Идеологическая функция государства
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Идеологическая функция государства»
по дисциплине: «Теория государства и права»
2021
45.00 BYN
Идеологическая функция государства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория государства и права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и классификация функций государства в отечественной теории государства и права
1.2 Эволюция функций государства
1.3 Идеологическая функция в системе функций государства
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
2.1 Правовые и организационные основы идеологической функции государства
2.2 Субъекты, объект и содержание идеологической функции государства
2.3 Роль органов внутренних дел в реализации идеологической функции государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Функции государства представляют собой главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство при помощи проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений оказывает воздействие на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Реализация конкретных функций может, как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.
Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача – на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма.
Функции – это такие объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма. Поэтому функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов.
Особый интерес представляет идеологическая функция государства. Об идеологической функции государства написано достаточно много работ в отечественной и зарубежной литературе. Вместе с тем, с конца 80-х годов наметилась устойчивая тенденция игнорирования государством идеологической деятельности. Во многом это было связано с тем, что советское общество было излишне идеологизировано, причем система провозглашенных ценностей и средств их достижения в значительной степени оказались девальвированы.
Следует отметить, что не впервые в истории происходит резкая переоценка роли идеологии в государстве и обществе.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и классификация функций государства в отечественной теории государства и права
Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача – на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.
Функции представляют собой такие объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма. Поэтому функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов [1, c. 107].
Функции отражают не только направления избирательного воздействия государства, но и согласование, сопоставление управленческой деятельности государства с аналогичной деятельностью иных общественных объединений. Поэтому функции государства объективно обусловлены закономерностями функционирования данной политико-правовой системы, особенностями взаимодействия общества и государства, актуальными целями и задачами, встающими перед ними как на протяжении всей истории использования государства, так и в определенный исторический период. В то же время они выделяются из числа иных направлений деятельности государства не столько по степени важности выполняемых задач, сколько по степени общности, комплексности деятельности государства. При их реализации велико значение и субъективного фактора, так как только от людей зависит, насколько верно поняты эти закономерности и насколько адекватно выбраны средства и способы решения стоящих перед обществом проблем.
Функции государства – это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
2.1 Правовые и организационные основы идеологической функции государства
Изменения, происходящие в идеологической сфере белорусского общества, не могут не находить своего отражения в различных правовых актах, тем или иным образом затрагивающих деятельность государства в духовной жизни, поскольку идеология, по нашему мнению, в первую очередь, должна утверждать ценность права и тех благ, которые оно защищает. Нет сомнения, что воздействие государства на личность не может строится единственно на принуждении и насилии – такого рода формы государственности нежизнеспособны, и могут существовать лишь на относительно коротком временном интервале [18, c. 17].
Достаточно абстрактные ценностные ориентации, пропагандируемые власть имущими морально-этические доминанты, представления о путях и конечных целях развития общества и государства постепенно трансформировались в предельно четкие и конкретные правовые нормы, установленные и охраняемые государством. Поэтому идеологию можно рассматривать и как предтечу права, своеобразный правообразующий фактор. Полагаем, что в этом ключе следует рассматривать трансформацию либеральных ценностей во Французскую Декларацию прав человека и гражданина и Американскую Декларацию независимости. Исходящие от общества идеологемы, освященные ее авторитетом и защищаемые им, являются как бы прото-правом, пред-правом, поскольку способны при определенном стечении обстоятельств и большей степени формализованности и нормативности превратиться в собственно правовые нормы. Если смотреть на этот вопрос под несколько иным углом зрения, можно выдвинуть теорему следующего характера: правящий класс одновременно создает и фильтрует идеи, сформированные в обществе, тем самым легитимизирует не все идеологемы, а только те из них, которые отвечают его собственным мировоззренческим постулатам, и которые могут удовлетворить относительное большинство.
Таким образом, духовная жизнь общества, иррациональная по своей сути, приобретает вполне рационализированный вид, благодаря имеющему место отбору тех или иных ценностей, которые затем закрепляются в правовых актах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе проведенного исследования нами были сделаны следующие теоретические выводы:
Функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других – в область политики, отсюда – повышенное внимание к реализации функции государственной власти. Исчезают одни функции, возникают другие.
Функции государства классифицируются по различным основаниям: по специфике объектов государственного воздействия, по сферам деятельности государства, по продолжительности действия, по степени общности, по характеру государственного воздействия на общественные отношения, по видимости, по степени отражения интересов различных групп населения.
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой формой государства.
В современный период для укрепления государственности необходимо выработать адекватную государственно-правовую идеологию, которая придавала бы осмысленный ход проводимым преобразованиям. Вступление Беларуси на путь демократического строительства, принятие Конституции 1994 года дали определенный импульс для выработки принципиально новой идеологии, основанной на уважении прав человека, господстве закона во всех сферах общественной и государственной жизни, взаимной ответственности государства и личности.
Именно идеология, находящая свое отражение в правовых нормах, позволяет обеспечить реальное или иллюзорное единство ценностных ориентации индивида и государства, интегрировать все множество существующих социальных, конфессиональных, территориальных, этнических и иных групп в нечто целое, самоидентификация с которым является для индивида субъективно значимой.
1 Перевалов, В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Юрайт, 2017. – 384 c.
2 Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права: учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2012. – 560 с.
3 Морозова, Л.А. Функции Российского государства на современном этапе / Л.А. Морозова // Государство и право. – 1993. – № 6. – С. 98-108.
4 Признаки и виды функций государства [Электронный ресурс] // Энциклопедия экономиста. – 2014. – URL: http://www.grandars.ru.
5 Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М.: Омега-Л, 2017. – 608 c.
6 Флоренский, П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем / П.А. Флоренский // Литературная учеба. – 1991. – №3. – С. 94-98.
7 Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. – Москва: ИЛ, 2014. – 528 c.
8 Малахов, В.П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. – 160 c.
9 Радько, Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М.: Академический проект, 2015. –720 c.
10 Лазарев, В.В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2015. – 640 c.
11 Шестаев, Н.Т. К вопросу классификации функций государства / Н.Т. Шестаев // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – № 12. – С. 71-82.
12 Курашвили, Б.П. О системе функций государства / Б.П. Курашвили // Проблемы государства и права. Труды научных сотрудников и аспирантов. – 1974. – Вып. 9. – С. 25-35
13 Енгибарян, Р. В. Теория государства и права / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. – М.: Норма, 2016. – 576 c.
14 Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. З.М. Черниловского. – М.: Юристъ, 2010. – 870 с.
15 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2013. – 48 с.
16 Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
17 Иванов, А.А. Теория государства и права: учебное пособие / А.А. Иванов, В.П. Иванов. – М., 2007. – 303 с.
18 Бредихин, А.Л. О функциях государства / А.Л. Бредихин // История государства и права. – 2013. – № 22. – С. 17-20.
19 Вишневский, А.Ф. Общая теория права и государства / А.Ф. Вишневский, А.А. Кучинский, А.А. Горбаток. – Мн.: Тесей, 2014. – 740 с.
20 Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. – М.: Книга по Требованию, 2016. – 226 c.
21 Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты