Формирование понятия уравнение у младших школьников в начальной школе
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование понятия уравнение у младших школьников в начальной школе»
по дисциплине: «Методика преподавания математики»
2021
45.00 BYN
Формирование понятия уравнение у младших школьников в начальной школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания математики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «УРАВНЕНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Анализ учебно-методической литературы начальной школы
1.2 Роль и место уравнений в курсе математики на первой ступени получения общего среднего образования
1.3 Методика формирования уравнения
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ ИТОГИ
2.1 Анализ уровня знаний младших школьников о понятии «Уравнение»
2.2 Разработка эффективной системы упражнений
2.3 Проверка на практике эффективности и доступности подобранного материала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Изучение начального курса математики связано с освоением системы определенных математических понятий. Для того чтобы освоить эту систему, а затем успешно применять полученные знания и навыки на практике, необходимо сначала понять все особенности математических понятий, определяемых программой. Поэтому на современном этапе развития начального образования многие методисты и учителя начальных классов часто говорят о необходимости усиления роли алгебраического материала в программе начальной математики. Необходимо систематически и целенаправленно учить учащихся младших классов решать уравнения и обязательно показывать их практическую направленность. Практическая ориентация тесно связана с решением текстовых задач. Эффективное усвоение детьми математических понятий в начальной школе готовит их к более успешному изучению алгебраического материала в основной школе.
Изучив и проанализировав научно-методическую литературу, можно сделать вывод, что проблема формирования понятия уравнения занимает важное место в исследованиях.
Многие учителя начальных классов, например, Н.Б. Истомина, М.И. Моро, А.К. Артемов и другие, посвятили себя проблеме алгебраизации начального образования, в частности, проблеме обучения учащихся средних классов решению уравнений.
Решение уравнений в младших классах активизирует их мыслительную деятельность, закладывает основы математического мышления школьников и способствует развитию алгоритмического мышления. Решение уравнений приводит к обогащению и закреплению теоретических знаний ребенка и улучшению его навыков вычислений.
Следует отметить, что проблеме формирования и развития у учащихся умения решать уравнения уделяется больше внимания в учебных программах по математике и алгебре для младших классов средней школы (Саранцев Г.И., Гусев В.А. и др.), и значительно меньше в младших классах.
В процессе исследования нами были решены следующие задачи:
1. Проанализировано состояние учебно-методической литературы начальной школы по формированию понятия «Уравнение» у младших школьников;
2. Определена роль и место уравнений в курсе математики на первой ступени получения общего среднего образования;
3. Рассмотрена методика формирования понятия «Уравнение».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «УРАВНЕНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Анализ учебно-методической литературы начальной школы
Рассмотрим формирование понятий равенство и неравенство. В практике обучения в начальных классах числовые выражения с самого начала рассматриваются в неразрывной связи с числовыми равенствами и неравенствами.
В математике числовые равенства и неравенства делятся на истинные и ложные. В начальных классах вместо этих терминов употребляют слова «верные» и «неверные». Для лучшей подготовки детей к рассмотрению вопросов об истинности и ложности рассматриваемых равенств и неравенств в следующих классах полезно приучать детей к оценке истинности и ложности полученных равенств и неравенств уже с первых шагов обучения в начальных классах.
Так, в 1 классе, где еще термины «равенство» и «неравенство» не используются активно, учитель может при проверке правильности выполненных детьми вычислений задавать вопросы в такой форме: «Коля прибавил к шести восемь и получил 15. Верное это решение или неверное?», или предлагать детям упражнения, в которых требуется проверить решение данных примеров, найти неверные записи, заменить их верными и т.п. Аналогично при рассмотрении числовых неравенств, вида 5<6, 8>4 и более сложных, учитель может задавать вопрос в такой форме: «Верны ли эти записи?» (а после введения термина «неравенство» – «Верны ли эти неравенства?») или «Подбери такое число, чтобы, подставив его в «окошечко», мы получили верное равенство: 5 + 18 = 18 + « .
Начиная с первого класса, дети знакомятся с преобразованиями числовых выражений, выполняемыми на основе применения изученных элементов арифметической теории (нумерации, смысла действий, свойств действий и др.). Например, на основе знания нумерации, разрядного состава чисел, учащиеся могут представлять любое число в виде суммы его разрядных слагаемых. Это умение используется при рассмотрении преобразования выражений в связи с изучением многих вычислительных приемов. Например: 23 + 4 = (20 + 3) + 4, применяя затем известное уже к этому времени правило прибавления числа к сумме, дети могут продолжить преобразование выражения, заменив его таким: 20 + (3 + 4) и т.д.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ ИТОГИ
2.1 Анализ уровня знаний младших школьников о понятии «Уравнение»
Практическое исследование по обучению младших школьников составлению и решению уравнений было проведено на базе …
В качестве выборки был выбран 4 «А» класс. В классе всего 25 учащихся, из них 12 мальчиков, 13 девочек.
Опытная работа состояло из трех частей: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Исследования проводились по методике Царевой С.Е., суть которой заключается в следующем: «Чтобы выяснить наличие и уровень умения решать уравнения определенного вида, учащимся нужно предложить несколько задач, среди которых есть задачи тех видов, умение решать которые нас интересует. Если ученик выполнит это задание, значит, он владеет соответствующим умением» [17 , с. 103].
Для определения уровня сформированности умения решать уравнения у младших школьников были даны самостоятельная работа связанные с узнаванием уравнения и решением задач с явным требованием «Реши задачу, составив уравнение».
Ход эксперимента:
Самостоятельная работа 1
1. Найди уравнение и реши его:
30< 6 * х
38 * 10 = 380
х + 45
х – 195 = 239
2. Реши уравнения:
48 :х = 92 : 46
х + 320 = 80 * 7
х * 4 = 84 + 16
х – 180 = 240 : 3
3. Реши задачи, составив уравнения:
1) Какое число надо уменьшить на 28, чтобы получилось число, равное сумме чисел 58 и 32?
2) Сумма неизвестного числа и числа 390 равна произведению чисел 70 и 6. Найди это число.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель при введении элементов алгебры – дать детям понятие о математическом равенстве и неравенстве, об их переходе друг в друга посредством увеличения или уменьшения. Поскольку объекты сравнения – реальные величины, то, овладевая системой указанных преобразований, дети учатся оперировать количественными характеристиками сразу в обобщенной форме.
Раскрыв сущность понятия «уравнение» в школьном курсе математики можно сказать о том, что под уравнением в математике понимается, вид равенства с неизвестной величиной, которая чаще всего обозначается латинской буквой. При этом числовое значение данной буквы, позволяющее получить верное равенство, называется корнем уравнения. В начальном курсе математики учитель старается знакомить младших школьников с данным понятием наглядно, путём созерцания конкретных примеров или практического оперирования ими, опираясь при этом на жизненный опыт учащихся.
При описании методики работы над понятием уравнения на уроках математики в начальной школе, можно сделать вывод о том, что учащимся необходимо предоставить возможность поработать с наглядным материалом, отражающим свойства понятия уравнение. Методика по формированию у учащихся с новым определением должна исходить в зависимости от характера изучаемого материала, наличие учебного времени, уровня развития учащихся и других факторов. При освоении понятия «уравнение», учащиеся должны поупражняться в решении простых уравнений. Исходя из того, что упражнения являются основным средством формирования понятий в начальной школе, следует учесть соответствующие виды упражнений на каждом этапе урока.
Практическое исследование по обучению младших школьников составлению и решению уравнений было проведено на базе … В качестве выборки был выбран 4 «А» класс. В классе всего 25 учащихся, из них 12 мальчиков, 13 девочек. Опытная работа состояло из трех частей: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Исследования проводились по методике Царевой С.Е., суть которой заключается в следующем: «Чтобы выяснить наличие и уровень умения решать уравнения определенного вида, учащимся нужно предложить несколько задач, среди которых есть задачи тех видов, умение решать которые нас интересует. Если ученик выполнит это задание, значит, он владеет соответствующим умением».
1. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова // Учебное пособие для учащихся школ. – 2010. – №2 – С.16-21
2. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 38 с
3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2011. – 253 с.
4. Далингер, В.А. Методика работы над формулировкой, доказательством и закреплением теоремы / В.А. Далингер. – Омск: ОмГПУ, 2010. – 196 с.
5. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности: книга для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2011. – 156 с.
6. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: пособие для учителя [Электронный ресурс] / Н.Б. Истомина // Педагогическая библиотека. – 1985. – 64 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru.
7. Истомина, Н.Б. Методика преподавания математики в начальной школе [Электронный ресурс] / Н.Б. Истомина // Педагогическая библиотека. – 1999. – 98 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru.
8. Кочеткова, Г.Г. Развитие пространственного мышления младших школьников [Электронный ресурс] / Г.Г. Кочеткова // Научная электронная библиотека. – 2006. – 76 с. – Режим доступа: http://www.dissercat.com.
9. Крапивина, Е.А. Развитие пространственных представлений у младших школьников / Е.А. Крапивина // Первое сентября. – 2009. – С.42.
10. Мижериков, В.А. Словарь по педагогике / В.А. Мижериков. – М.: Сфера, 2014. – 154 с.
11. Моргунова, И.А. Формирование понятия уравнения [Электронный ресурс] / И.А. Моргунова // Научная работа. – 2015. – 35 с. – Режим доступа: http://diplomba.ru.
12. Моро, М.И. Математика / М.И. Моро // Учебник для 2 класса. – М.: Просвещение, 2012. – 226 с.
13. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый // Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М.: Просвещение, 2013. – 432с.
14. Самойлова, А.В. Работа над уравнениями в начальной школе [Электронный ресурс] / А.В. Самойлова // Педагогическая библиотека. – 2011. – 230 с. – Режим доступа: http://nsportal.ru/.
15. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике / Г.И. Саранцев // Методическое пособие для учителей начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 386 с.
16. Царева С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. образования / С.Е. Царева. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 469 с. – (Сер. Бакалавриат).
17. Царева, С.Е. Методика преподавания математики / С.Е. Царева // Методическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Академия, 2014. – 496 с.
18. Эльконин, Б.Д. Психологическое строение понятия величины [Электронный ресурс] / Б.Д. Эльконин // Педагогическая библиотека. – 2011. – 230 с. – Режим доступа: http://nsportal.ru/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты