Особенности ценностных ориентаций студентов разных специальностей
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности ценностных ориентаций студентов разных специальностей»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности ценностных ориентаций студентов разных специальностей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Брестский государственный технический университет, УО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты студентов по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты студентов по методике «СЖО».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты методики «Ценностные ориентации в профессиональной деятельности».
Т.А. Старостенковой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты статистической обработки данных по Н-критерию Крускалла-Уоллиса.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты исследования ценностно-смысловой сферы студентов ВУЗа
1.1 Проблематика понятия ценностных ориентаций и представления о личностных смыслах студенческой молодежи
1.2 Формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности
2 Методическое обеспечение и результаты экспериментального исследования
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена возросшими социальными потребностями в повышении качества профессионального образования студентов. Гуманистическая концепция, которая является теоретической базой для формулирования стратегии современного образования, интегрирует в себе признание ценности человека как субъекта и объекта образовательной деятельности, о чем свидетельствует «Концепция развития системы педагогического образования в Республике Беларусь» [9]. В связи с тенденциями гуманизации образования ведущими становятся ценности, которые связаны с самоактуализацией, самораскрытием, совершенствованием личности, которые являются фундаментом современной концепции личностно-ориентированного образования. Новые направления в подготовке студентов предопределяют изучение проблемы формирования у будущих специалистов профессионально-ценностных ориентаций, которые составляют внутреннюю личностную основу их отношения к профессиональной деятельности.
В психолого-педагогических работах осуществлены попытки анализа структуры и содержания ценностных ориентаций (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.). Аскиологические проблемы личностной сферы будущих специалистов трактуются по двум теоретическим направлениям: одно из них связано с анализом аксиологических стратегий функционирования и развития высшей школы (работы В. Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой, В.А. Сластенина, и др.), другое направление осуществляет анализ процесса развития ценностного сознания и структурирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста (Е.В.Немолот, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов и др.). Среди белорусских исследователей, которые занимались изучением ценностно-смысловой сферы у студентов, следует указать следующих ученых: Е. М. Бабосов, П.И. Бригадин, И. В. Левицкая, Е. А. Данилова, С. А. Морозова и др.
Практическая актуальность данной проблемы связана с тем, что в Республике Беларусь регулярно проводятся социологические опросы студентов вузов, в которых обозначаются векторы и динамика трансформации ценностного сознания студенческой молодежи Беларуси. Однако в высших учебных заведениях нашей страны недостаточно внимания уделяется целенаправленной работе по формированию структуры ценностных ориентаций будущих специалистов. Анализ научных работ по данному направлению показал, что проблеме изучения профессиональных ценностных ориентаций студентов разных специальностей уделяется недостаточно внимания. Процесс формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов анализируется в условиях их психолого-педагогической подготовки в учебном заведении.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
1.1 Проблематика понятия ценностных ориентаций и представления о личностных смыслах студенческой молодежи
Анализ подходов различных авторов к определению понятия «ценностные ориентации» позволяет выделить два основных подхода к определению данной дефиниции. Согласно первому подходу, ценностные ориентации понимаются как представления о целях, которыми люди руководствуются в своей жизни [6]. В данном случае ценностям отводится одно из центральных мест в структуре мотивации деятельности человека, роль регуляторов поведения. Второй подход к определению понятия «ценностные ориентации» более традиционен. Под ценностными ориентациями понимается значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям личности. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности [18]. В зарубежной психологической науке наибольшее распространение получило определение ценностных ориентаций, предложенное М. Рокичем, согласно которому ценностные ориентации личности – это устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования [6].
Также следует рассмотреть позицию С. Шварца к сущности ценностных ориентаций. В определении содержания ценностных ориентаций личности С. Шварц исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, это тип мотивационных целей, которые они отражают [12, с. 26]. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в 10 типов в соответствии с общностью их целей. С. Шварцем были выделены следующие ценностные ориентации и соответствующие им мотивационные типы:
- власть. Главной мотивирующей целью выступает достижение высокого социального статуса, престижа, стремление к контролю или доминированию над другими людьми и ресурсами в рамках социальной системы;
- достижение. Основным является стремление достичь личного успеха в конкретной деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением;
- гедонизм. В основании данного мотивационного типа лежит чувственная направленность на себя и стремление получить как можно больше удовольствий для себя. Жизнь рассматривается как цепочка наслаждений;
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Организация исследования:
первый этап – поисково-теоретический. На основе анализа литературных источников изучены различные аспекты проблемы и выявлены специфические особенности ценностно-смысловых ориентаций студентов, определены объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, разработана модель проведения исследования;
второй этап – экспериментально-аналитический. На этом этапе предполагается проведение эмпирического исследования ценностных ориентаций студентов разных специальностей,
третий этап – итоговый. На данном этапе подведены итоги исследования, сформулированы выводы относительно сформированности ценностных ориентаций студентов разных специальностей.
База исследования: УО «Брестский государственный технический университет»
Выборка исследования: студенты 1 курса факультетов:
1. Строительный – 24 человека.
2. Машиностроительный – 27 человек.
3. ФИСЭ (факультет инженерных систем и экологии) – 22 человека.
4. ФЭИС (факультет электронно-измерительных систем) – 21 человек.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях ценностных ориентаций и смысложизненных ориентациях студентов разных специальностей.
Исследование было проведено с использованием следующих психодиагностических методик.
1. Методика «Ценностные ориентации» (автор М.Рокич).
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках.
В списках испытуемых присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Выделяются ценности профессиональной самореализации и личной жизни, этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других [40, с.114].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под ценностными ориентациями можно понимать относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения. Относительно понятия «личностного смысла», или «смысложизненных ориентаций», мы будем опираться на подход Д.А. Леонтьева, в соответствии с которым данное понятие отражает выражение стремления личности, ее потребности, как подтверждение ее реальных достижений, реальную способность выразить себя в формах жизни. обобщая отдельные дефиниции в единое понятие «ценностно-смысловых ориентаций» личности, следует отметить, что ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации.
Анализ научной психологической литературы показал, что основополагающими факторами становления и развития системы ценностных ориентации являются возраст, биологический и психологический пол, акцентуация характера, а также такие социальные факторы как образование, профессиональный выбор, национальная принадлежность. На основе изучения смысложизненных ориентаций можно оценить способность личности к структурированию своих отношений с миром и подчинению своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам.
Подводя итог обзору существующих на сегодня методов диагностики ценностных ориентаций личности, следует подчеркнуть, что ни одна из описанных методик в отдельности не позволяет представить целостную характеристику данной психологической категории. В этой связи представляется целесообразным применение нескольких психодиагностических методик.
По данным анкетирования было установлено, что студенты строительного факультета в качестве доминирующих наиболее часто указывали следующие ценности: общение, познание, трудолюбие. Студенты машиностроительного факультета наиболее часто указывали общение, развитие волевых качеств, трудолюбие. Студенты ФИСЭ (факультет инженерных систем и экологии) наиболее часто указывали развитие деловых качеств, общение и познание. Студенты ФЭИС (факультет электронно-измерительных систем) наиболее часто указывали общение, трудолюбие, развитие деловых качеств.
У студентов разных специальностей среди инструментальных ценностей самые высокие ранговые места занимают следующие ценности-средства: образованность, ответственность и воспитанность.
1 Асафьева, Н. В. Социально-психологические аспекты профессионального становления личности // Современное образование. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. – М. : МГУ, 2018. – С. 243–246.
2 Бабосов, Е. М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Е.М. Бабосов [и др.]; под ред. Е.М. Бабосова. – Минск: Современное слово, 2001. – 160 с.
3 Бильданова, В. Р. Профессиональные ценностные ориентации студентов / В. Р. Бильданова, Э. Д. Гришанина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6–1. – С. 79–79.
4 Брагина, Ю. В. Формирование ценностно-профессиональных ориентаций студентов металлургического колледжа / Ю. В. Брагина // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 6. – С. 125–131.
5 Бригадин, П. И. Ценностные ориентации белорусского студенчества: сравнительный социологический анализ (1998–2009 гг.) / П. И. Бригадин [и др.] ; под ред. П. И. Бригадина, И. В. Левицкой. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. – 207 с.
6 Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Под ред. Е. М. Бабосова. – Минск: ИООО «Современное слово», 2011. – 160 с.
7 Калашников, М.О. Проблема смысла в контексте деятельностного подхода / М.О. Калашников // «Психологические проблемы смысла жизни и акме» / Материалы ХII симпозиума Психологического института РАО. – М.: МГУ, 2006. – 212 с.
8 Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. – М. : Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
9 Концепция развития системы педагогического образования в Республике Беларусь. / сост. П. Д. Кухарчик [и др.]. – Минск: БГПУ, 2008. – 30 с.
10 Король, Н.В. Базовые ценности современных белорусских студентов / Н.В. Король // Актуальные проблемы социализации учащейся молодежи: сб. науч. ст. / под общ. ред. И. А. Фурманова. – Минск : БГУ, 2013. – 165 с.
11 Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Соврем. слово, 2006. – 215 с.
12 Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии. –М.: Смысл, 2010. – 487 с.
13 Михайлова, Т. В. Профессиональные ценностные ориентации: к вопросу о содержании понятия / Т. В. Михайлова // Казанская наука. – 2012. – № 8. – С.105–107.
14 Немолот, Е. В. Изучение ценностей профессиональной деятельности педагогов-психологов: поиск методики / Е. В. Немолот, В. А. Вавилов // Известия Уральского федерального университета. Проблемы образования, науки и культуры. – 2013. – № 4. – С.12–16.
15 Обносов, В. Н. Влияние представлений о профессии на профессиональное развитие личности / В. Н. Обносов // Актуальные проблемы науки и образования. Сборник статей по итогам научно-исследовательской и инновационной работы / Под общ. ред. В. Я. Никульшина. – Мичуринск, 2017. – С. 65–68.
16 Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика. учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун, А. И. Андарало, Е. Н. Артемёнок и др. – Минск : БГПУ, 2012. – 516юс.
17 Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Нева, 2009. – 854 с.
18 Русецкая, В. И. Трансформация ценностных ориентаций современной молодежи // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Л. Абушенко. – Минск : Изд-во НАН Беларуси, Ин-т социологии, 2011. – С. 228–231.
19 Самойлик, Н. А. К вопросу о психологической диагностике профессионально-ценностных ориентаций личности / Н. А. Самойлик // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 11.
20 Сенин, И. Г. Разработка модифицированного варианта «Опросника терминальных ценностей» / И. Г. Сенин // Психология и практика. Ежегодник РПО. Ярославль, 1998. – Т. 4, вып. 1.
21 Словарь группы психоанализа / Под ред. А.Е. Василюка. – СПб.: Вече, 2008. – 180 с.
22 Фатеева, А. Ю. Теоретико-методологический анализ проблемы развития ценностно-смысловой сферы личности в ранней взрослости / А. Ю. Фатеева // Сборник научных статей. – Минск : Изд-во Академии управления при президенте Республики Беларусь, 2015. – С.177–178.
23 Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд.– Тбилиси, 2001. – 375 с.
24 Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Сост. В.П. Вдовиченко. – М. : Аспект–Пресс, 2013. – 24 с.
25 Яницкий, М. С. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности / М. С. Яницкий, А. В. Серый // Вестник КемГУКИ. – 2012. – №19. – С. 46–48.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты студентов по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты студентов по методике «СЖО».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты методики «Ценностные ориентации в профессиональной деятельности».
Т.А. Старостенковой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты статистической обработки данных по Н-критерию Крускалла-Уоллиса.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты