Психологические особенности самоэффективности и прокрастинации в юношеском возрасте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности самоэффективности и прокрастинации в юношеском возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности самоэффективности и прокрастинации в юношеском возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОКРАСТИНАЦИИ: ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, САМООЦЕНКА И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ
1.1 Прокрастинационное поведение
1.2 Антецеденты прокрастинации и развитие гипотез
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОКРАСТИНАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Метод исследования
2.2 Результаты исследований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Прокрастинация – откладывание на потом важных действий, достаточно распространенный феномен в современной жизни, имеет тесную связь с личностью и мотивацией, ряд авторов связывает ее с перфекционизмом личности; общей тревожностью; нарушением самооценки личности и собственных ресурсов и т.п. Проблема прокрастинации находится в сфере интересов зарубежных исследователей уже достаточно давно, с конца 70-х годов ХХ века (П. Рингенбах, А. Эллис, В. Кнаус, Дж. Бурка и Л. Юэн и др.). В поле зрения отечественных психологов прокрастинация как объект для изучения существует относительно недавно, с конца 90-х. Актуальность изучения прокрастинации при психической патологии в юношеском возрасте обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, высокая частота встречаемости академической прокрастинации у студентов до 75%. (Tibbett T.P., Ferrari J.R, 2014), во-вторых, наличие связи прокрастинации и стресса, прокрастинации и тревожности, прокрастинации и депрессии, прокрастинации и неэффективных копинг-стратегий (Sirois F.M., Pychyl T.A., 2002; Карловская Н.Н., 2008; Киселева М.А., 2014 и др.). Кроме того, известно, что манифестация эндогенных психических расстройств часто происходит в юношеском возрасте, что приводит к нарушениям адаптации и функционирования в различных сферах, в том числе образовательной, профессиональной (М.Я. Цуцульковская, Г.П. Пантелеева, А.А. Северный, В.Г. Каледа и др.). В традициях отечественной патопсихологии – изучение учебной ситуации у студентов с нарушенным психическим здоровьем (Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, В.В. Болтенко Т.С. Кабаченко и др.), однако до настоящего времени не анализировались связи прокрастинации, ее современной феноменологии, и личности в 4 психопатологии.
Данное исследование направлено на изучение некоторых предшественников прокрастинационного поведения в юношеском возрасте. В литературе исследования показывают, что некоторые индивидуальные факторы заставляют молодых людей откладывать работу на другое время. Таким образом, большая пятерка личностных характеристик, самооценка и самоэффективность рассматриваются в качестве предикторов прокрастинационного поведения в рамках исследования. Для этого были проанализированы данные, полученные от 30 студентов (1-2 курс) методом опроса с использованием моделирования структурных уравнений.
Результаты исследования показывают, что две личностные характеристики большой пятерки, которые рассматриваются как сознательность и невротизм оказывают значительное влияние на прокрастинационное поведение студентов. Другими словами, пока уровень добросовестности студентов оказывает негативное влияние на прокрастинационное поведение; уровень невротизма положительно влияет на прокрастинационное поведение. Однако экстраверсия и доброжелательность не оказывает значительного влияния на прокрастинационное поведение.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОКРАСТИНАЦИИ: ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, САМООЦЕНКА И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ
Существует множество определений термина и феномена прокрастинации. Давайте рассмотрим их.
Канадский психолог П. Стил говорит о прокрастинации как о добровольной задержке намеченного курса действий человеком, несмотря на ожидаемые негативные последствия из-за задержки [10, с. 66]. П. Стил подчеркивает, что прокрастинация чаще всего рассматривается психологами как иррациональная задержка, потому что нет приемлемой причины для задержки.
Кроме того, человек может отложить начало и конец намеченного курса действий, несмотря на осознание того, что такое поведение не принесет ни финансовой, ни психологической выгоды.
Сходную точку зрения разделяет К. Лэй, который описывает прокрастинацию как добровольную иррациональную задержку намеченного курса действий, несмотря на тот факт, что он будет иметь негативные последствия для человека [6, с. 267].
В «Большом словаре психологии» Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко есть определение «прокрастинатора» как человека, «склонного к оттягиванию и откладыванию «на потом» выполнения различных, даже самых важных, актуальных дел и задач, а также принятия решений» [14, с. 673].
По сути, можно сказать, что ключевыми особенностями прокрастинации являются иррациональность в сочетании с осознанием поведения и пониманием возможных негативных последствий. Это явление может проявляться практически во всех сферах человеческой деятельности: профессиональной деятельности, учебной деятельности и т.д.
Первая классификация была предложена Н. Милграмом в соавторстве с Дж. Батори и Д. Моурером. Они определили 5 основных типов прокрастинации в зависимости от масштаба проявления [8, с. 488]:
1. Бытовая или ежедневная прокрастинация жизни или промедление в семье. Это откладывает задач, которые должны выполняться регулярно, то есть домашние обязанности, например, поход по магазинам, уборка и т.п.
2. Прокрастинация в принятии решений (даже незначительных).
3. Невротическое промедление, то есть откладывание жизненно важных решений.
4. Компульсивная прокрастинация, когда существует комбинация прокрастинации поведения в семье и промедления в принятии решения у одного человека.
5. Академическая прокрастинация, откладывающая занятия и подготовку к экзаменам.
Милграм и Тенне пересмотрели приведенную выше классификацию, оставив только 2 типа:
1. Прокрастинация в выполнении заданий.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОКРАСТИНАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Интерес к проблеме прокрастинации заметно вырос. По данным исследователей ее распространенность достигает 20-25 % среди мужчин и женщин (Harriott J., Ferrari J.R., 1996), отмечается увеличение числа людей, склонных к прокрастинации (Kachgal M. M. et al., 2001; Tibbett T.P., Ferrari J.R, 2014). Показано, что для обществ, ориентированных на достижения, прокрастинация выступает именно как проблема личности. В исследованиях западных и отечественных ученых показано, что прокрастинация может коррелировать не только с высоким уровнем стресса, но и с неадекватными копинг-стратегиями, неадекватным личностным самоопределением (Tice D.M., Baumeister R.F., 1997; Larson C.C., 2001; Sirois F.M., Pychyl T.A., 2002; Карловская Н.Н., 2009; Киселева М.А., 2014). По некоторым данным у лиц с прокрастинацией выше риск развития депрессивных состояний и общего ухудшения здоровья [1].
Феномен прокрастинации может оказывать негативное воздействие как на деятельность человека (учебную, профессиональную и т.п.), так и на состояние его психологического благополучия, самоуважение и самооценку (Grecco P.R., 1985; Ferrari J. R., 1990). Хронические «прокрастинаторы», по мнению многих современных исследователей, склонны впадать в порочный круг прокрастинации, где за откладыванием идет невыполнение заданного, ухудшение самооценки и ее закрепление на низком уровне, что влечет за собой соответствующие проблемы с выполнением будущих задач. Таким образом, прокрастинация является защитным механизмом для индивида исключительно в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе приносит больше вреда, чем пользы (Pychyl T.A., et al., 2000) [1].
Основные исследования прокрастинации реализованы на выборках либо студенческих, либо в рамках работ в организационной психологии, где изучаются социальные и индивидуально-личностные последствия прокрастинации (Rothblum E.D., Beswick G., Mann L., 1984; Lay C.H., 1986; Schraw G., Wadkins T., Olafson L., 2007; Барабанщикова В.В., Каминская Е.О., 2013; Карловская Н.Н., 2009; Киселева М.А., 2014). Вопрос о прокрастинации при различных вариантах психической патологии остается в большинстве случаев без внимания. В единичных исследованиях в поле зрения ученых попадали преимущественно расстройства аффективного спектра, чаще всего встречающиеся также в студенческой среде, например, депрессия. Изучается связь стресса и прокрастинации, причем первый может выступать и как причина, и как следствие прокрастинации (Milgram N., Tenne R, 2000; Wu H. C. et al, 2010 и др.) [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня прокрастинация является распространенным явлением, особенно в студенческой среде. Проблема заключается в негативных последствиях влияния явления прокрастинации на профессиональную деятельность человека, на снижение личной продуктивности, трудоспособности, что проявляется в остром эмоциональном переживании личной неудачи и неудовлетворенности собственной работой, результатами в профессиональной среде.
Самооценка и самоэффективность часто воспринимаются как синонимы, однако такая позиция неверна. Самоэффективность, в отличие от самооценки, описывает уверенность в конкретных способностях индивида. Самооценка относится к более общему уровню самоуверенности, в то время как самоэффективность – это убеждение в способности справиться с определенным заданием.
Есть и альтернативная позиция. Человек вполне может быть в общем удовлетворен собой как личностью, но вместе с тем он может и понимать, что у него нет необходимых способностей для выполнения определенного задания, точно так же, как и уверенный в задании индивид может не быть удовлетворен собой в целом.
Таким образом, на основании проделанного исследования, задачи решены в полном объеме, цель достигнута – были выявлены психологические особенности проявления прокрастинации личности. В ходе проведения исследования были выявлены отрицательные зависимости прокрастинации от общей способности самоуправления (и составляющих её свойств), а также от осмысленности жизни (и входящих в её основу феноменов). Таким образом, для получения более точной информации о выявленных связях между прокрастинацией и психологических свойствах ценностносмыслового и самоуправленческого уровня, следует увеличить как число респондентов, так и расширить выборку территориально, то есть взять не только город Минск, но и вузы по всей Беларуси.
1. Зверева М. В. Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте. – М. В. Зверева. – На правах рукописи УДК: 159.9. 616.89.
2. Adesina, O. J. 2011. «Influence of Personality Types and Academic Procrastination on the Academic Achievements of Senior Secondary School Adolescents in Ibadan Metropolis». Ife PsychologIA, vol. 19, no. 1, pp. 84-92.
3. Anderson, J.C. & Gerbing D.W. 1988. «Structural Equation Modelling in Practice: A Review and Recommended Two-Step Approach». Psychological Bulletin, 3 (3), pp. 411-423.
4. Aremu, O.A. & Agokei, R.C. & Ugoji, F.N. 2011. «Self-Efficacy and Locus of Control as Predictors of Academic Procrastination among Undergraduates in a Nigerian», African Journal for the Psychological Study of Social Issues, Vol.14, No. 1.
5. Bahrami, D. & Bahrami, M. A. 2015. «The Relationship of Self-Esteem and Achievement Goals with Academic Performance», African Journal of Basic & Applied Sciences, vol. 7, no. 1, pp. 65-72.
6. Balkıs, M. & Duru, E. 2007. «The Evaluation of the Major Characteristics and Aspects of the Procrastination in the Framework of Psychological Counseling and Guidance», Educational Sciences: Theory & Practice, vol. 7, no. 1, pp. 376-385.
7. Beutel, M. E. & Klein, E. M. & Aufenanger, A. & Brähler, E. & Dreier, M. & Müller, K. W. & Quiring, O & Reinecke, L. & Schmutzer, G. & Stark, B. & Wölfling, K. 2016. “Procrastination, Distressand Life Satisfaction across the Age Range – A German Representative CommunityStudy”, PLOS ONE, February 12, pp. 1-12.
8. Bleidorn, W. & Arslan, R. C. & Denissen, J. J. A. & Rentfrow, P. J. & Gebauer, J. E. & Potter, J., & Gosling,S. D. 2015. «Age and Gender Differences in Self-Esteem-A Cross-Cultural Window». Journal of Personality and Social Psychology. pp. 1-15.
9. Doğan, T. & Kürüm, A. & Kazaka, M. 2014. «Kişilik Özelliklerinin Erteleme Davranışını Yordayıcılığı», Başkent University Journal of Education, Vol. 1, No.1, pp. 1-8.
10. Fee, R.L. & Tangney, J.P. 2000. «Procrastination: A Means of Avoiding Shame or Guilt?», Inside Procrastination: Current Issues and New Directions. Journal of Social Behavior and Personality, vol. 15, No. 5, pp.167-184.
11. Gupta, R., & Hershey, D. A. & Gaur, J. 2012. «Time Perspective and Procrastination in the Workplace: An Empirical Investigation», Curr Psychol, vol. 31, pp. 195–211.
12. Heward, E. 2010. «An Examination of the Relations between Emotional Intelligence and Procrastination», Master of Arts in Psychology, Carleton University Ottawa, Canada.
13. Karatas, H. 2015. «Correlation among Academic Procrastination, Personality Traits, and Academic Achievement», Anthropologist, vol. 20, no. 1,2 pp. 243-255.
14. Kaur, H. & Kaur, J. 2011. «Perfectionism and Procrastination: Cross Cultural Perspective», FWU Journal of Social Sciences, vol. 5, no. 1, pp. 34-50.
15. Kim, E. & Seo, E. H. 2013. «The Relationship of Flow and Self-Regulated Learning to Active Procrastination», Social Behavior and Personality, vol. 41 no. 7, pp. 1099-1114.
16. Klassen, R. M. & Krawchuk, L. L. & Rajani, S. 2008. «Academic Procrastination of Undergraduates: Low Self-Efficacy to Self-Regulate Predicts Higher Levels of Procrastination», Contemporary Educational Psychology, 33, pp. 915-931.
17. Lonergan, J. M. & Maher, K. J. 2000. «The Relationship Between Job Characteristics and Workplace Procrastination as Moderated by Locus of Control», Journal of Social Behavior and Personality, vol. 15, no. 5, 213-224.
18. Meydan, C.H. & Şeşen, H. 2011. «Yapısal Eşitlik Modellemesi AMOS Uygulamaları». Ankara: Detay Yayıncılık. Global Business Research Congress (GBRC – 2016), Vol.2 Kanten, Kanten PressAcademia Procedia 341
19. Miller, C.W. 2007. «Procrastination and Attention Deficit Hyperactivity Disorder in the College Setting: The Relationship between Procrastination and Anxiety», Degree Doctor of Philosophy, Capella University.
20. Mullen, A. 2014. «The Role of Psyhological Flexibility in Procrastination», Degree Master of Science, University of Louisiana at Lafayette.
21. Nguyen, B. & Steel, P. & Ferrari, J. R. 2013. «Procrastination’s Impact in the Workplace and the Workplace’s Impact on Procrastination», International Journal of Selection and Assessment, vol. 21, no. 4, pp. 388-399.
22. Niermann, H. C. M. & Scheres, A. 2014. «The Relation Between Procrastination and Symptoms of Attention-Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) in Undergraduate Students», International Journal of Methods in Psychiatric Research, vol. 23, no. 4, pp. 411-421.
23. Owens, S. G. & Bowman, C. G. & Dill, C. A. 2008. «Overcoming Procrastination: The Effect of Implementation Intentions», Journal of Applied Social Psychology, vol. 38, no. 2, pp. 366-384.
24. Pahlavani, M. & Nezhad, F. N. & Nezhad, N. N. 2015. «Relationship Between Self-Esteem with Procrastination and Self-Efficacy among Employers of Professional and Technical Organization of Zahedan», Indian Journal of Fundamental and Applied Life Sciences, vol. 5, pp. 4882-4891.
25. Peper, E. & Harvey, R. & Lin, I-Mei & Duvvuri, P. 2014. «Increase Productivity, Decrease Procrastination, and Increase Energy», Biofeedback, vol. 42, no. 2, pp. 82-87.
26. Rosenberg, M. 1965. «Society and the adolescent self-image». Princeton, NJ: Princeton University Press.
27. Saleem, M. & Rafique, R. 2012. «Procrastination and Self-Esteem among University Students», Pakistan Journal of Social and Clinical Psychology, Vol. 10, No 2, pp. 50-53.
28. Schermelleh-Engel, K. & Moosbrugger H. & Müller, H. 2003. «Evaluating the Fit of Structural Equation Models: Tests of Significance and Descriptive Goodness-of-Fit Measures». Methods of Psychological Research, vol.8, No.2, pp.23-74.
29. Schouwenburg, H.C. & Lay, C.H. 1995. «Trait Procrastination and The Big-Five Factors of Personality», Person. individ. Diff, Vol. 18., No. 4. pp. 481-490.
30. Schwarzer, R. & Jerusalem, M. 1995. «Generalized Self-Efficacy Scale». In J. Weinman, S. Wright and M. Johnston, Measures in health psychology: A user’s portfolio. Causal and control beliefs (pp. 35-37). Windsor, UK: NFER-NELSON.
31. Seo, E.H. 2008. «Self-efficacy as a Mediator in the Relationship between Self-oriented Perfectionism and Academic Procrastination», Social Behavior and Personality, 36(6), pp. 753-764.
32. Sigall, H. & Kruglanski, A. & Fyock, J. 2000. «Wishful Thinking and Procrastination», Journal of Social Behavior and Personality, vol. 15, no. 5, pp. 283-296.
33. Sirois, F. M. 2004. «Procrastination and Counterfactual Thinking: Avoiding What Might Have Been», British Journal of Social Psychology, vol. 43, pp. 269-286.
34. Skowronski, M. & Mirowska, A. 2013. «A Manager's Guide to Workplace Procrastination», SAM Advanced Management Journal, Summer, pp. 4-9.
35. Sokolowska, J. 2009. «Behavioral, Cognitive, Affective, and Motivational Dimensions of Academic Procrastination Among Community College Students: A Q Methodology Approach». Doctor of Philosophy in Psychological Studies in Education, New York University.
36. Specter, M. H. & Ferrari, J. R. 2000. «Time Orientations of Procrastinators: Focusing on the Past, Present, or Future?», Journal of Social Behavior and Personality, vol. 15, no. 5, pp. 197-202.
37. Steel, P. & Klingsieck, K.B. 2016. «Academic Procrastination: Psychological Antecedents Revisited», Australian Psychologist, 51, pp.36–46.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты