Возможности дидактических игр в учебном процессе для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Возможности дидактических игр в учебном процессе для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка»
2021
45.00 BYN
Возможности дидактических игр в учебном процессе для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского языка
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карточки со словами к игре «Эхл».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Картинка с изображением множества предметов к игре «Используй каждое мгновение».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Игра как активная форма организации деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1.2 Понятие дидактической игры, её специфика, значение и структура
1.3 Использование дидактических игр в процессе обучения русскому языку младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Методическое обоснование использования игр на уроках русского языка с детьми с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Комплекс дидактических игр на развитие грамматических и лексических навыков с детьми с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Несомненно важным вопросом сегодня является поиск эффективных форм, методов и приемов обучения родному языку школьников с особенностями развития, включая удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми речевыми трудностями (ТНР) и др.
По данным Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой, количество таких учеников увеличивается с каждым годом. А.А. Алмазова, Т.П. Бессонова, К.В. Комаров, Н.Д. Кривовязова, В.И. Селиверстов, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер и другие посвятили свои работы изучению процесса овладения русским языком школьниками с нарушениями речи.
Один из ведущих исследователей в области обучения русскому языку школьников с особыми потребностями А.А. Алмазова отмечает, что эти дети испытывают большие трудности в освоении материала курса, которые связаны с различными отклонениями в их языковом развитии. Эти трудности могут возникать на разных этапах изучения языка: в процессе обучения грамотности, освоения грамматики и орфографии, обработки текстов [4]. Поэтому очень важно сформировать интерес к изучению русского языка у школьников с ТНР, ведь интерес – это первое начальное звено, которое обеспечивает успех дальнейшей деятельности.
«Одним из наиболее эффективных средств и методов стимулирования интереса к урокам русского языка являются дидактические игры. Цель игр – пробудить интерес к учебе, к науке, к книгам, к учебе. На уровне начальной школы игры вместе с обучением занимают важное место в развитии и образовании ребенка. Когда детей включают в дидактические игровые ситуации, интерес к учебной деятельности быстро возрастает, материал становится более доступным и легким для понимания, а успеваемость значительно повышается» [6].
«В настоящее время существует целое педагогическое направление – игровая педагогика, которая рассматривает игру как доминирующий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. В исследованиях Ф.Н. Блехера, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, А.К. Бондаренко была установлена связь обучения и игры, определена структура игрового процесса, основные формы обучающих игр и методы обучения» [7].
Таким образом, актуальность нашего исследования подтверждается системными ориентирами, выявленными при постановке и решении проблем обеспечения качества преподавания русского языка детям школьного возраста с особыми потребностями и необходимостью проведения данных исследований на практике.
Объект исследования: процесс использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: комплекс дидактических игр в процессе обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Игра как активная форма организации деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
«Одним из средств активизации учебного процесса являются игровые средства обучения. Л.С. Выготский утверждает, что в школьном возрасте игра и деятельность, игра и труд составляют два основных канала деятельности школьников» [13]. Л.С. Выготский видит в игре неисчерпаемый источник развития и воспитания личности, поле определяет «областью, наиболее близкой к развитию» [13, с. 64].
«Игра имеет определенные преимущества по сравнению с другими видами деятельности детей и занимает особое место в процессе обучения, так как дает детям возможность проявить свою активность и самостоятельность, воображение, реализацию своих представлений об окружающем. Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, О.А. Дьячкова, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов и другие ученые в своих исследованиях подчеркивают роль игры в развитии и воспитании детей, ее ценность и значимость» [12].
«В лингвистике, педагогике и психологии термин «игра» трактуется по-разному. Наиболее подробное определение «игры» дает русский писатель, лексикограф и этнограф В. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка. Игра – это то, во что играют, и то, во что играют: забава, установленная правилами, и вещи, находящиеся на службе у нее» [16, с. 7].
«Малый толковый словарь русского языка» объясняет игры следующим образом: «игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревновани» [25, с. 172].
«Психологический словарь» раскрывает понятие «игра» следующим образом: «Игра – одно из занятий человека и животного». «Детская игра – исторически сложившийся вид деятельности, который заключается в том, чтобы дети воспроизводили поведение взрослых и их взаимоотношения друг с другом с целью познания окружающей действительности» [9, с.117].
Наконец, обратимся к Советскому энциклопедическому словарю, где концепция игры выражена следующим образом: «игра – это непродуктивная деятельность, мотивированная не ее результатами, а самим процессом. Она имеет большое значение в образовании, воспитании и обучении детей и является средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям» [4, с. 475].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Методическое обоснование использования игр на уроках русского языка с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Игра представляет собой не только увлекательное занятие для школьников, но также представляется важнейшим средством их воспитания и обучения. Это происходит в тех случаях, когда игра включена в организуемый и управляемый педагогический процесс.
В своей работе мы предложим комплекс дидактических игр, направленный на развитие грамматических и лексических навыков в период обучения грамоте. Таким образом, данный комплекс игр предназначен для использования на уроках русского языка в 1-ом классе.
Так как дидактическая игра является достаточно сложным видом деятельности для ее руководства, то существуют определенная программа ее реализации.
При использовании дидактических игр в работе по повышению уровня грамотности учащихся необходимо соблюдать следующие принципы.
- формирование словарного запаса происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием детских эмоций, установок и поведения.
- на основе активной познавательной деятельности дети получают знания об окружающем мире, работая при этом со словами.
- все задания по работе с грамматикой и лексикой решаются в определенном порядке и в унисон.
При реализации дидактической игры в языковой практике в начальной школе могут быть использованы различные ее методы и формы. Остановимся на них для более подробного изучения.
Вербальные методы. Их основная задача – передать информацию с помощью слов, используя логические, организационные и технические навыки. Основные методы этой группы: беседа, объяснение, рассказ. После проведения рассказа или беседы учитель может провести интерактив, викторину или мини-соревнование.
Визуальные/наглядные методы. Основная цель – передать информацию с помощью различных визуальных средств. Основные методы: демонстрация предметов, демонстрация природных объектов, просмотр видеофильмов, мультфильмов, детских телепередач и т.д.
В процессе ознакомления с наглядностью учитель может вносить различные игровые элементы (назвать как можно больше зверей, которые изображены на картинке; запомнить, какие предметы называет ведущий телепередачи).
Практические методы. Основное назначение – получение информации на основании практических действий, выполняемых учащимися в процессе реализации игры. Основным методом является непосредственно игровая деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра – это непродуктивная деятельность, цель которой отражается не в результате, а в самом процессе. Для детей игра, которую в педагогических пособиях часто называют «спутником детства», является основным элементом жизнедеятельности и играет роль ведущей деятельности, тесно связанной с практикой и осознанием окружающей среды. Мотивация этой деятельности не в результате, а в процессе. В играх задействованы все стороны психических процессов ребенка: мышление, воображение, память, усиливаются проявления воли и эмоций. Именно эта форма деятельности облегчает ребенку вхождение в социальную среду; играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – это область их социального творчества, социальности и творческого самовыражения.
Дидактические игры – это вид учебной деятельности, организованный в форме развивающих игр, реализующий некоторые принципы игрового, активного обучения и характеризующийся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, которая является одним из методов активного обучения.
Дидактические игры являются эффективным средством обучения русскому языку учащихся начальной школы с особыми потребностями. Игры распределены по языковым разделам, а также игры, помогающие решить проблемы в общении. Дидактические игры различаются по содержанию обучения, познавательной деятельности младших школьников с ТНР, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям младших школьников с ТНР, а также по роли учителя. Эти особенности присущи всем играм, но некоторые из них более выражены, а некоторые отличаются. Современная педагогика все чаще превращает языковые игры в основной инструмент обучения русскому языку.
Игры – это не только развлечение для школьников, но и, похоже, важнейшее средство их воспитания и обучения. Это происходит, когда игры включаются в организованный и управляемый процесс обучения.
В своей работе мы предложили комплекс дидактических игр, направленный на развитие грамматических и лексических навыков в период обучения грамоте. Таким образом, данный комплекс игр предназначен для использования на уроках русского языка в 1-ом классе. Использование дидактических игр в лексической и грамматической работе является процессом достаточно сложным, так как он требует не только тщательной подготовки, но также и активизации всех видов деятельности на последующих этапах реализации игры. Руководство учебных игр требует от преподавателей больших знаний, высокого уровня педагогических навыков и приемов.
Поэтому использование игр и различных заданий в образовательном процессе, создание игровых ситуаций в учебном плане приводит к тому, что дети без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Учитывая вариативность индивидуальных игр, из возможностей группы учитель может выбрать игры, необходимые для учебной программы.
1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса /Ш.А.Амонашвили. – Минск: Университетское, 2013. – 560 с.
2. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка / П.М.Баев.– М.: Русский язык, 2014. – 169 с.
3. Баль, Н. Н. Создание специальных условий для детей с нарушениями речи в учреждениях общего среднего образования (I ступень) с учетом инклюзивных подходов: учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 3 / Н.Н. Баль, Т.В. Варенова, С.Е. Гайдукевич. – Минск : БГПУ, 2018. – С. 6 – 55.
4. Бухатов, В.М. Педагогическое таинство дидактических игр /В.М.Бухатов. – М.: Флинта,2012. – 227 с.
5. Вергелес, Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу /Г.И.Вергелес. – Л.: Педагогика, 2013 г. – 128 с.
6. Волина, В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома : чайнворды, кроссворды, словокаты / В. В. Волина. – М. : АСТ-пресс, 2015. – 63 с. : цв.ил. – (Занимательный русский язык).
7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С.Выготский //Вопросы психологии. – 2011. – №6. – С.44-47.
8. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности /В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман //Вопросы психологии. – 2013.– № 3-4. – С. 14-19.
9. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. В. И. Даль. Т.4 : Р-Я. – М. : Русский язык, 2014. – 683 с.
10. Дубровина, И.В. Психология : учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; ред. И. В. Дубровина. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2012. – 464 с. – (Педагогическое образование).
11. Ермолаев, О. Ю. / О. Ю. Ермолаев. – М. : Знание, 1987 ; М. : Знание, 1987. – 80 с., 80 с. : ил. – (Новое в жизни, науке, технике ; 9. «Педагогика и психология»).
12. Журжина, Ш.В. Дидактический материал по русскому языку: 3 кл. : Пособие для учащихся четырёхлет. нач. шк. 2-е изд. /Ш.В.Журжина, Н.В.Костромина. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.: ил.
13. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения : популярное пособие для родителей и педагогов / Е. В. Карпова ; илл. М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль : Академия развития, 2015. – 240 с.
14. Лопатин, В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. – М., 2014. – С. 172.
15. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р.Львов,В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – М.:Академия, 2016. – 472 с.
16. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника /А.А.Люблинская. – М.:Просвещение, 1977. – 224 с.
17. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя /А.К.Маркова. – М.: Просвещение,2012 – С.56-61.
18. Методика преподавания русского языка в школе /М.Т.Баранов, Н.А.Ипполитова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов; Под ред. М.Т.Баранова. – М.:Академия, 2014. -368 с.
19. Муртазин Г.М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся / Г.М.Муртазин // Активизация познавательной деятельности учащихся. – Уфа, 1972. – 96 с.
20. Нефёдова, Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка /Е.А.Нефедова, О.В.Узорова. – М.: «Аквариум», 2015. – 272 с.
21. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб.пособие для студ.спец.вузов / Р.В.Овчарова. – М. : Сфера, 2013. – 442с. – (Учебное пособие).
22. Панов, М.В. Занимательная орфография / М. В. Панов ; худ. В. С. Коноплянский. – М. : Просвещение, 2017. – 160 с. : ил. ; 160 с. : ил. – (Твой кругозор).
23. Педагогическая энциклопедия. – М., 2014. -С.158-159.
24. Тарабарина, Т.И. И учеба, и игра: РУССКИЙ ЯЗЫК : популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. – Ярославль : Академия развития, 2016. – 203 с. : ил. – (Мои первые уроки).
25. Ушаков, Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 2014.-177 с.
26. Федин, С.Н. Лучшие игры со словами / С. Н. Федин. – М. : Рольф : Айрис-пресс, 2012. – 248 с. : ил. – (Внимание: дети!).
27. Харламов И.Ф. Активизация учения школьников /И.Ф.Харламов. – Минск: Народная Асвета, 1970.– 158 с.
28. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников /Т.И.Шамова. – М.: Педагогика, 2012. – 208 с.
29. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
30. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника /Д.Б.Эльконин. – М.: Знание, 1974. – 64 с.
31. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б.Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
32. Степаненко А.В. Сообщение из опыта работы «Игры как средство активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка» [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-kopilka.ru.
33. Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями / Л.А. Эргашева // Начальная школа: до и после. – №2. – 2002 . – 50 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карточки со словами к игре «Эхл».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Картинка с изображением множества предметов к игре «Используй каждое мгновение».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты