Использование дидактических игр для активизации учебной деятельности учащихся с ОПФР на уроках литературного чтения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование дидактических игр для активизации учебной деятельности учащихся с ОПФР на уроках литературного чтения»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Использование дидактических игр для активизации учебной деятельности учащихся с ОПФР на уроках литературного чтения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОПФР
1.1 Особенности учебно-познавательной деятельности детей с ОПФР
1.2 Виды дидактических игр для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с ОПФР
1.3 Требования к дидактическим играм для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с ОПФР
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОПФР НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Дидактические игр для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с ОПФР на уроках литературного чтения
2.2 Фрагменты уроков литературного чтения с использованием дидактических игр
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения развития познавательной деятельности младших школьников с ОПФР обусловлена тем, что сложная проблема нарушений деятельности высших психических функций у данной категории детей является одной из важнейших проблем коррекционной педагогики и психологии. Это обуславливается тем, что у многих детей с ОПФР на базе основного дефекта развиваются многочисленные сопутствующие нарушения. С того времени, как дети с нарушениями познавательной сферы были выделены из детской популяции, особенности их психических процессов стали предметом специального изучения. Особую актуальность приобретает проблема развития познавательной деятельности у детей с ОПФР на этапе школьного обучения. Нарушение функционирования познавательной деятельности отражается на всей учебной деятельности младших школьников. Прежде всего, патологическое развитие познавательных процессов в целом влияет на функционирование познавательной деятельности, которая лежит в основе учебной и трудовой деятельности [17]. Изучение проблемы активизации учебно-познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с ОПФР представляется важной, как для глубокого понимания особенностей нарушения познавательных процессов у детей этой категории, так и для совершенствования методов полноценной коррекции.
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры. В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися. Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Темпы роста объемов учебного материала определяют условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня качества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний. Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОПФР
1.1 Особенности учебно-познавательной деятельности детей с ОПФР
Познавательные процессы представляют собой важнейший элемент психической сферы человека, потому что для удовлетворения собственных потребностей, общения, осуществления любой другой деятельности, человеку необходимо воспринимать окружающее, акцентировать внимание на определенных моментах и элементах деятельности, формировать представления о том, что ему необходимо сделать, запоминать и анализировать информацию, формулировать собственные суждения. Следовательно, реализация любой деятельности человека не возможна без психических процессов. Познавательную сферу составляют психические процессы, которые связаны с восприятием и переработкой информации. К ним относятся ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Благодаря познавательным процессам человек может получать информацию об окружающем, а также о собственной личности. Однако полученные сведения или знания играют определенную роль в деятельности человека только при условии их значимости [16, с. 76].
Ученые, изучавшие психические процессы и возможности обучения детей с ОПФР (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, и др.), выявили ряд специфических особенностей в их познавательной деятельности.
Дети с нарушениями психического развития приходят к школе с теми же особенностями, которые характерны для старших дошкольников. В целом это выражается в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у них неполноценны, обрывочны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся неустойчивы, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т.п.), речь не сформирована до необходимого уровня, в частности отсутствуют даже элементы монологической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует.
Вследствие этих особенностей детям с ОПФР чрезвычайно трудно соблюдать школьный режим, подчиняться четким правилам поведения, т.е. обнаруживаются трудности школьной адаптации. Во время уроков они не могут усидеть на месте, вертятся, встают, перебирают предметы на столе и в сумке, лезут под стол. На переменках бесцельно бегают, кричат. Существенную роль в таком поведении играет и свойственная большинству из них гиперактивность [15].
ГЛАВА 2. КОНСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОПФР НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Конспекты дидактических игр для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с ОПФР на уроках литературного чтения
Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с ОПФР на уроках литературного чтения могут быть использованы следующие дидактические игры:
Дидактическая игра «Опорные слова».
Цель: по опорным словам отгадать название рассказа.
Например:
Курица, утёнок, собака («Пиковая Дама»)
Зайчик, бобр, выдра («Листопадничек»)
Собака, хозяйка, щенки («Малька провинилась»)
Игра «Угадай название сказки».
Учитель зачитывает отрывки из сказок.
Учащиеся должны отгадать автора сказки и название, (команд может быть несколько)
Пример: «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки положим несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы».
(Г.X. Андерсен «Дюймовочка»).
Дидактическая игра «Накорми зайчика».
Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слов с изучаемой буквой.
Оборудование: рисунки с изображением зайчика и моркови, нарисованные на доске ступеньки.
Игровое действие. Зайчик очень голоден, но для того, чтобы получить морковь, ему нужна ваша помощь.
Правила игры: ученики по очереди читают по буквами столбики слов. Если столбик прочитан правильно, зайчик поднимается на одну ступеньку ближе к моркови. Ученики читают до тех пор, пока зайчик не дойдет до моркови.
Дидактическая игра «Разгадай».
Цель: формирование темы урока самими учащимися.
Разгадай имена и скажи, что их объединяет?
Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.
(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.)
Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате обзора научной литературы было установлено, что младшие школьники с ОПФР имеют значительную неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования познавательной деятельности. У учащихся младших классов с ОПФР наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. На этапе начала систематического обучения у детей выявляется неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. У младших школьников с ОПФР выражены нарушения внимания. У младших школьников с ОПФР наблюдается отставание в развитии познавательной деятельности начиная с ранних форм мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного. В младшем школьном возрасте в наименьшей степени нарушенным оказывается наглядно-действенное мышление, наблюдается недостаточность наглядно-образного. Так, на этапе начала систематического обучения эти дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. У детей этой категории недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления.
Особенности познавательной деятельности младших школьников с ОПФР требуют более тщательного выбора средств и методов обучения. В данном случае применение дидактических игр оказывается одним из наиболее доступных и эффективных методов на начальном этапе получения образования детей изучаемой категории. Особое значение имеет дидактическая игра для становления познавательной деятельности детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, мышление, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой большинство исследователей выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи разнообразны.
1. Алифанова, Е.А. Сборник дидактических игр / Е.А. Алифанова. –М.: «Мозаика-Синтез», 2009. – 80с.
2. Бондаренко, А.А. Дидактические игры на уроках обучения грамоте / А.А. Бондаренко // Начальная школа. – 2011. – №10. – С.14–16.
3. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школь¬ников / С.Ю. Бородулина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 352 с.
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
5. Гладкая В.В. Типы, структура и методика проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями // Спецыяльная адукацыя. – 2009. - №5. – С.25-31.
6. Гладкая, В.В. Принципы, определяющие методику проведения развивающих занятий / В.В. Гладкая // Спецыяльная адукацыя. – 2009. — №4. – С.35 – 40.
7. Играя, обучаем, развиваем и воспитываем: пособие для педагогов дошкольных учреждений в 3-х частях. Ч.2 Игра в эмоционально-нравственном и экологическом воспитании / Под общ. ред. И.А. Комаровой, О.А. Анищенко. – Мозырь: Белый ветер, 2004. – 122 с.
8. Карпова, Е.В. Дидактические игры / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 2017.- 240с.
9. Кривовязова, Н.Д. Обучение русскому, белорусскому языкам и литературному чтению детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие / Н.Д. Кривовязова. – Минск: Зорны верасок, 2018. – 208 с.
10. Миронова, Р.М. Вместе весело играть / Р.М. Миронова. – Мозырь: Белый ветер, 2003. – 52 с.
11. Мишечкина, Н.А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников / Н.А. Мишечкина // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С. 201-204.
12. Овчинникова, В.С. Дидактические игры – способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Начальная школа. – 2010. – №9. – С.19–24.
13. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения : учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 176 с.
14. Пономарева Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников // Начальная школа. – 2009. – №11. – С.3–7.
15. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью: Практика специальной психологии / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. – СПб.: Издательство «Речь», 2008. – 320 с.
16. Специальная психология / Сост. Е.С. Слепович [и др.]. – Минск : БГПУ, 2005. – 95 с.
17. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [В. И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.]; под ред. В.И.Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
18. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е.А. Стребелева. – М.: «ВЛАДОС», 2017. – 330 с.
19. Технологии обучения и воспитания: учеб. метод. пособие / авт. сост. Л. В. Пенкрат [и др].; под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск : БГПУ, 2009. – 235 с.
20. Ульенкова У.В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания умственно отсталых учащихся младших классов / У.В. Ульенкова, Л.А. Метиева // Дефектология. – 2002. - № 3. – С.23-30.
21. Фролова, Н. П. Использование интерактивной доски на коррекционных занятиях с учащимися с ОПФР младшего школьного возраста / Н. П. Фролова // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 5. – С. 39–50.
22. Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / Л.С. Цветкова, А.Р. Лурия. – М.: Модэк, 2008.
23. Шинкаренко, В.А. Занятия по развитию познавательной деятельности в младших классах I отделения вспомогательной школы / В.А. Шинкаренко // Дэфекталогiя. – 2006. - №3. – С.23-28.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты