание занятий опираются на те знания и умения детей, которыми они овладели в ходе учебной деятельности.
На занятиях используются наглядный материал, который должен соответствовать теме и индивидуальным особенностям детей. [1, с. 11].
В ходе проведения занятий учитываются психофизиологические, возрастные и интеллектуальные особенности учащихся. Коррекционно-развивающая работа строилось на основании следующих принципов:
1. Принцип научности и доступности обучения. Принцип научности обучения означает, что учащимся на каждом шагу их учения предлагаются для усвоения прочно установленные в современной науке положения и при этом используются методы обучения, но своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются. При этом педагог организует обучение так, что постоянно обращается «к наивысшей границе возможностей учащихся с целью постоянного повышения этих возможностей к учению».
Заключение
Формирование социально-бытовых навыков в жизни ребенка является большой жизненной необходимостью.
Формирование у учащегося социально-бытовых навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. его вхождения в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом.
Социально-бытовые навыки (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, убирать комнату, купаться, умываться и т.д.) напрямую влияют на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации. При этом социально-бытовые навыки детей не сводится только к исполнительной части, оно обязательно включает и психические процессы, отражающие действительность и регулируют деятельность, ее исполнительный этап.
Выполняя действия, ребенок должен спланировать их, найти пути и средства реализации плана, предусмотреть необходимые для работы материалы и инструменты, определить пути осуществления контрольных действий. Чтобы достичь положительных результатов, детям необходимо сравнивать результаты собственной работы с образцом. С усложнением содержания практической деятельности активизируется психическое развитие ребенка.
Рассмотренная нами категория учащихся с ТНР имеет значительные трудности в формировании и развитии социально-бытовых навыков и требует активного использования различных методов для достижения «положительных результатов в коррекционной работе.
Нами были подготовлены рекомендации по развитию социально-бытовых навыков на основе разбора этапов работа и конкретных примеров использования сюжетно-ролевых игр.
1. Бгажнокова, И. М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с ТНР / И. М. Бгажнокова // Дефектология. 1994. – № 1. – С. 47.
2. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников»: серия «Учебники, учебные пособия» / С. Ю. Бородулин. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – С. 54.
3. Бронников, В. А. Обучение социально-бытовым навыкам детей с тяжелыми психоневрологическими заболеваниями : метод, указания / В. А. Бронников, А. А. Наумов. Березники: Сфера, 2002. – С. 87.
4. Виноградова Н. А. Сюжетно – ролевые игры младших школьников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – С. 86.
5. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. / под ред. Власовой Т.А. – М. : Педагогика, 2009. – С. 90.
6. Галигузова, Л. Н. Искусство общения с ребёнком. М.: Аркти, 2004. – С. 60.
7. Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М., «Владос», 2004. – С. 76.
8. Заречнова, Е. А. Организация социально-бытовой среды, способствующей реализации потенциальных возможностей детей с множественными нарушениями развития // Дефектология. – 2010. – № 3. – С. 54.
9. Зейгарник Б. В . Психология личности: норма и патология. М.,2007.
10. Итильсон Л.Б. Социальная психология: учеб.пособие для студентов. М.: ИЦ Академия, 2013. – С. 121.
11. Коркунов, В. В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ (принципиальные положения, организация и содержание) / В. В. Коркунов. М.: б.и., 1990. – С. 79.
12. Лыкова-Унковская, Е. С. Технология формирования социально-бытовой компетентности младших школьников с легкой умственной отсталостью // Вестн. МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2015. – № 2. – С. 90.
13. Махметова, А. К. Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития / А. К. Махметова, Н. А. Норкина, А. А.Уахитова, Г. Е. Акылбекова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – СПб. : Свое издательство, 2015. – С. 86.
14. Михайлова, Е. Н. Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития :учеб.-методическое пособие / Е. Н. Михайлова, Н. С. Жлудова. – 2-е изд, испр. – 2014. – С. 120.
15. Моржина, Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е.Ф. Моржина. - М.: Теревинф, 2006. – С. 140.
16. Олейникова, Н. П. Социально-бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционных школ / Н.П. Олейникова // Коррекционная педагогика. – 2012. – №5. – С. 76.
17. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельности детей-олигофренов / В.Г. Петрова // Социс. – М. – 2011. – № 2. – С. 28
18. Сборник научных статей. /под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М.
Шамионова, Е.С. Пяткиной, Ю.В. Селивановой, М.Д. Коноваловой.– М.: Издательство «Перо», 2018. – С. 61.
19. Соколова, Н. Д. Особенности игровых действий / Н.Д. Соколова// Дефектология. – 2002. – №2. – С. 80.
20. Унковская, Е. С. Особенности социально-бытовой адаптации младших школьников с нарушениями речи // Развитие системы специального (коррекционного) образования в регионе. Интегрированное обучение, воспитание и оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы региональной научно-практической конференции. Курск: КИНПО, 2008. – С. 65.
21. Уханова, А. В. Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. М.: Владос, 2011. – С. 85.
22. Харчевникова, А. Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей. М. : Аркти, 2010. – С.163.
23. Худенко, Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. М.: АРКТИ, 2006. – С.121.
24. Чулкова, Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков / Н. Чулкова // Начальное образование. – 1991. – № 5. – С. 54.
25. Шульженко, Н. В. Формирование социально-бытовых навыков и развитие познавательной сферы детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью младшего дошкольного возраста /Н. В. Шульженко// Казанская наука. – 2012. – №1. – С. 98.
26. Эльконин, Д. Психология игры. М. : Владос, 2014. – С. 213.
27. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей / Г. Юсупова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 8. – С. 28.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты