Механизм правового регулирования общественных отношений
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Механизм правового регулирования общественных отношений»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Механизм правового регулирования общественных отношений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СРЕДСТВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Виды правового регулирования
1.2 Средства правового регулирования
ГЛАВА 2 ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Предмет правового регулирования
2.2 Методы правового регулирования
2.3 Способы и типы правового регулирования
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Понятие механизма правового регулирования
3.2 Элементы механизма правового регулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Нынешнее общество, в достаточной степени, можно считать продуктом развития человеческих отношений.
Одно из ведущих мест в многообразии этих отношений занимают общественные отношения, так как они выполняют общерегулирующую функцию по отношению ко всем имеющимся общественным связям.
Общественные отношения регламентируют деятельность среди различных отраслей права, неизбежно присутствуя в жизни. И для того, чтобы ясно представить себе механизм действия правового регулирования, необходимо, прежде всего, выяснить понятие и особенности общественных отношений.
Вступая в многочисленные общественные отношения и связи, люди действуют, как правило, по своей воле, но, безусловно, зависимы от внешних факторов и, прежде всего, от условий материальной жизни, от экономического устройства общества. Таким образом механизм правового регулирования стабилизирует общественные отношения.
Регулируя общественные отношения, государство тем самым вырабатывает определенный механизм, в результате чего сама структура функционирует правильно.
Поскольку государство в нормах права заранее предусматривает возможность установления различных отношений, то они появляются с целенаправленным влиянием на людей.
По сравнению с другими социальными регуляторами право, которое оказывает прямое воздействие на общественные отношения, наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор.
Общественные отношения (социальные отношения) – различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль.
Объект исследования: общественные отношения, направленные на исследование механизма правового регулирования, его понятия и элементов.
Предмет исследования: понятие и сущность общественного отношения, его структурные особенности и классификация.
Цель курсовой работы – комплексное и всестороннее исследование механизма правового регулирования, имеющего влияние на общественные отношения в целом.
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СРЕДСТВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Виды правового регулирования
В зависимости от наличия или отсутствия у субъектов общественных отношений способность определять конкретный вариант их поведения: Централизованное (императивное) правовое регулирование – построено на силе одной стороны перед другой. Его характерными чертами являются: формирование и использование правоотношений по принципу «приказ – исполнение», субъекты, выполняющие властные и другие функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий.
В настоящее время метод правового регулирования трактуется гораздо шире: под ним понимается не единый правовой признак, а совокупность методов, приемов и инструментов различных отраслей. Например, при комплексном правовом регулировании исключено преимущество одного из способов правового регулирования, так как регулирование осуществляется всеми способами одновременно.
Децентрализованное (диспозитивное) правовое регулирование – это равенство, автономия и независимость сторон, что означает способность человека свободно (независимо) формировать свою волю и осуществлять свои права в своих интересах. Вмешательство или вмешательство в их дела не допускается.
В зависимости от используемых правовых средств различают виды правового регулирования:
а) нормативно-правовое регулирование – основное средство урегулирования – правовые нормы. Это осуществляется посредством правовых норм или нормативных правовых актов. Пример. Уголовный кодекс – закон, с его помощью осуществляют общее нормативно-правовое регулирование.
б) индивидуальное правовое регулирование – это деятельность субъектов по решению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования, на основе свободного мнения, но в пределах, определенных законом, основным средством правовой защиты является индивидуальный акт. Приговор является уже индивидуальным правовым актом, с его помощью осуществляется поднормативное индивидуальное правовое регулирование [1, c. 48].
ГЛАВА 2 ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Предмет правового регулирования
Закон не должен и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. На каждом конкретном историческом этапе общественного развития необходимо четко определить объем правового регулирования.
В условиях сужения сферы правового регулирования, когда возможности права не используются для регулирования общественных отношений, обществу угрожает произвол, хаос, непредсказуемость в тех сферах человеческих отношений, которые могут и должны регулироваться законом. И если сфера правового регулирования неоправданно расширяется, особенно за счет централизованного государственного влияния, создаются условия для усиления тоталитарных режимов, регулирования человеческого поведения, что приводит к социальной пассивности, безынициативности членов общества.
Во-первых, в сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые отражают как индивидуальные интересы членов общества, так и общие социальные интересы.
Во-вторых, в этом отношении реализуются взаимные интересы их участников, и каждый из них идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.
В-третьих, эти отношения строятся на основе согласия соблюдать определенные правила, признания обязательного характера этих правил.
В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательный характер которых поддерживается достаточно действенной силой [6, c. 15-16].
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих указанным характеристикам.
Первая группа состоит из отношения людей к обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений наиболее ярко проявляется, когда во взаимоприемлемом обмене собственности заинтересовано как все общество, так и каждое отдельное лицо. Эти отношения построены на общепринятых правилах (например, признание выражения ценности в денежном выражении). Обязанность признавать правила обеспечивается действенной силой специального аппарата правового принуждения.
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Понятие механизма правового регулирования
Право как инструмент общественного управления призвано упорядочить общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе его реализации состоит из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к стоимости.
Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования призван «к жизни» в силу конкретных обстоятельств, отражающих логику правового порядка общественных отношений, в первую очередь влияние правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее эту стадию правового управления и одновременно участие в нем совокупности правовых средств, в литературе получило название «механизм правового регулирования».
Таким образом, механизм правового регулирования – это система правовых средств, наиболее последовательным образом организованная в целях упорядочения общественных отношений, продвижения интересов юридических лиц [14, c. 56].
Из приведенного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, способы его достижения и эффективность.
Цель механизма правового регулирования – обеспечить упорядоченность общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это основная, содержательная особенность, объясняющая важность данной категории и показывающая, что роль механизма правового регулирования заключается в организации общественной жизни, в интересах народа.
Механизм правового регулирования – это особый «канал», связывающий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.
Считается, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования – регулировать общественные отношения, поведение людей и коллективов, и в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) самые разные цели, интересы, потребности, присутствующие повсюду во всех правовых явления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие правовых средств на поведение людей и общественные отношения. Правовое регулирование предполагает активную деятельность как всего общества, так и отдельно взятого человека в процессе создания и применение права.
Предусмотренная законом система общественных отношений разнообразна и сложна. Она делится на политическую, экономическую и социальную сферы. Предмет правового регулирования, то есть сфера общественных отношений, должен быть четко определен, чтобы избежать произвольных угроз в обществе или тоталитарных режимах.
Общественные отношения, в том числе и в сфере правового регулирования, не одинаковы, поэтому существуют различия в методах и способах правового воздействия. Разделение юридической деятельности на публичное и частное право связано с различными методами, приемами и видами правового регулирования. Это следует учитывать при подготовке будущих юристов.
Механизм правового регулирования общественных отношений – система юридических средств (нормы права, нормативно-правовые акты, правоотношения и другие), при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
Способы, средства, характер, особенности правового регулирования зависят от содержания и характера общественных отношений, которые и составляют предмет правового регулирования.
Стадии правового регулирования:
- возведение государственной воли в закон;
- индивидуализация прав и обязанностей;
- реализация права.
Способы правового регулирования подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся дозволение, обязывание, запрет; к дополнительным – поощрение, рекомендации.
Дозволение – предоставляет участнику правоотношения право действовать определенным образом.
Обязательство состоит в том, чтобы выполнить приказ о каком-то позитивном действии.
1. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов / В.Д. Перевалов. – Москва: Норма, 2005. – 496 с.
2. Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян. – Москва: Норма, 2015. – 576 с.
3. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т.Н. Радько. – Москва: Проспект, 2012. – 423 с.
4. Рассолов, М.М. Теория государства и права: учебник для вузов / М.М. Рассолов. – Москва: Юрайт, 2010. – 600 с.
5. Липень, С.В. Теория государства и права: учебник для вузов / С.В. Липень, В.В. Лазарев. – Москва: Юрайт, 2010. – 634 с.
6.Бибило, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2015. – 206 с.
7. Глыбовская, Н.А. Общая теория права / Н.А. Глыбовская. – Минск: УО «МИУ», 2017. – 228 с.
8. Шафалович, А.А. Общая теория права. Краткий конспект лекций / А.А. Шафалович. − Минск: БГЭУ, 2018. − 236 с.
9. Лебедев, А.Ф. Общая теория права: учебное пособие / А.Ф. Лебедев – Минск: Амалфея, 2015. – 364 с.
10. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / С.С. Алексеев. − М.: Юристь, 1998. − 456 с.
11. Шевчук, Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций / Д.А. Шевчук. − М.: Эксмо, 2009. − 299 с.
12. Ромашов, Р.А. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция»: схемы и комментарии под ред. Р.А. Ромашова. − СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2000. − 208 с.
13. Краснов, А.В. Теория государства и права: учебное пособие / А.В. Краснов, А. В. Скоробогатов. − М.: РГУП, 2016. − 315 с.
14. Комаров, С.А Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / С.А. Комаров, А.В. Малько. − М.: Издательская группа «НОРМА- ИНФО», 1999. − 448 с.
15. Корельский, В.М. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова − М.: ИНФРА- НОРМА, 2016. – 570 с.
16. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт, 1999. – 429 с.
17. Василевич, Г.А. Государство и право в современном мире: проблемы теории и истории / Г.А. Василевич // Журнал российского права. – 2017. – № 2(242) . – С. 5-13.
18. Гавриков, В.П. Теория государственно-правового регулирования. Монография / В.П. Гавриков. − М.: Проспект, 2015. – 180 с.
19. Сырых, В.М. Социология права: учебник / В.М. Сырых [и др.]; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения; под ред. В.М. Сырых. – 3-е изд. – М.: Юстицинформ, 2004. – 458 с.
20. Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин. – Москва: Маркет ДС, 2007 – 680 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты