Развитие личности в дошкольном возрасте
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие личности в дошкольном возрасте»
по дисциплине: «Психология личности»
2021
45.00 BYN
Развитие личности в дошкольном возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология личности
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Личность и ее значение
1.2 Структура личности
1.3 Психологические особенности развития личности в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
2.1 Организация и процедура исследования
2.2 Анализ результатов исследования самооценки детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения.
Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.
Ребенку предстоит овладеть способностью рефлексировать на все привходящие обстоятельства и свои цели. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения.
ГЛАВА 1 ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Личность и ее значение
Личность – понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют, как человека в совокупности его социальных приобретенных качеств. В понятии личность обычно включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки [2, с. 37].
В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.
В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации [2, с. 23].
Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и так далее. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению [3].
Существует несколько трактовок понятия личность.
С древних времен человека занимал вопрос о своем месте в этом мире. Кардинально изменяя окружающую реальность, человек изменял и себя, он становился не только субъектом, но и объектом собственного познания.
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
2.1 Организация и процедура исследования
Цель эмпирического исследования: выявить уровень и особенности самооценки у детей дошкольного возраста.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования, подготовка диагностического инструментария;
2) изучение уровня и особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста с использованием методов тестирования, беседы, сбор и систематизация полученных материалов;
3) анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) выявить уровень самооценки детей дошкольного возраста;
2) выявить особенности самооценки детей дошкольного возраста.
Методы исследования: тестирование, беседа, количественный и качественный анализ.
Анализ литературы показал, что для изучения самооценки детей дошкольного возраста используются преимущественно беседа, протекающая в интересной для ребенка форме, а также проективные методики, которые традиционно относят к числу наиболее надежных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В зарубежной психологии личность рассматривается как носитель уникальных свойств, основная потребность и движущая сила заключается в самореализации, которая направляет жизнедеятельность личности с целью ее успешного самоосуществления в конкретном обществе. Личность в отечественной психологии рассматривается как системное качество, которое характеризует индивида, включенного в общественные отношения. С одной стороны, личностные качества индивида зависят от влияния общества, с другой – социальное взаимодействие обусловлено личностными особенностями.
Традиционно проблематика личности определяется её структурой. Структура личности по Платонову включает четыре подструктуры: биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, в т.ч. и патологические свойства психики); психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля); подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки); подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, индивидуальная картина мира).
Дошкольный возраст является определённым этапом созревания организма и характеризуется как период существенных изменений в организме ребёнка. Происходят значительные изменения практически во всех психических процессах. Дошкольник должен иметь знания и представления об окружающем мире.
1. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе / Л.А. Венгер, Т.Д. Маруинковская. – М.: Знание, 2004. – 192 с.
2. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. – 2017.– №7. – С. 86-90.
3. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2017. – 167 с.
4. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 85 с.
5. Ковалева, Г. С. Краткий отчет «Результаты Третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России» / Г.С. Ковалева, К.А. Краснянская.
6. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
7. Кузьмина, Е.П. Личностная зрелость как критерий оценки успешности социализации детей-сирот / Е.П. Кузьмина // Ученые записки. – 2016. – Т. 1., № 1 (5). – С. 37–41.
8. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник для студентов вузов / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2018. – 185 с.
9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2015. – 352 с.
10. Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников / Т. Н. Лутова. – Н. Новгород: Просвещение, 2009. – 124 с.
11. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М.: Смысл, 2007. – 300 с.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
13. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. / М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
14. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человек / Пер. Е.И. Исениной. – М.: Прогресс, 2004. – 489 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
16. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В. Дубровиной. – М: Академия, 2001. – 168 с.
17. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека /Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
18. Харламенкова, Н.Е. Психология личности/ Н.Е. Харламенкова. М.: Академия, 2000. – 160 с.
19. Шамионов, Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход / Р.М. Шамионов // Психологические исследования. – 2015. – № 27. – С. 8-11.
20. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты