ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Соблюдение конституционных прав и свобод в рамках общего надзора
2.2 Полномочия прокурора по защите прав и свобод в судопроизводстве
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Соблюдение конституционных прав и свобод в рамках общего надзора
Основы статуса прокуратуры Беларуси определены в Конституции в разделе VI «Прокуратура, Комитет государственного контроля» [1]. Прокуратура выступает самостоятельным органом, осуществляющим от имени государства надзор за исполнением законов. Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение законности и правопорядка.
На сегодняшний день прокурорский надзор продолжает оставаться самостоятельным правовым явлением, отличным от прочих видов контрольной деятельности [2, с. 183]. Прокурорский надзор – это специфическая деятельность Прокуратуры, которая осуществляется от имени государства, в том числе проверка правильности исполнения законов, действующих на его территории. Прокурорский надзор является самостоятельным специфическим видом государственной деятельности. Эта деятельность не может осуществляться каким-либо другим государственным, общественным, любительским или иным учреждением, организацией, учреждением, должностным лицом или физическим лицом.
Прокуроры, осуществляющие надзор, представляют и защищают общественные интересы, а не отдельные учреждения с представительной, исполнительной или судебной властью, а скорее общественные интересы, с тем, чтобы интересы отдельных учреждений, организаций, учреждений, должностных лиц и отдельных лиц отвечали интересам государства в целом.
Независимость прокурорского надзора зависит от содержания этой деятельности, которая включает проверку правильности соблюдения Конституции Республики Беларусь и соблюдения требований закона, иных правовых актов на соответствие закону, а также устранение (использование) соответствия конституции Республики Беларусь и соблюдения требований закона [3, с. 78].
Исследуя сущность прокурорского надзора, необходимо иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» следует понимать:
а) специфический вид государственной деятельности;
б) самостоятельную отрасль юридической науки в учебную дисциплину.
2.2 Полномочия прокурора по защите прав и свобод в судопроизводстве
Одним из наиболее популярных вопросов, вызвавших острые споры в научном сообществе, является вопрос о полномочиях и функциях прокурора в уголовном судопроизводстве, которые он выполняет не только на досудебной стадии, но и в ходе судебного разбирательства и судебных заседаний. Правильное разрешение обозначенных споров зависит не только от установления позиции прокурора в уголовном судопроизводстве, но и от правильного рассмотрения уголовных дел [11, c. 13]
Правовое положение прокурора в уголовном процессе регламентировано статьей 34 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь [12]. Так, в соответствии с частью 1 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде. Помимо этого прокурор также осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В сферу ответственности прокурора входит надзор за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следственные действия и предварительное следствие. Прокурор обязан следить за тем, чтобы никто не нарушал правовые нормы, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, следственные действия и предварительное следствие, и в случае выявления нарушений принимать незамедлительные меры по их устранению, восстановлению прав и свобод нарушенных граждан и предотвращению нарушений.
Борьба с преступностью будет эффективной только в том случае, если преступления будут оперативно и в полном объеме раскрыты, будут предотвращены нарушения прав и свобод граждан, а невиновные лица будут привлечены к ответственности.
При осуществлении контроля за соблюдением закона при рассмотрении уголовных дел судами мандат Канцелярии Прокурора заключается в обеспечении требований закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном рассмотрении уголовных дел во всех судебных делах, обеспечении высокого уровня профессиональной квалификации, поддержке судебного преследования уголовных дел государством и оказании помощи суду в вынесении законного, разумного и справедливого решения по каждому делу.
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2017. – 64 с.
2 Воронин, О.В. О сущности современного прокурорского надзора / О.В. Воронин // Уголовная юстиция. – 2018. – № 11. – С. 183-189.
3 Кеник, А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008. – 576 с.
4 О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г., № 220-З: в ред. от 10 декабря 2020 г., № 401-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5 Поляков, М.П. Прокурорский надзор: конспект лекций / М.П. Поляков, А.Ф. Федулов. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшее образование, 2019. – 165 с.
6 Мартыненко, И. Э. Правоохранительная деятельность прокуратуры в сфере историко-культурного наследия: опыт Российской Федерации и перспективы его использования в Республике Беларусь/ И. Э. Мартыненко // Юридическая наука. – 2015. – № 3. – С. 101-109.
7 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г., № 2202-1 [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/.
8 Хабаров, А. В. Прокурорский надзор: учебное пособие / А.В. Хабаров, Е.А. Хабарова; Российская Федерация, М-во образования и науки, ГОУ ВПО Тюменский гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования, Ин-т государства и права. – 2-е изд., перераб. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2011. – 302 с.
9 Гавриленко, В. Г. Правоохранительные органы Респ. Беларусь / В. Г. Гавриленко. – Минск, 2009. – 516 с.
10 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: в ред. от 6 января 2021 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11 Дорошков, В.В. Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе / В.В. Дорошков // Мировой судья. – 2015. – № 11. – С. 13-19.
12 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 года, № 295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года: в ред. от 6 января 2021 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13 Лупинская, П.А. Уголовно-процессуальное право: учебник / П.А. Лупинская. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юристь, 2007. – 591 с.