ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие агрессивности в психологии
1.2 Компьютерные игры как фактор влияния на агрессивное поведение подростков
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В наш период свойственно быстрым развитием информационных и компьютерных технологий, какие значительно перестраивают практику обыденной жизни. Современные школьники проживают в обществе отличном с того, где росли их отец с матерью. Данные направленности выражаются и в подобных традиционных областях, как игра. Формирование индустрии электронных и компьютерных игр определяет пред психологией новейшие проблемы: о том, какое влияние они оказывают на развитие ребенка.
Игра является наилучшей средой для обучения любому виду деятельности. Однако, компьютерные игры это не просто деятельность: это деятельность конструирования миров. Психологический термин «конструирование миров» появился несколько лет назад. В научный обиход его ввел российский психолог Асмолов. «Конструирование миров – процесс создания образа мира в человеческой психике. Как сконструированный мир, любая популярная компьютерная игра имеет собственную физику и свойства пространства, искусственную историю и течение времени, оригинальную философию, этику и мораль. Игры дают возможность игроку активно действовать в сконструированном мире» [2].
Такое преимущество способно быть также и минусом: определенные люди ощущают, что в процессе игры изменяются более, нежели это им необходимо. Внешне они остаются прошлыми, но внутри со временем и неприметно делаются иными. Развлекательные игры имеют все шансы переносить сведение и развивающий потенциал, однако сформированы они в основной массе собственном как проекты, никак не сопряженные с воспитанием.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие агрессивности в психологии
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности дают довольно негативную оценку. Но есть аспекты агрессии, которые рассматриваются с положительной стороны. Выделяются основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями, концепциями агрессией, агрессивным поведением: под агрессией понимается «сильная активность, желание, самоутверждение» [6].
Под агрессией понимаются «акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [13].
«Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы» [16].
«Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» [16].
«Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение, причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения» [2].
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить влияние компьютерных игр на агрессивное поведение подростков.
Этапы исследования:
– разработка программы и инструментария исследования;
– сбор эмпирического материала о влиянии компьютерных игр в подростковом возрасте;
– выявление уровня агрессивности подростков;
– статистическая обработка и анализ собранного эмпирического материала в соответствии с целью и гипотезой исследования;
– определение влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков.
Гипотеза исследования: компьютерные игры влияют на агрессивное поведение подростков.
База исследования: ГУО «Средняя школа №6 г. Витебска»
Описание выборочной совокупности: 20 подростков в возрасте 13-16 лет, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Для диагностики игровой компьютерной зависимости использовали тест-опросник А.В. Гришиной, позволяющий оценить количественную выраженность степени увлеченности подростков компьютерными играми — КИ. Опросник содержит 22 вопроса, определяющих 5 основных шкал: эмоциональное отношение к КИ; самоконтроль в КИ; целевая направленность на КИ; родительское отношение к КИ; предпочтение виртуального общения реальному.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В психологии слово «агрессия» трактуется по-разному. Многочисленные авторы изучения агрессивности предоставляют достаточно отрицательную оценку. Однако имеется нюансы агрессии, какие смотрятся со позитивной стороны. Акцентируются главные определения агрессии во согласовании с главными психологическими теориями, концепциями агрессии, агрессивным действием: под агрессией подразумевается мощная динамичность, стремление, утверждение. Людская агрессивность – это поведенческий отклик, характеризующийся проявлением мощи в стремлении причинить ущерб либо вред личности либо окружению.
Вопрос агрессивности подростков и сопряженных с ним преступлений обладает обширным откликом и представляет один из основных тем психологических исследований. Опубликовано огромное количество трудов об воздействии компьютерных игр на развитие враждебности у школьников, исследование каковых дает возможность установить мощную поляризацию суждений: одни подтверждают, что компьютерные игры враждебного нахождения увеличивают агрессивность у детей, прочие опровергают данную связь, последних примерно в два раза больше. Достоверны только приобретенные сведения о том, что игры с враждебным содержанием готовы заинтересовывать враждебность у ребенка, однако только лишь младшего школьного возраста. Связь компьютерных игр с агрессивностью возможно рассматривать двусмысленно: или враждебное действия игрока обусловлено агрессивным содержанием компьютерной игры, или, напротив – агрессивные школьники выбирают компьютерные игры с враждебным содержанием.
1 Бабаев, Т.М. Психологические особенности агрессивности школьников-подростков и студентов / Т.М. Бабаев // Акмеология. – 2016. - №8. – С. 219-231
2 Бабаева, Ю.Д. Взаимодействие человека с компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1998. – № 1. – С. 89-100.
3 Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. – 352 с.
4 Войскунский, А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернет / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1999. – №1. – С. 22-26.
5 Друзин, В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков. Автореф. канд. пед.наук / В.Н. Друзин. – Ярославль, 2011. – 73с.
6 Ениколопов, С. Н. Агрессия в обыденной жизни / С.Н. Ениколопов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. – Москва: Полит. экнцикл. (РОССПЭН), 2014. – 493 с.
7 Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Автореф. канд. пед.наук / М.С. Иванов. – М.: МГУ, 2009. – 65 с.
8 Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
9 Кетова, Н.А. Особенности агрессивного поведения обучающейся молодежи / Н.А. Кетова, Е.А. Никулин, М.Ю. Ильин // Коллекция гуманитарных исследований. – 2019. - №5. – С. 54-59.
10 Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 272 с.
11 Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Автореф. канд. мед. Наук / В.А. Лоскутова. – Новосибирск, 2004. – 57 с.
12 Малкова, Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков / Е.Е. Малкова // Медицинская психология в России. – 2012. – № 4. – С. 44-52.
13 Невенчанный, С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии / С.В. Невенчанный // Наука и современность. – 2011. - №. 1. – С. 21-28.
14 Омельченко, Н.В. Перспективы изучения личностных особенностей играющих в компьютерные игры / Н.В. Омельченко // Дружининские чтения: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Сочи: СГУТиКД. – 2007. Т.2. – С. 184-186.
15 Петренко, Р.А. Биологические и социокультурные факторы агрессии / Р.А. Петренко. - Новочеркасск: Оникс. - 2008. - 91 c.
16 Петренко, Р.А. Многоаспектность понятий «Агрессия» и «Агрессивность» / Р.А. Петренко // Гуманитарные и социальные науки. – 2010. - №4. – С. 15-19.
17 Распономарева, О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты / О.В. Распономарева. - М., 2001. – 273 c.
18 Суворова, О.В. Особенности влияния материнского отношения на проявления агрессивности в подростковом возрасте / О.В. Суворова, Л.А. Никулина // Мир науки, культуры, образования. – 2015. - №2(51). – С. 313-319.
19 Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М., 1990. – 329 c.
20 Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М. : ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1994. – 672 с.
21 Фурманов, И.А. Социально-психологические проблемы поведения: Курс лекций для студентов отделения психологии / И.А.Фурманов.–Мн.: БГУ, 2001.– 91с
22 Хекхаузен, Х. Агрессия / Х. Хекхаузен // Мотивация и деятельность. - М., 1986, т. 1 - 405 с.
23 Шипова, Л. В. Психологический анализ феномена агрессии в теории фрустрации /Л.В. Шипова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. - №1. – С. 84-94.