Систематизация нормативных правовых актов Республики Беларусь
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Систематизация нормативных правовых актов Республики Беларусь»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Систематизация нормативных правовых актов Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
1. Общие положения о нормативных актах и их систематизации
1.1 Понятие и виды нормативных правовых актов
1.2 Понятие и значение систематизации законодательства
2. Виды систематизации нормативных правовых актов
2.1 Учет нормативных актов
2.2 Инкорпорация законодательства
2.3 Консолидация законодательства
2.4 Кодификация законодательства
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время в Республике Беларусь формируется качественно новое законодательство, происходит обновление нормативного массива, создание новых и качественное изменение существующих отраслей и институтов права, осуществляется систематизация законодательства.
Отличительной чертой законодательства Республики Беларусь является стремление к активной кодификации и консолидации нормативных правовых актов, что свидетельствует о тенденции к системному нормотворчеству.
Целями систематизации законодательства является устранение недостатков, упорядочение и стабилизация правовой системы государства, обеспечение согласованности законодательства, сокращение множественности нормативных правовых актов, ликвидация пробелов в правовом регулировании.
При систематизации следует избирать различные ее формы и способы с учетом специфики сложившихся отраслей и институтов, объема нормативного материала в определенной сфере законодательства.
В настоящее время проводится инвентаризация нормативных правовых актов и осуществляется их инкорпорация путем издания сборников. Важное значение имеет и консолидация нормативных правовых актов, которая упорядочивает нормативный массив и обеспечивает правоприменителям удобство в пользовании им.
Однако главный путь развития системы законодательства-кодификация, позволяющая достичь единого, юридически цельного регулирования в отраслях и определенных институтах права.
В процессе систематизации целесообразно:
- установить потребности общества и государства в нормативном правовом воздействии на развитие общественных отношений;
- рассмотреть вопросы целесообразности объединения и укрупнения законодательных актов, регулирующих однородные правовые отношения, а также консолидации актов не только одинаковой, но и различной юридической силы;
- определить отрасли права, в которых действующие правовые нормы рассредоточены и нуждаются в кодификации либо консолидации;
- принять меры по преобразованию системы законодательства, обеспечив рациональное построение законодательства по отраслям, их целостность и согласованность правовых норм.
- результат систематизации-Свод законов республики Беларусь-полное систематизированное собрание законодательных актов Республики Беларусь.
1. Общие положения о нормативных актах и их систематизации
1.1 Понятие и виды нормативных правовых актов
В Республике Беларусь основными источниками права выступают нормативные правовые акты.
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативные правовые акты – главный источник права. Принятие данных актов относится к единоличному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему [1, с. 16].
Юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также соподчиненность его по отношению к иным нормативным актам. Законы как акты высшего органа государственной власти обладают высшей юридической силой по отношению ко всем нормативным актам. Одновременно на высшей иерархической лестнице по отношению к другим законам является Конституция Республики Беларусь. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.
Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат парламента – Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.
Законы, декреты, указы и постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь. Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.
2. Виды систематизации нормативных правовых актов
2.1 Учет нормативных актов
Учет нормативных правовых актов ведется всеми государственными органами, юридическими лицами, практикующими юристами для собственных профессиональных потребностей в нормативно-правовой информации или для обеспечения правовой информацией других лиц.
Учет предполагает сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии действующего законодательства по специальным предметным блокам. Учет можно считать способом систематизации законодательства. Он может быть ручным, механизированным, автоматизированным.
Учет бывает журнальным, карточным и автоматизированным. Журнальный учет - это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах. Возможности его очень ограничены, он используется при небольших объемах информации.
Карточный учет предполагает создание картотек и с возрастанием роли информационных технологий все реже применяется на практике [10, c. 210].
Автоматизированный учет законодательства-это учет на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информационных технологий. Он имеет ряд преимуществ и заменяет собой все остальные виды учета.
В Республике Беларусь - это автоматизированные справочно-поисковые системы: эталонный банк данных правовой информации (ЭБДПИ), банк данных правовой информации”Свод законов Республики Беларусь”, “Консультант плюс” и др.
Центральным государственным научно-практическим учреждением, осуществляющим сбор, хранение, систематизацию, предоставление и распространение эталонной правовой информации, официальное опубликование правовых актов, является Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, который выполняет работы по формированию, ведению и обеспечению функционирования Национального Интернет-портала и иных информационно-правовых ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет.
Нормативные правовые акты подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (ст. 58) [3].
Не подлежат включению в Национальный реестр правовых актов нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты.
Нормативные правовые акты направляются в Государственный центр правовой информации Республики Беларусь в трехдневный срок со дня принятия (издания) нормативных правовых актов, совместно принятых государственными учреждениями (должностными лицами), для включения в Реестр государственных правовых актов Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Заключение
Итак, по исходу исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы, следует сделать следующие выводы:
1. Нормативный правовой акт – это официальный документ уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо принятый путем референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Классифицировать нормативные правовые акты возможно по различным основаниям. Основная классификация состоит в делении их по юридической силе на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь перечислены в статье 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
2. Систематизация представляет собой важнейший вид юридической деятельности по оптимизации нормативного массива, приведению его в четко структурированное, организованное состояние, в полной мере отражающее такое свойство права как системность. Систематизация облегчает поиск необходимого правового материала и последующую работу с ним. Систематизация законодательства, как вид юридической деятельности осуществляется на основе особых принципов, которые обеспечивают достижение качественных результатов данного процесса. Систематизация влияет на дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, а также обладает правотворческой составляющей.
3. Под понятием «инкорпорация законодательства» понимается процесс внешней обработки нормативных правовых актов, который не носит правотворческого характера и состоит в объединении актов по определенным критериям в разные собрания, сборники и своды.
4. Применение консолидации определяется необходимостью уточнения ее признаков и сущности, через которые ее можно дифференцировать с иными видами систематизации, осуществить установку пределов и критериев по ее применению, включая институты и отрасли, в которых оптимальным вариантом систематизации будет именно консолидация. Все достигнутые в процессе анализа результаты необходимо свести в единый документ, который будет содержать основные требования к консолидации.
5. Кодификация - наиболее эффективный способ систематизации нормативных правовых актов. Это способ смягчения существующего законодательства путем объединения его смысла в сложный законодательный акт, чтобы вывести его из ряда различных нормативных правовых актов. Такие акты являются институциональной основой для создания соответствующих правовых отраслей или институтов. Кодификацию законодательства можно рассматривать с двух уровней: во-первых, как самостоятельную отрасль науки, разработанную на основе опыта, и, во-вторых, как вид, форму законодательной деятельности, которая, безусловно, осуществляется на основе науки.
Вопрос обеспечения последовательности в ведении действующего законодательства затрагивает интересы общества и государства в целом. В связи с этим действующее законодательство объективно нуждается в упрощении путем систематизации, что является важнейшим условием эффективного функционирования всей правовой системы, защищающей права, свободы и законные интересы граждан.
1. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. – 512 c.
2. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С. В. Липень. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 521 с.
3. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г., № 130-З: принят Палатой представителей 27 июня 2018 г.: одобрен Советом Республики 29 июня 2018 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – Москва: Юристъ, 2012. – 540 с.
5. Пиголкин, А.С. Теория государства и права: учебник для вузов / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под редакцией А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 516 с.
6. Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник / В.К. Бабаев [и др.]; под редакцией В.К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 582 с.
7. Протасов, В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / В.Н. Протасов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 192 с.
8. Бялт, В.С. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / В.С. Бялт. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 123 с.
9. Ромашов, Р.А. Теория государства и права: учебник и практикум / Р.А. Ромашов. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 443 с.
10. Савицкий, В.А. Систематизация законодательства как способ его развития [Текст] / [Гетьман-Павлова И. В. и др.]; отв. ред. В.А. Сивицкий; Гос. ун-т – Высшая шк. экономики, Фак. права. – Москва: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 535 с.
11. Пугачев, А.Н. Общая теория права : учеб.-метод. комплекс для студ. юрид. спец. и слушателей переподготовки спец. «Правоведение» / сост. и общ. ред. А. Н. Пугачева. – 2-е изд., с изм. – Новополоцк: ПГУ, 2007 – 424 с.
12. Ксенофонтов, В.В. Систематизация российского законодательства: принципы и процедуры: дисс. …канд. юрид. наук / В.В. Ксеновонтов. – М., 2003 – 167 с.
13. Сивицкий, В.А. Систематизация конституционно-правовых актов: дисс. канд. юрид. наук / В.А. Сивицкий. – М., 1999. – 195 с.
14. Соболевская, А.И. Систематизация законодательства в современной России: автореферат дисс. … канд. юрид. наук / В.А. Сивицкий. – СПб., 2008. 22 с.
15. Нематов, А.Р. Общетеоретические проблемы развития законодательства / Ф.Т. Тохиров, А.Р. Нематов. – Душанбе: Дониш, 2015 – 520 с.
16. Казаков, Д.А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий: дисс. … канд. юрид. наук / Д.А, Казаков. – М., 2007. – 168 с.
17. Бахвалова, С.В. Организационные предпосылки систематизации законодательства / С.В. Бахвалова // Журнал российского права. – 2002. – № 4. – С. 29-32.
18. Гордиенко, П.Ю. Техника систематизации права: теоретические основы и инструментарий: Монография / под науч. ред. М.Л. Давыдовой. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2016. – 320 с.
19. Александрова, Ю.С. Проблемы и перспективы систематизации нормативно-правовых актов / Ю.С. Александрова // Наука без границ. – 2017 – № 12 (17). – С. 117-121.
20. Литягин, Н.Н. Организационные предпосылки систематизации законодательства / Н.Н. Литягин // Журнал российского права. – 2002 – № 4. – С. 29-35.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты