Формирование навыков диалогической речи у учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование навыков диалогической речи у учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия»
по дисциплине: «Сурдопедагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование навыков диалогической речи у учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Сурдопедагогика
Организация: Ясли-сад № 337, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты уроков по развитию диалогической речи учащихся с нарушением слуха.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
1.1 Характеристика связной диалогической речи и ее особенности
1.2 Особенности диалогической речи детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении слуха
1.3 Содержание работы по развитию диалогической речи у учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Методика и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по использованию игр и игровых упражнений в коррекционной работе по развитию устной речи и слухового восприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является развитие его речи.
На современном этапе развития общества формируется общее требование к качеству общего начального образования, организации воспитательного и учебного процесса, определяющего успешность социализации учащихся, их образовательным потребностям.
Особое внимание к воспитанию школьников с нарушением слуха направляет образовательную программу на приобретение ими знаний, умений, личностное развитие, на социализацию.
Для слабослышащего ребенка, формирование диалоговой речи является одним из важных условий его адаптации в обществе, успешного взаимодействия с окружающими, значимость владения диалогической речи заключается в том, что диалогическая речь является сложной, по сравнению с монологической, с точки зрения разнообразия, напряженности внимания, качества речевых образцов. Вопросы развития диалогических умений школьников младших классов с нарушением слуха приобретает всё более значение, школьник испытывает значительную потребность в диалоге, как в средстве общения, однако анализ современного состояния диалогической речи школьников показывает недостаточный уровень развития диалогической речи.
Диалог это общение, беседа нескольких людей, как правило, не меньше двух. Обычно беседу начинают с конкретной целью [5, с. 14]. Например, спросить о чем-то, вызвать на ответ, побудить к какому-либо действию. По отдельности каждая реплика любого из участников диалога не имеет законченного смысла, все реплики диалога воспринимаются в «диалогическом единстве».
В диалоге – реализуется познавательная активность в общении, умение вести диалог – это основное условие личностного и умственного развития. Вопросами изучения диалогической речи у детей с нарушением слуха занимались такие ученые как С.И. Поварнин, И.Б.Басов, М.Л. Брагина, Л.С. Выготский, Н.Н.Малофеев, М.Н.Назарова, М.Н. Реут, Ж.Пиаже, Л.И. Аксенова, Р.М. Боскис, Л.С.Вавалова, М.Ф.Гнездилов и многие другие [4, с. 89].
В современной педагогике и психологии рассматриваются проблемы корректировки, выявляются особенности развития диалогической речи, коммуникативного поведения. В сурдопедагогике проблема общения детей с нарушением слуха отражена в работах Н.Д.Шматко, Л.П.Носковой, А.Г.Зикеевой и других, авторами подчеркивается необходимость всестороннего развития обучения диалогической речи слабослышащих детей.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
1.1 Характеристика связной диалогической речи и ее особенности
В процессе обучения, ребенок должен научиться грамматически, содержательно, связно, последовательно излагать свои мысли, речь при этом, должна быть непосредственной, выразительной, живой [3, с. 87].
Связная речь не отделяется от мира мыслей, она связана мыслями, и отражает логику мышления, помогает осмыслить воспринимаемое, выразить его четкий, правильный логический смысл [5, с. 27]. По умению ребенка высказываться, можно судить об уровне его речевого развития. Умение рассказывать, помогает ребенку преодолеть застенчивость, молчаливость, развить уверенность в своих силах. Связная речь - э то развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, точно, последовательно, грамматически правильно, образно.
Особенности и характеристика связной речи с ряде трудов современной специальной и лингвистической методической литературы, применительно к видам развернутых высказываний таких авторов как Т.А. Ладыженская, А.В. Текучев [14] определяли связную речь как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся во взаимосвязи,представляющих собой единое структурное и смысловое целое.
Связная речь - единица речи, составная языкового компонента, представляющая собой организационное по грамматическим и логическим законам строя единое целое. Текучев А.В. считает, что каждое самостоятельное, отдельное предложение рассматривается как одна из разновидностей связной речи.
Связная речь относится к диалогической и монологической форме речи, каждая их них имеет свои особенности. Форма протекания диалогической речи побуждает к односложным ответам. Восклицание, неполное предложение, междометие, интонационная выразительность, мимика, жест - это основные черты диалогической речи[9, с. 86]. При диалогической речи важно уметь формулировать и задавать вопрос, согласно заданным вопросам строить ответ, подавать необходимую реплику, исправлять и дополнять собеседника, спорить, рассуждать.
Как речь одного лица, монологическая речь требует развернутости, четкости, полноты, взаимосвязи отдельных звеньев повествования.
Рассказ, монолог, объяснение требуют умения сосредоточиться на главной мысли, не увлекаться деталями, говорить живо, образно, эмоционально [13, с. 76].
Сопоставляя монологическую и диалогическую форму связной речи, модно выделить основные качества монологической речи, как относительную развернуться, произвольность, программированность.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
2.1 Методика и организация исследования
Как отмечалось выше в первой главе, учащиеся с нарушением слуха имеют особенности развития связной речи. Для подтверждения этих особенностей нами был проведён эксперимент, в котором мы определили цель нашего исследования.
Задачи:
1. Изучить способность ребёнка составлять законченное высказывание.
2. Выяснить способность устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в законченные предложения.
3. Изучить способность детей использовать лексико-грамматические конструкции при построении предложений.
В эксперименте принимало участие 5 детей возраст которых 7-8 лет (Приложение А).
Нами в соответствии с задачами исследовательской работы были отобраны: ряд диагностических заданий из методики обследования связной речи В.П. Глухова, а также серия заданий из разных литературных источников, где при построении фразы необходимо использовать различные части речи и усложнение структуры фразы [11; 22].
В качестве метода нами был использован анализ психолого-педагогической документации (речевых карт детей), позволивший изучить характер нарушения и логопедическое заключение.
Методика В.П. Глухова
Комплексное обследование связной речи позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.
Методика включает следующий комплекс заданий:
Задание 1. Составить предложение с опорой на картинку.
Инструкция: Посмотри на картинку, что здесь изображено? Яблоко. Составь предложение со словом «яблоко».
Например: Мама купила яблоко.
Задание 2. Составить предложение с заданным примером.
Инструкция: Посмотри на картинку, кто здесь изображён? Девочка.
Составь предложение по этой картинке.
Например: У девочки хорошее настроение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и образно; смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и понимание людей.
Связная речь имеет огромное значение в развитии детей младшего школьного возраста, так как она предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.
Уровень речевого развития детей с нарушением слуха характеризуются следующими особенностями: ученики не понимают в полном объеме обращенную речь, не владеют речью на уровне простых распространенных предложений, предложений с предлогами обиходного и разговорного плана, в связи с отсутствием процесса обучения уровень психологического развития определить сложно.
Динамика речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха при инклюзивном обучении раскрывает сущность продвижения учащихся в различных условиях обучения.
Несформированность связной речи учащихся с нарушением слуха отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.
1. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку детей младшего школьного возраста с нарушением слуха при инклюзивном обучении. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 408 с.
2. Арушанова, О. А. Организация диалогического общения детей младшего школьного возраста с нарушением слуха при инклюзивном обучении со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2015. – №8. – 219 с.
3. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология. – М. : ACADEMA. – 2015. – 424 с.
4. Болотина, Л. Р. Школьная педагогика. – М. : Академия, 2014. – 132 с.
5. Бондаренко, А. А. Индивидуальные особенности в освоении грамматики детьми 6-8 лет / Бондаренко А. А. СПб., 2014. – 323 с.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 2014. – 155 с.
7. Брызгалова, С. В. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. В. Брызгалова, Г. Г. Зак // науч.-метод. журн. – 2012. – № 5. – 144 с.
8. Ветрова, В. В. Ребенок учится говорить. – М. : Знание, 2013. – 194 с.
9. Винокур, Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. - М.: изд. АН СССР, 2015. – 154 с.
10. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика», Москва, Учебная литература. – 2014. – 322 с.
11. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2002. – 144 с.
12. Грецик, К. Т. Взаимодействие младших школьников с нарушением слуха при инклюзивном обучении и семьи по развитию речи // Образование. –2014. – 182 с
13. Козлова, С. А. Современная педагогика. – М. : Академия, 2014. – 112 с.
14. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 210 с.
15. Кусова, М. Л. Динамика языковой картины мира ребенка от шести до семи лет / М. Л. Кусова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Екатеринбург, 2013. – 313 с.
16. Лапшин, В. А. Основы дефектологии. – М. : Просвещение, 2015. – 311 с.
17. Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» учебного плана первого отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха. I-IV классы. – Минск, 2017. – 39 с.
18. Специальная педагогика: учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. с 422. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск. : СГПИ, 2015. – 209 с.
19. Феклистова, С. Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. –Минск : БГПУ, 2011. – 216 с.
20. Феклистова, С. Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха / С.Н. Феклистова. – Минск : БГПУ, 2008. – 48 с.
21. Флерина, Е. А. Разговорная речь // Хрестоматия по теории/ Сост. М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2015. – 115 с. – Минск, 2017. – 39 с.
22. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2003. – 240 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты уроков по развитию диалогической речи учащихся с нарушением слуха.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты