Особенности креативности в юношеском возрасте
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности креативности в юношеском возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности креативности в юношеском возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: ГГУ им. Франциска Скорины, УО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест креативности Торранса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика личностной креативности Е. Туник.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы креативности в юношеском возрасте
Теоретические аспекты креативности в современной психологической науке
1.2 Психологическая характеристика личности юношеского возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенности креативности в юношеском возрасте
2.1 Характеристика выборки и процедуры исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список используемых источников
Введение
Глобальные социально-экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки и быстрая информатизация общества создали новые требования к человеку. Общество не только влияет на человека, но и постоянно меняет свою структуру. Оно не только заставляет человека принять факты, но и предоставляет ему установленную систему знаков, изменяет мышление индивида, дает ему новые ценности и возлагает на личность большую ответственность.
В то же время современному обществу нужны люди, способные не только взаимодействовать с окружающей средой, но и реализовать в ней свой внутренний потенциал.
Одной из последних тенденций в современной психологической науке является возрастающий интерес к проблеме креативности личности. Интерес к этой проблеме продиктован временем. Современное общество, перешагнувшее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль творчеству каждого человека. Для решения социальных, экологических, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, обществу нужны активные, творческие личности. Государство, которое не способно выявить и воспитать творческих людей, не способно модифицировать свою социально-экономическую систему. В настоящее время эта проблема стоит особенно остро в связи с возрастающей степенью социальной неопределенности.
В связи с этим современное общество предъявляет повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Способность молодых людей неожиданно взглянуть на устоявшийся характер вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем – это огромный капитал общества. В наше время, когда каждый должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять достойное место в жизни.
В психологии, креативность – это своеобразный показатель творческого мышления. Креативность – это решение задач нестандартными, новыми и уникальными методами. Она характеризует способности нашего сознания создавать нечто новое, воплощать неординарные идеи и самые смелые мечты.
Вопрос изучения креативности имеет долгую историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее значимость. Выделение ее в качестве самостоятельной психологической особенности требовало доказательств того, что креативность отражает особую психологическую реальность, несводимую к той, которая описывается другими характеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяет создать более точный портрет индивидуальности.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы креативности в юношеском возрасте
1.1 Теоретические аспекты креативности в современной психологической науке
По мнению Е.А. Батовриной, креативность – это процесс преодоления безразличия в мышлении, чувствах и общении. Творческий человек всегда более терпим к окружающим: он готов признать, что привычный ему способ поведения может быть не самым лучшим, но это тот способ, к которому он привык; что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как диктуют окружающие [1, с.11].
Дж. Гилфорд определял: «Креативность – это процесс дивергентного мышления» [2, с.186].
Большинство научных психологических школ начала 20 века (структурализм, функционализм и бихевиоризм) практически не разработали никаких новых идей, полезных для изучения креативности. Гештальт-психологи анализировали компонент креативности – интуитивное понимание, но их исследование почти не выходило за рамки определений и механизмов интуиции; природа интуиции не представляла интереса для гештальт-психологов.
Психоаналитический подход к изучению творческой деятельности, как и большинство других ранних попыток решить эту проблему, основывался на индивидуальных примерах выдающихся творцов. Исходя из идеи о том, что творчество рождается из напряжения между сознательной реальностью и бессознательными влечениями, 3. Фрейд предположил, что деятельность писателей и художников является отголоском их бессознательных желаний, выраженных в социально приемлемой форме. Эти бессознательные желания могут касаться власти, богатства, славы или любви [3, с.182].
Творческие способности – это сплав многих качеств. Вопрос о составляющих творческого потенциала человека до сих пор остается открытым, хотя на данный момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что для творческих личностей характерно так называемое дивергентное мышление [4, с.129].
В ходе изучения креативности было выявлено несколько подходов, остановимся на некоторых из них более подробно.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенности креативности в юношеском возрасте
2.1 Характеристика выборки и процедуры исследования
База исследования: ГГУ имени Ф. Скорины (Гомельский государственный университет). В исследовании приняли участие 30 студентов юношеского возраста 18-21 год. Выборка составила 18 (60%) девушек и 12 (40%) юношей. В связи с преобладающим количеством в выборке девушек, гендерный анализ результатов не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать особенности развития креативности в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития креативности.
2. Выявить особенности развития личностной креативности.
Методики исследования:
1. Методика Торренса «Диагностика креативности» (Приложение А)
Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок». Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5 - 6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что креативность представляет собой определенное качество личности, которое ориентировано на нестандартное принятие решений. Основными компонентами креативности являются такие как когнитивный компонент, эмоциональный и волевой. Развитие креативности происходит посредством применения определенных упражнений и форм деятельности.
Юношеский возраст является важным период в жизни каждого человека. Для юношеского возраста характерными являются такие особенности как оптимальность развития творчески и познавательных навыков, формирование личности, стабилизация «Образа Я». Данный возрастной период является наиболее важным для развития и формирования представлений о креативности и развития творческих способностей.
Юношеский возраст – важный этап в развитии личности. В этот период определяется отношение к окружающему миру и обществу, формируется достаточно устойчивое представление о себе, своих предпочтениях, планах на будущее, возможностях и способностях.
Многие авторы отмечают, что кризис подросткового возраста – это период авторства собственной жизни. «Когда молодые люди вступают в самостоятельную жизнь, перед ними открывается широкое пространство приложения сил и способностей. Субъективно перед ними весь мир, и они входят в него тем путем, который каждый из них запланировал для себя. Благодаря своему выбору они строят перспективу своей жизни. Вступление в самостоятельную жизнь начинается с реализации личных жизненных планов».
В юношеском возрасте происходит интенсивное развитие само понимания на основе качественных и количественных изменений, представленных в психологии развития в виде новообразований.
С целью определения уровня развития креативности и личностной креативности респондентов юношеского возраста, было проведено эмпирическое исследование при помощи методик П. Торренса и Е. Туник. В ходе проведения исследования нами были получены результаты по двум выборкам: юноши и девушки.
В ходе проведенного исследования нами было определено, что девушки демонстрируют более высокие показатели креативности, что формирует представления о более творческой натуре девушек в приоритете над показателями юношей. Показатели личностной креативности мы анализировали в целом, так как нас интересовали в большей степени общие показатели развития данного качества. Креативность как основополагающая черта характера в основном выражена на среднем уровне. Эти показатели указывают на то, что представители данной категории формируют представление о личности, ориентированной на развитие высокого уровня творческой активности.
1. Батоврина, Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. – 2014. – № 20. – С.11-22
2. Богоявленская, Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве – искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. – М.: Смысл, 2010. – С.186–198.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2012. – 320 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 258 с.
5. Луговая, В.Ф. Креативность как компонент адаптационного потенциала личности : (на материале исслед. школьников младшего возраста) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Луговая В.Ф. ; [Рос. гос. пед. ун–т им. А.И. Герцена]. – СПб.: Питер, 2015. – 20 с.
6. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014 – 701 с.
7. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – М.: Академия, 2016. – 236 с.
8. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Ривьера, 2014. – 188 с.
9. Валуева, Е.А. Интеллект, креативность и процессы распространения активации // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2016. – Т.З. – № 3. – С. 110-118.
10. Торренс, Е. Диагностика креативности / Е. Торренс. – СПб.: Речь, 2006. – 258 с.
11. Банюхова, А.Е. Креативность и толерантность: психологическая изоляция или способы адаптации // Научно-практическая конференция «Психология 21 века». Материалы конференции 20-22 апреля 2016 / под ред. В.Б. Чеснокова. – СПб.: Питер, 2016. – С. 305-307.
12. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 2018. – 254 с.
13. Лютова, Е.К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин–т психологии; Ред.–сост. А.Н. Воронин. – М.: Академия, 2011. – 225 с.
14. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 2019. – №6. – С.29–33.
15. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 2016. – 247 с.
16. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Пед. о–во России, 2009. – 443 с.
17. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2013. – 306 c.
18. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. – СПб.: Питер, 2018. – 478 c.
19. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2010. – 343 c.
20. Волков, Б.С. Возрастная психология / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2008. – 668 c.
21. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: ПО России, 2009. – 512 c.
22. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология: Тесты / Е.В. Гурова. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 174 c.
23. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш. – М.: КДУ, 2013. – 264 c.
24. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. – М.: КДУ , 2013. – 264 c.
25. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2016. – 272 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест креативности Торранса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика личностной креативности Е. Туник.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты