Психолого-педагогическая диагностика личностных особенностей детей с особенностями психофизического развития в дошкольном возрасте
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психолого-педагогическая диагностика личностных особенностей детей с особенностями психофизического развития в дошкольном возрасте»
по дисциплине: «Основы практической работы олигофенопедагога»
2021
45.00 BYN
Психолого-педагогическая диагностика личностных особенностей детей с особенностями психофизического развития в дошкольном возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Основы практической работы олигофенопедагога
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы обусловлена тем, что дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Проблема диагностики личностной сферы детей дошкольного возраста с ОПФР – одна из важнейших проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Значение проведения диагностической работы заключается в том, что благодаря полученным результатам можно спланировать проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с ОПФР. Диагностика позволяет выявить как наиболее нарушенные компоненты личностной сферы, так и выявить те, которые имеют менее выраженный характер нарушений. Нарушение деятельности высших психических функций у дошкольников с ОПФР обусловливает и специфику их личностного развития, что определяет особенности организации и содержания коррекционно-педагогической работы. У многих детей с ОПФР на базе основного дефекта развиваются многочисленные сопутствующие нарушения. Поэтому важно проводить комплексную диагностику личностной сферы детей дошкольного возраста с ОПФР.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение личностного развитии ребёнка дошкольного возраста. Изучением особенностей формирования личности ребенка в дошкольном возрасте занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин указывали на ключевую роль ведущей деятельности в формировании личности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая. Ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения особенностей ребёнка в том или ином периоде развития. В дошкольном возрасте формируются не только положительные, но и отрицательные особенности личности. В связи с этим необходимо изучать особенности формирования личности в данный возрастной период, чтобы стимулировать развитие позитивных и предотвратить развитие негативных личностных особенностей у ребенка.
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с особенностями психофизического развития (ОПФР) зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и социально-психологическую помощь детям с ОПФР.
Психолого-педагогическая диагностика определяется как проведение оценочной процедуры, которая направлена на анализ индивидуальных особенностей учащегося с целью улучшения организации учебно-воспитательного процесса [3, с. 42].
В отличие от психодиагностики психолого-педагогическая диагностика органически сплетается с самой педагогической деятельностью, подразумевает использование результатов диагностирования в целях корректировки процессов обучения и воспитания.
Также психолого-педагогическую диагностику следует отличать от педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач по оптимизации образовательного процесса, дифференциации детей, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия [2, с. 23].
Целью педагогической диагностики является оптимизация процесса обучения. Функции: информационная, оценочная, корректирующая.
Цель психолого-педагогической диагностики детей с особенностями психофизического развития: выявить показатели строения дефекта, изучить индивидуальные характеристики ребенка и выявить конкретные направления в процессе обучения и развития ребенка, его определенных образовательных потребностей.
Принципы диагностики нарушений развития у детей: комплексности и всесторонности изучения, системности и целостности изучения, изучения с учетом процесса развития, качественно-количественного анализа полученных данных, индивидуального подхода в обследовании, выявления и учета потенциальных возможностей ребенка, единства диагностики и коррекции отклонений в развитии [8, с. 32].
2 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Проблема специфики использования общепсихологических методов в специальной психологии изучена достаточно широко. В наиболее общем виде методы, применяемые в ходе психолого-педагогического обследования детей с ОПФР, делятся на основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (беседа, тест, анкета, анализ продуктов деятельности). Вспомогательные методы используются для уточнения данных, полученных при проведении исследования с использованием основных методов.
Выбор метода определяется задачами исследования. В процессе изучения ребенка специалист может ставить перед собой следующие задачи (в зависимости от этапа диагностики): установить особенности психического развития; определить структуру дефекта психики; выявить положительные стороны психики; наметить оптимальные условия коррекционного воспитания и обучения; определить оптимальный образовательный маршрут ребенка. При помощи основных методов исследования можно получить психологические факты, количественные и качественные данные Р о психическом развитии ребенка.
Эксперимент – это специально организованная форма изучения какой-то стороны психического развития. В эксперименте исследователь сам создает необходимые условия для возникновения изучаемого психического явления. Имея такую возможность, экспериментатор может варьировать и видоизменять условия, тем самым выявлять значение меняющихся условий для установления закономерных связей, определяющих изучаемый процесс. Многократное повторение опытов (серия) и достаточное количество испытуемых позволяют проверить закономерности между явлениями посредством математической статистики [12, с. 67].
3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Рассмотрим наиболее популярные методики исследования личностных особенностей детей с особенностями психофизического развития.
Методики диагностики самооценки детей с ОПФР дошкольного возраста.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Представления о себе представляет собой базовое и относительно стабильное структурное образование, отдельный компонент целостной Я - концепции, самосознания, и выступает как процесс самооценивания. В основе самооценки лежит система некоторых личностных смыслов индивида, сформированная у него система ценностей. Представления о себе при этом изучается как центральное образование личности и центральный компонент Я – концепции.
При интерпретации данных психодиагностических методик следует опираться на следующие особенности самооценки, характерные для детей дошкольного возраста:
− самооценка дошкольника определяется оценкой взрослого
− для многих дошкольников характерна несколько завышенная самооценка
− существенную роль в развитии самооценки у детей дошкольного возраста играет общение со сверстниками и взрослыми. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим людям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом проведенный обзор и анализ методов и методик психолого-педагогической диагностики личностных особенностей детей с ОПФР дошкольного возраста показал следующее. Цель психолого-педагогической диагностики детей с особенностями психофизического развития: выявить показатели строения дефекта, изучить индивидуальные характеристики ребенка и выявить конкретные направления в процессе обучения и развития ребенка, его определенных образовательных потребностей. Задачи диагностики личностных особенностей: изучение актуального уровня и прогнозирование дальнейшего развития как отдельных личностных особенностей, так и в целом личностного развития ребенка в целом.
Методы, применяемые в ходе психолого-педагогического обследования детей с ОПФР, делятся на основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (беседа, тест, анкета, анализ продуктов деятельности). Вспомогательные методы используются для уточнения данных, полученных при проведении исследования с использованием основных методов.
В специальной педагогике и психологии имеется достаточно стандартизированных методик для изучения различных личностных особенностей детей дошкольного возраста с ОПФР. Кроме того, проведенный теоретический обзор позволил установить, что большинство описанных методик представляют собой адаптированные для детей варианты методик, используемых для взрослых. В большей мере остальные же методики являются модификациями этого классического набора. В основном методики имеют наглядный стимульный материал и схожую организацию опыта. Часть методик диагностики личностной сферы дошкольников с ОПФР предназначены для близки взрослых, которые непосредственно взаимодействуют с ребенком. Применение всего комплекса методик позволит выявить целостную картину развития личностной сферы дошкольников с ОПФР. С помощью представленных методик можно сделать анализ текущего уровня развития различных личностных особенностей: самооценки, мотивации, тревожности, коммуникативных качеств личности. Материал для исследований в описанных методиках не создает сложности трудности в его восприятии ребенком с ОПФР. Чаще стимульный материал для исследований предъявляется в виде специальных бланков с графическими изображениями или картинками.
1 Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – Москва : Издательство «Ось-89», 2009. – 272 с.
2 Баль Н. Н. Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии / Н. Н. Баль, К. Ю. Андреева. – Минск : Зорны Верасок, 2014. – 163 с.
3 Винникова, Е. А. Основы психолого-педагогической диагностики лиц с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / Е. А. Винникова, И. Ю. Евдокимова, Е. В. Плакса. – Минск : БГПУ, 2013. – 160 с
4 Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – 3-е изд. – СПб.: Союз, 2017. – 224 с.
5 Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 480 с.
6 Корсаков, И. А. Экспериментальное изучение индивидуальных особенностей памяти / И. А. Корсаков // Журнал практического психолога. – 2000. – № 2. – С.46-54.
7 Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. – М. : Изд-во «Книголюб», 2007. – 152 с.
8 Логинова, И. Н. Оценка психического развития ребѐнка в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации : методическое пособие / И. Н. Логинова, Е. В. Башина. – Минск : АПО, 2009. – 102 с.
9 Лубовский, В. И. Актуальные проблемы теории и практики психодиагностики развития / В. И. Луговский //Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. ст. /под науч. ред. Е.С. Романовой, С.М. Валявко. – М.: Изд-во “Спутник+”, 2010. – С.5-9.
10 Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития / Н. А. Менчинская. – Москва : МПСИ, 2004. – 512 с.
11 Немов, Р. С. Психология : учебник : в 3 книгах. Книга 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. – Москва : Владос, 2001. – 640 с.
12 Психолого-педагогическое диагностика: учеб. пособие /под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамской. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
13 Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения: практ. рук-во /С.Я. Рубинштейн – СПб. : ЛЕНАТО, 1998. – 136 с.
14 Семаго, Н. Я. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Н. Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999. – 80 с.
15 Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности специального психолога / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М. : АРКТИ, 2005. – 336 с.
16 Семаго, Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М. : АРКТИ, 2000. – 208 с.
17 Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью: Практика специальной психологии / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. – СПб. : Издательство «Речь», 2008. – 320 с.
18 Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [В. И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.]; под ред. В.И.Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
19 Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М. : ВЛАДОС, 2008. –143 с.
20 Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития : учеб. пособие / И. А. Шаповал. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты