Гендерные особенности представления о семье в подростковом возрасте
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Гендерные особенности представления о семье в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Гендерные особенности представления о семье в подростковом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Видомлянская средняя школа (Каменецкий район)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал по методике С. Бем.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал по методике «Личностный дифференциал».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал по методике «Личностный дифференциал».
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения гендерных особенностей представлений о семье в подростковом возрасте
1.1 Понятие гендера в психологии
1.2 Факторы формирования представлений о семье в подростковом возрасте
2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей представлений о семье в подростковом возрасте
2.1 Методики и организация исследовании
2.2 Факторы формирования представлений о будущем супруге в подростковом возрасте
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Семья рассматривается как важное условие развития детской личности и источник возникновения новых качеств, их своеобразное структурирование. Значимость семейного воспитания в психическом развитии подростка подтверждается случаями депривации в семье, в результате которой происходит нарушение социализации ребенка, отсутствие усвоения им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры.
Адекватный образ семьи формируется в функциональных семьях и определяет отдельные характеристики семейной жизни – супружеские отношения, выполнение членами семьи семейных обязанностей, характер и правила поведения в семье. Именно родители являются для своих детей образцом поведения. Поведение родителей, их совместная жизнь, супружеские отношения в родительской семье создают у детей представление о семейных ролях, оказывают значительное влияние на формирование установок детей к вопросам брака и семьи.
В настоящее время наблюдается разрушение привычных стереотипов маскулинности и феминности, что дает большой простор для личности и ее самореализации, но, в тоже время, порождает ряд новых социальных и психологических проблем и конфликтов. Социально-ролевые трансформации современного общества проецируются и на представления подростков о сфере семейного взаимодействия.
Актуальность темы исследования обусловлена большой социальной востребованностью формирования представлений о семейной жизни для дальнейшего построения семьи. Это связано с большим количеством дисгармоничных семей, ростом разводов, неадекватностью мотивов заключения брачных союзов, ранних браков, детей, рожденных вне брачного союза и растущих в неполных семьях, рассогласованностью ценностей супругов. Представления молодых людей о будущей семье позволяют проследить тенденции построения семейной жизни в будущем, определить факторы, оказывающие негативное и позитивное влияние на этот образ. Необходимо учитывать и то, что слабосформированный, стереотипный или искаженный образ будущей семьи будет в недалеком будущем оказывать негативное влияние на построение семейной жизни молодыми людьми.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНЙЙ О СЕМЬЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие гендера в психологи
Термин «гендер» (от англ. gender – род, пол) введен в научный оборот Дж. В. Скотт для разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме. В широком смысле «пол» – это совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мальчиком (мужчиной) или девочкой (женщиной). Пол предполагает биологическую принадлежность человека к женскому или мужскому полу [1, с. 210]. Так, если понятие «пол» отражает биологические различия между мужчиной и женщиной, а понятие «гендер» является культурологической характеристикой полоролевого поведения.
Теория социального конструирования гендера была разработана в начале 90−х годов ХХ века на Западе. Согласно этой теории, гендер моделируется с помощью повседневной социальной практики, в результате чего человек конструирует образ и представление о мужской и женской идентичности и поведении. Под гендером в этой теории понимают организованную модель социальных отношений между женщиной и мужчиной. При этом, гендер конструируется в процесс социализации, а также самим индивидом на уровне сознания [2, с. 186].
Широко известна теория социального конструирования реальности
П. Бергера и Т. Лукмана, основанная на представлении, что социальная реальность носит и объективный, и субъективный характер. Независимое положение социальной реальности, ее существование независимо от представления о ней – говорит об объективности. Феномены социальной реальности являются систематизированным в образцах поведения. Реальность же создается индивидом в процессе повседневного взаимодействия – это и придает реальности субъективный характер. Каждый индивид способен конструировать собственное представление окружающего мира, формировать собственные образы реальности [3, с. 149].
Понятие «гендер» фигурирует во многих научных психологических направлениях. Гендер за рубежом анализирует через понятия установок по отношению к социальным нормам. Так, Сандра Бем видит в гендере систему установок, касающихся социокультурных норм, предписываемых обществом для выполнения их в зависимости от пола, степень и присвоения реализации индивидом [4, с. 281].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методики и организация исследования
Цель исследования: выявить гендерные особенности представлений о будущем супруге подростковом возрасте.
Исследование проводилось на базе УО «Видомлянская средняя школа» Каменецкого района. В исследовании приняли участие 60 учащихся 9-х классов в возрасте 14-15 лет, из них 30 мальчиков и 30 девочек.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Полоролевой опросник С. Бем (адаптация И.С. Клециной) [29].
Цель: изучение типа гендера, определение степени андрогинности, маскулинности и феминности личности.
Методика позволяет выявить следующие типы гендера: ярко выраженный маскулинный, маскулинный, ярко выраженный феминный, феминный, андрогинный.
К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию. В андрогинной личности представлены черты как маскулинного, так и фемининного типов.
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), среди которых испытуемому предлагается выбрать те, которые присущи ему. Выбрать можно любое количество качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ литературы по теме исследования показал, что гендер – это сочетание культурных характеристик, определяющих социальное поведение и психологические особенности женщины и мужчины, формирующиеся в процессе социализации. Гендер предполагает осознание себя в связи с культурными определениями мужественности и женственности. Различное соотношение маскулинных и феминных черт образуют три гендерных типа личности: маскулинный, феминный и андрогинный. Гендерная формируется в процессе социализации и включает в себя эмоционально-оценочный когнитивный и поведенческий компоненты.
Представление о семье – это субъективная картина семьи, включающая самого субъекта и других членов семьи. Это представления субъекта о супружеском союзе и родственных связях – отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство, а также эмоциональное реагирование субъекта на эти отношения. Опыт, полученный в родительской семье, особенно на ранних этапах развития, - это значимая основа для становления характера, формирования привязанностей и мировоззрения, установок и ценностных ориентаций личности, построения своих супружеских отношений. В процессе социализации присваивание родительской позиции у подростков осуществляется посредством образца усвоения образца поведения родителей, механизмов идентификации и имитации, а также при формировании полоролевой идентичности.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство подростков обладают андрогинным типом гендера – они успешно сочетают в себе как маскулинные, так и феминные качества, характеризуются с одной стороны, мягкостью, спокойствием, доверчивостью, уступчивостью, эмпатией, с другой стороны – уверенностью в себе, лидерскими качествами, напористостью, независимостью, самостоятельностью и склонностью защищать свои интересы.
1. Ильин, Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2010. – 688 с.
2. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. – СПб.: Питер. – 431 с.
3. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – М. : Прайм-Еврознак, 2004. – 320 с.
4. Бем, С. Линзы гендера : трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем // Пер. с англ. − М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. − 336 с.
5. Риккер, Ю. О. Основные подходы к исследованию понятия «гендерная идентичность» в истории науки / Ю. О. Риккер // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 142-147.
6. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И. С. Клецина. – СПб. : Алетейя, 2004. – 309 с.
7. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога) / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2006. – 928 с.
8. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с.
9. Байгускарова, Д. М. Понятие гендерной идентичности как психологического феномена / Д.М. Байгускарова // Молодой ученый. – 2019. – № 3 (241). – С. 330-331.
10. Шишлова, Е. Э. Трансформация гендерной идентичности: социально-психологический аспект / Е. Э. Шишлова // Вестник МГИМО Университета. – 2012. – № 2. – С. 204-210.
11. Семенова, Л. Э. Становление ребенка как гендерного субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза : монография / Л. Э. Семенова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2009. – 308 с.
12. Алфеева, Е. В. Изучение представлений о будущей семье у подростков из полных и неполных семей и детских домов с помощью методики «Рисунок семьи» в модификации Корман // Семья и родительство – XXI век : Сборник научных трудов / Под ред. Р. В. Овчаровой. – Курган, 2009. – С. 85–89.
13. Демидова, Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.И. Демидова. – Москва, 2003. – 18 с.
14. Терехина, С. А. Образы родительской и будущей семьи у девочек-подростков с делинквентным поведением : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / С. А. Терехина. – М. : МПГУ, 2006. – 19 с.
15. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. – М. : Академия, 1999. – 175 с.
16. Карабанова, О. А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка : от Л. С. Выготского к П. Я. Гальперину / О. А. Карабанова // Вестник Московк. ун-а. – 2012. – № 4. – С. 73–82.
17. Докучаева, С. О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении / С. О. Докучаева // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 41–55.
18. Романова, Е. В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком / Е. В. Романова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 3. – С. 121–124.
19. Матушкина, М. В. Представления современной молодежи о браке и семье / М. В. Матушкина // Развитие общественных наук российскими студентами. – 2017. – № 1. – С. 58–63.
20. Смирнова, Н. А. Представления о будущей семье у подростков, воспитывающихся в приемных и биологических семьях / Н. А. Смирнова // Вестник КГУ – 2014. – № 11. – С. 45–56.
21. Шубина, А. С. Образ семьи в картине мира детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / А. С. Шубина. – Волгоград, 2009. – 21 с.
22. Бабыкина, К. Г. Особенности аффективной сферы подростков / К. Г. Бабыкина // Евразийская педагогическая конференция. – Пенза, 2018. – С. 149-151.
23. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. – 319 с.
24. Швецова, М. Н. Образ будущей семьи в представлении подростков / М. Н. Швецова // Преподаватель 21 века. – 2010. – № 2. – С. 15–19.
25. Алексеева, Е. Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений / Е. Н. Алексеева // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 173–176.
26. Строкова, С. С. Связь образа семьи и семейной идентичности с эмоциональным благополучием подростков / С. С. Строкова // Клиническая и медицинская психология. – 2017. – № 1. – С. 119–137.
27. Гуриева, С. Б. Педагогические условия формирования у подростков представлений о семье / С. Б. Гуриева // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4 (11). – С. 83–86.
28. Недумов, А. С. Представления о семье подростков из полных и неполных семей / А. С. Недумов // Перспективы развития науки и образования. – Тамбов, 2015. – С. 122–124.
29. Полоролевой опросник (С. Бем) / Под ред. И.С. Клециной // Практикум по гендерной психологии. – М., 2003. – С. 277–280.
30. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) // Сборник психологических тестов. Часть I : Пособие / Сост. Е. Е. Миронова – Мн. : Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – С. 89-92.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал по методике С. Бем.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал по методике «Личностный дифференциал».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал по методике «Личностный дифференциал».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты