Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР
1.1 Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе
1.2 Критерии отбора технологий обучения
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1 Понятие игровых технологий
2.2 Разновидности и возможности использования учебных деловых игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Переход на новые учебники в школах Республики Беларусь особенно сильно высветил одно из противоречий – современного образования – противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.
С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем — «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции. [16]
В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.
В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.
ГЛАВА 1. РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР
1.1 Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе
Каждая технология, будь то промышленная, сельскохозяйственная или образовательная, характеризуется набором всех компонентов (комбинация, связь); логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Помимо некоторых нетрадиционных уроков, в школьной практике иногда используются новые технологии обучения, которые заменяют традиционное пояснительно-иллюстративное обучение.
Все образовательные концепции и системы требуют специальной основы для их реализации. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической. Однако когда она устанавливается в более или менее строгом алгоритмическом порядке с надеждой на достижение гарантированного результата, это называется технологией.
Если проанализировать любую технологию обучения, то можно обнаружить, что она использует знакомые методы обучения. Однако особенность технологии в том, что все взаимосвязано и связано в жесткую систему.
Любая технология обучения должна отражать следующие ключевые особенности:
– наличие диагностических целей, обеспечивающих предсказуемость результатов работы;
– наличие четкой последовательности образовательной деятельности, ведущей от цели к результату (алгоритм);
– наличие системы контрольных задач, соответствующих поставленным целям;
– гарантия достижения определенного уровня результатов обучения и повторяемости этих результатов.
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1 Понятие игровых технологий
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:
1. набор (комбинация) любых компонентов;
2. логика, последовательность компонентов;
3. методы, приемы, действия, операции;
4. гарантия результата [10, с. 64].
Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940–50-х годов и было связано с использованием технических средств и программных инструкций в педагогическом процессе.
В современной образовательной практике используется термин «педагогическая технология», по мнению М.В. Кларина [10], используется в трех ракурсах:
1) общепедагогический (общеобразовательный) подход: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в регионе, в образовательном учреждении и отождествляется с понятием педагогической системы; это совокупность целей, содержания и методов обучения, а также описание деятельности участников педагогического процесса;
2) частный методологический (предметный) подход: определение используется в значении определенного метода, это сочетание методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного школьного предмета или класса, а также описание деятельности учителя;
3) локальный (модульный) подход: педагогическая технология представляет собой описание отдельных частей образовательного процесса, предполагает решение частных образовательных задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход на новые учебники в школах Республики Беларусь особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования – противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, а чаще невозможностью учащихся усвоить этот материал.
Современные педтехнологии направлены на главную фигуру школы –ученика. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить.
Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.
Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий, которые непосредственно относятся к учебно-воспитательному процессу в учебных заведениях, обусловлена рядом проблем и противоречий практики.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
1. Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров. – Москва : Знание, 2003. – 92 с.
2. Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 2005. – 448 с.
3. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
4. Газман, О. С. В школу – с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
5. Гуружапов, В. А. Вопросы экспертизы образовательных технологий / В.А. Гуружапов // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 2. – С.95-103.
6. Занько, С. Ф. Игра и ученье / С. Ф. Занько. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.
7. Зимняя, А. Н. Педагогическая психология / А. Н. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
8. Игры – обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. – М., 2014. – 368 с.
9. Ильина, Т. А. Педагогика : Курс лекций / Т. А. Ильина. – М. : Просвещение, 2004. – 495 с.
10. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. – М.: Знание, 2014. – 145 с.
11. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: 2010. – 647 с.
12. Минскин, Е. М. От игры к знаниям : Игры для школьников : Пособие для учителей / Е. М. Минскин. – 2-е изд., испр. – Кишинев : Лумина, 2010. – 207 с.
13. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с
14. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., Просвещение, 2008. – 479 с.
15. Педагогическое творчество в школе / Под ред. В.Ф. Кривошеева – М., изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1992. – 114 с.
16. Самоукина, Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании : практическое руководство / Н.В. Самоукина. – М. : Нар. образование, 2006. – 112 с.
17. Столяренко, В.А. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. – 2. изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 541 с.
18. Томчикова, С. Н. Игровые технологии : учеб. - метод. комплекс / С. Н. Томчикова. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 80 с.
19. Яковлев, Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев, А.М. Сохор. – М., 2005. – 163 с.
20. Яновская, М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника / М.Г. Яновская. – Москва : Просвещение, 2004. – 128 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты