Взаимосвязь локуса контроля и чувства субъективного благополучия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь локуса контроля и чувства субъективного благополучия»
по дисциплине: «Психология развития»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь локуса контроля и чувства субъективного благополучия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология развития
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистические расчеты.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И ЧУВСТВА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Понятие локуса контроля в психологии
1.2 Подходы к изучению субъективного благополучия
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И ЧУВСТВА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи локуса контроля и чувства субъективного благополучия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное общество нуждается в особом типе личности - личности, которая не просто приспосабливается к существующей реальности, а стремится к достижению успеха, проявляя активность, инициативность и ответственность, к изменению объективного положения вещей не только в частной, но и в социальной жизни, т.е. стремится быть субъектом своей жизни, обеспечивая тем самым личностный и социальный прогресс.
Ответственность как одна из форм произвольной активности человека считается необходимой составляющей личности в возрасте ранней взрослости. В этом возрасте наиболее активно происходит развитие интернальности. Центральная тенденция развития ответственности проявляется в возникновении дополнительного внутреннего механизма регуляции, что означает становление человека как активного субъекта. Вследствие этого возникает перенос инстанции, перед которой человек держит отчет с внешнего уровня на внутренний, т.е. становясь активным субъектом деятельности, человек отвечает за свои действия прежде всего перед самим собой. Человека, который несет ответственность за свое поведение, можно назвать не только взрослым, но и зрелым.
Проблема изучения локуса контроля занимает одно из центральных мест в психологических исследованиях и является актуальной и социально значимой. Это связано с тем, что степень ответственности влияет на всю жизнедеятельность человека. Ответственность личности за свою жизнь является важной характеристикой общей жизненной позиции. Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации.
Феномен локуса контроля разрабатывали Дж. Роттер, В. Дейвис Д. Уотсон и Э. Боумел и др. Ученые согласны в том, что интернальный локус контроля способствует более успешной социализации личности.
Однако, проблема изучения взаимосвязи локуса контроля и чувства субъективного благополучия в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить взаимосвязь локуса контроля и чувства субъективного благополучия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие локуса контроля в психологии.
2. Охарактеризовать подходы к изучению субъективного благополучия.
3. Исследовать уровень субъективного контроля и чувства субъективного благополучия у лиц в возрасте ранней взрослости.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И ЧУВСТВА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Понятие локуса контроля в психологии
В Психологическом словаре термин «локус контроль» определяется как «качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний)» [6, с. 221].
В зарубежной психологии широко известна концепция локуса контроля Дж. Роттера. Согласно автору, существуют индивидуальные различия, зависящие от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. Им было введено понятие «ожидание», под которым обозначается уверенность или субъективная вероятность того, что определенное поведение человека в конкретной психологической ситуации будет каким-то образом подкреплено. Человек ожидает, что его поведение всегда приведет к какому - либо подкреплению, т. е. вознаграждению. Ценность ожидаемого подкрепления чаще всего влияет на поведение человека. Люди могут предпочитать такие виды подкрепления как похвала, уважение от окружающих, или материальные ценности и др. [18, с. 196].
Дж. Роттер выделил два типа людей: люди с интернальным (внутренним) локусом контроля уверены в том, что могут контролировать и влиять на получаемые подкрепления; люди с экстернальным (внешним) локусом контроля полагают, что подкрепления – результат случая или судьбы. Люди с внутренним локусом контроля убеждены в том, что происходящие с ними события зависят от их личностных качеств (компетентности, целеустремленности, способностей) и являются закономерным итогом их собственной деятельности. Люди со внешним локусом контроля убеждены, что их успехи или неудачи – это результат внешних сил – везении, случайности, давления окружающих, других людей и т.д. Любой человек занимает определенную позицию на континууме), которая задается этими полярными типами локуса контроля [18, с. 197].
Многочисленные экспериментальные работы, появившиеся после создания шкалы Дж. Роттера, установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с интернальностью-экстернальностью.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И ЧУВСТВА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
2.1 Организация и методики исследования
С целью выявления взаимосвязи локуса контроля и чувства субъективного благополучия было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи локуса контроля и чувства субъективного благополучия с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База проведения исследования: частная организация г. Минска.
В исследовании приняли участие 30 человек в возрасте 20-40 лет.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между локусом контроля и чувством субъективного благополучия у лиц в возрасте ранней взрослости.
Методики исследования:
1. Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера [15].
С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий.
Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.
2. Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко) [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрено понятие локуса контроля в психологии. Локус контроля представляет собой склонность индивида приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним обстоятельствами (экстернальный или внешний) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний). В зависимости от локализации контроля человек обладает определенными личностными особенностями. Формирование локуса-контроля происходит в соответствии со стадиями интеллектуального развития, процессами развития схем каузальной атрибуции, опытом познания и объяснения причин поведения другого человека, соотносится с этапами социализации личности. На становление локуса-контроля оказывают влияние когнитивные, личностные, мотивационные и ситуативные фактор
Охарактеризованы подходы к изучению субъективного благополучия. В рамках экзистенциального подхода субъективное благополучие связывается с ощущением внутреннего согласия, счастья, мотивацией к смыслу и ценностям, к аутентичности, к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей. В рамках гедонистического подхода понятие субъективного благополучия через категории счастья, субъективного ощущения общей удовлетворенности жизнью. В контексте эвдемонистического подхода субъективное благополучие определяется как полнота самореализации индивида в конкретных жизненных условиях. Субъективное благополучие – это интегративное относительно устойчивое переживание, на которое оказывают влияние различные сферы жизнедеятельности.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большая часть лиц в возрасте ранней взрослости обладает высоким уровнем локуса контроля, то есть интернальностью. Они считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Лица в возраст ранней взрослости склонны интерпретировать значимые события как результат своих собственных усилий, брать на себя ответственность за происходящие в их жизни события. Лица в возрасте ранней взрослости способны выстраивать удовлетворительные и доверительные отношения с окружающими людьми. Для них характерна самостоятельность и независимость, способность регулировать собственное поведение. Они обладают властью и компетенцией в управлении окружением, контролируют всю внешнюю деятельность, обладают чувством собственного развития, имеют цель в жизни и чувство направленности.
1. Аргайл, М. Психология счастья / Пер. с англ. – СПб. : Питер, 2003. – 271 с.
2. Бабанова, Е. Д. Категории счастья и успеха в исследованиях позитивной психологии / Е. Д. Бабанова // Научный поиск. – 2014. – № 3. – С. 13-17.
3. Бажин, Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А.М. Эткинд. – М. : Смысл, 1993. – 16 с.
4. Бичерова, Е. Н. Ситуационно-специфические показатели интернального локуса контроля подростков с разной самооценкой / Е. Н. Бичерова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2019. – № 1. – С. 51-60.
5. Бокова, О.А. К вопросу о теоретических основах изучения психологических феноменов ответственности и локуса контроля / О.А. Бокова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 5. – С. 181-183.
6. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
7. Воронина, А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека : обзор концепций и опыт структурно-уровнего анализа / А. В. Воронина // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 147–151.
8. Гончарова, Т. Н. Взаимосвязь локуса контроля и самоотношения в старшем подростковом возрасте / Т. Н. Гончарова // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 6. – С. 1-7.
9. Григоренко, Е. Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы / Е. Ю. Григоренко // Проблемы развития территории. – 2009. – Вып. 2. – С. 98–105.
10. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2008. – 432 с.
11. Карась, Д. В. Теоретико-методологические подходы к пониманию интернальности как психологического феномена / Д.В. Карась // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 64. – С. 24-48.
12. Кужильная, А. В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях / А. В. Кужильная // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 1. – С. 83–86.
13. Леонтьев, Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев // М.: Смысл, 2003. – 488 с.
14. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПб. : Питер, 2008. – 352 с.
15. Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М., 2005. – С. 9-13.
16. Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф // Психологическое благополучие личности. Психологическая диагностика / Т. Д. Шевеленкова, Т. П. Фесенко. – 2005. – № 3. – С. 95-121.
17. Обманова, Г. С. Становление интернальности как условие развития жизненных перспектив личности на этапе школьного обучения : автореф. дис. … канд. психол. наук / Г. С. Обманова. – М. : МГУ, 2007. – 19 с.
18. Реан, А. А. Психология личности / А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2017. – 286 с.
19. Рикель, А. М. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах / А. М. Рикель, А. А. Туниянц, Н. Батырова // Вестник Московского университета. – 2017. – № 2. – С. 63–68.
20. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человек / Пер. Е. И. Исениной. – М. : Смысл, 2008. – 463 с.
21. Селигман, М. Новая позитивная психология : Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. – М. : «София», 2006. – 368 с.
22. Слободчиков, В. И. Психология развития человека : Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков. – М. : ПСТГУ, 2013. – 400 с.
23. Созонтов, А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к психологическому благополучию / А. Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 105–114.
24. Тарасова, Е. О. Влияние локуса контроля на самоотношение людей среднего возраста / Е. О. Тарасова // Вестник СГТУ. – 2007. – № 2. – С. 93-99.
25. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореф. дис… канд. психол. наук : 19.00.05 / П. П. Фесенко. – М., 2005. – 24 с.
26. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
27. Фромм, Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. – М. : Академический проект, 2008. – 256 с.
28. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия : (к разработке интегративной концепции) / P. M. Шамионов // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 143–148.
29. Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования) // Психологическая диагностика / Т. Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко. – 2005. – № 3. – С. 95–129.
30. Ширяева, О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / О. С. Ширяева. – Петропавловск-Камчатский, 2008. – 19 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистические расчеты.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты