Формирование у дошкольников любознательности в процессе экспериментальной деятельности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование у дошкольников любознательности в процессе экспериментальной деятельности»
по дисциплине: «Основы практической работы педагога»
2021
45.00 BYN
Формирование у дошкольников любознательности в процессе экспериментальной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Основы практической работы педагога
Организация: Ясли-сад № 55, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ A Методика «Да-нет» (Л.A. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Выбор деятельности» (П.H. Прохорова).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица «Общие результаты констатирующего этапа исследования».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогическое определение понятия «любознательность»
1.2. Возрастные особенности формирования любознательности у детей дошкольного возраста
1.3. Детское экспериментирование как метод формирования любознательности у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛУБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика уровня формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Методические рекомендации по формированию у дошкольников любознательности в процессе экспериментальной деятельности
2.3. Контрольный срез
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития системы дошкольного образования одним из важнейших вопросов является развитие любопытства у детей. Это связано с тем, что любопытство играет значительную роль в развитии личности и познавательной активности детей.
Среди методов, специально разработанных для развития любознательности у детей дошкольного возраста, особое место занимают детские экспериментальные методики.
Экспериментирование - это активная деятельность, направленная на активный поиск решений проблем, выдвижение предположений, воплощение гипотез в жизнь и построение доступных выводов. В процессе экспериментов всегда возникает необходимость проведения анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, манипулирования знаниями о закономерностях и явлениях мира, поэтому память ребенка обогащается и активизируется его мыслительный процесс.
Проблемой развития любознательности занимались многие известные ученные. Значительный вклад в понимании природы любознательности внесли C.Л. Рубинштейн, A.M. Матюшкинг, B.C. Юркевич, Д.E. Берлайн, Г.И. Щукина, H.И. Рейнвальд, A.И. Крупнов и др. О сущности любознательности имеется множество взглядов: одни исследователи(C.Л. Рубинштейн, H.Ф. Добрынин, M.Ф. Беляев, A.A. Абдуллаев) рассматривают ее как ступень формирования познавательных интересов, другие (И.И. Цветков, И.M. Подберезин, M.Ф. Морозов и др.) понимают ее как особую форму познавательной активности, третьи (Л.C. Выготский,C.Л. Рубинштейн, A.И. Божович, A.B. Запорожец и др.) считают, что пробуждение любознательности является одной из основны побудительных сил умственного развития ребенка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогическое определение понятия «любознательность»
В толковом словаре B.И. Даля понятие «любознательность» определяется как отдельное любопытство, любовь к наукам, к познанию, желанию научиться [5].
Согласно толковому словарю C.И. Ожегова, «любознательный – склонный к приобретению знаний, пытливый» [13].
Любопытство - это качество, присущее детям, выраженное в активном интересе к окружающему их миру, в желании воплотить в жизнь и изучить все, потрогать. Внешне любопытство проявляется во множестве вопросов, задаваемых ребенком взрослым об окружающем их мире. Репетитор может поддержать любопытство дошкольника, организовав наблюдения и попытавшись ответить на возникающие вовремя вопросы, направляя мышление на самостоятельный поиск ответов.
Задача воспитания ума состоит в том, чтобы развивать у детей любопытство, любознательность ума и формировать основу устойчивых когнитивных интересов [7, c. 184].
Проблема любознательности в психологии и педагогике является традиционной. Ученые всегда уделяли значительное внимание этой проблеме. Многие выдающиеся ученые интерпретировали его природу всевозможными способами, в зависимости от их первоначальной методологической позиции и цели.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛУБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика уровня формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста
Эмпирическое исследование проводилось с целью изучения уровня сформированности любознательности у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования на основе специально разработанного плана занятий.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 55 г. Гродно». В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста группы «Радуга».
На первом этапе эмпирического исследования решались диагностические задачи:
• подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности любознательности у старших дошкольников и создать педагогические условия их осуществления;
• организовать и привести диагностику сформированности любознательности у дошкольников в процессе деятельности экспериментирования;
• проанализировать результаты диагностики и определить основные направления работы по формированию любознательности.
Для определения уровня сформированности любознательности у детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методики: «Да-Нет» (Л.A. Венгер), «Выбор деятельности» (Л.H. Прохорова). Данные методики описаны в приложениях к данному исследованию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску в настоящее время является наиболее актуальным вопрос дошкольной педагогики.
При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования.
Целью данной работы было изучение особенностей формирования любознательности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил раскрыть особенности интерпретации понятия любознательности в современной психолого-педагогической науке. Было заключено, что на данном этапе развития психолого-педагогической науки исследователи еще не пришли к единому пониманию любознательности, существует несколько разных подходов к пониманию данного явления. Кроме того, неисследованной остается проблема динамики развития любознательности и механизмы ее формирования.
В данном исследовании были раскрыты возрастные особенности формирования любознательности у детей дошкольного возраста. Было заключено, что важная задача воспитания детей дошкольного возраста сводится к постоянному поддержанию познавательного интереса, развитию любознательности, помощи в освоении новых видов деятельности и своевременное расширение кругозора ребенка.
Изучение детского экспериментирования как метода формирования любознательности у детей дошкольного возраста позволило сделать вывод о том, что для того, чтобы ребенок мог развивать самостоятельность и активный интерес к изучению новых вещей, необходимо так организовать занятия, основанные на партнерской деятельности взрослого с детьми, чтобы они могли проявить возможность показать собственную исследовательскую активность.
1. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. – СПб.: СПБГУ, 2007. – 228 c.
2. Аржанова, A.И. Изучение и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся / A.И. Аржанова // Ученые записи Андижанского пединститута. – 2005. – №2. – C. 21-29.
3. Берлайн, Д.E. Любознательность в поисках информации / Д.E. Берлайн // Вопросы психологии, 2006. – №3 – C. 54-60.
4. Выготский, Л.C. Психология / Л. C. Выготский. –M.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 108 c.
5. Даль, B.И. Толковый словарь живого великорусского языка / B.И. Даль. – M.: Рипол Классик, 2006. – 256 c.
6. Добрынин, H.Ф. Проблемы Значимости при образовании временных связей у человека. Тезисы докладов на совершении по психологии / H.Ф. Добрынин. – M.: АПН РСФСР, 2006. – 220 c.
7. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник статей Междунар. Науч. – прак. Конф. 29 апреля 2014 г. / Гл. ред.O.H. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 294 c.
8. Зюбин, Л.M. О связи интеллектуальной активности и сознательного отношения школьника к учению / Л.M. Зюбин // Учебные записки. –Л.: ЛГУ, Вып. 9, 2006. – 124 c.
9. Иванов, B.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших дошкольников / B.Г. Иванов. – Л.: Изд- во ЛГУ, 2009. – 86 c.
10. Крутецкий, B.A. Любознательность. Педагогическая энциклопедия /B.A. Крутецкий. – M.: Просвещение, 2005. – 696 c.
11. Леонтьев, A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. – M.: Наука, 2009. – 365 c.
12. Лобова, T.H. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя / T.H. Лобова. – M.: Наука, 200. – 192 c.
13. Ожегов, C.И. Словарь русского языка / C.И. Ожегов. –M.: Оникс, 2008. – 976 c.
14. Петровский, A.B. Личность в психологии с позиций системного подхода. / A.B. Петровский // Вопр. Психол. – 2011. – № 1. – C. 57-66.
15. Погорелова, H.A. Формирование любознательности у учащихся 2 класса в процессе обучения природоведению / H.A. Погорелова. Л.: ЛГПИ им. A.И. Герцена, 2006. 136 c.
16. Поддьяков, A.H. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / A.H. Поддьяков. – M.: Академия, 2007. – 266 c.
17. Познавательное развитие дошкольников: системный подход / под общ. ред.H.A. Мечинской. – Мурманск АРИС, 2002. – 170 c.
18. Проколиенко, Л.H. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста / Л.H. Проколиенко. – Киев: Рад. Школа, 2009. – 88 c.
19. Рубинштейн, C.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн.– СПб.: Питер, 2003. – 720 c.
20. Сорокина, A.И. Умственное воспитание в детском саду / A.И. Сорокина. – M.: Просвещение, 2005. – 175 c.
21. Фрейдкин, И.C. Ознакомления с неживой природой / И.C. Фрейдкин // Умственное воспитания детей дошкольного возраста; под ред. H.H. Поддьякова, Ф.A. Сохина. – M.: Воспитание, 2014. – 146 c.
22. Шумакова, H.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. // Развитие творческой активности дошкольников / Под ред. A.M. Матюшкина. – М.: Педагогика,2001. – C. 10-35.
23. Юркевич, B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у старших дошкольников и младших школьников / B.C. Юркевич // Вопросы психологии. – 2001. – №2. – C.83-92.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ A Методика «Да-нет» (Л.A. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Выбор деятельности» (П.H. Прохорова).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица «Общие результаты констатирующего этапа исследования».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты