Индивидуально-личностные особенности детей, воспитывающихся в неблагоприятных семьях
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Индивидуально-личностные особенности детей, воспитывающихся в неблагоприятных семьях»
по дисциплине: «Психология семьи»
2021
45.00 BYN
Индивидуально-личностные особенности детей, воспитывающихся в неблагоприятных семьях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология семьи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике «Тест руки» Э. Вагнера.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Сущность понятия «неблагополучная семья»
1.2 Влияние неблагополучной семьи на развитие личности младшего школьного возраста
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка психологических рекомендаций для личностей младшего школьного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что семья как ячейка общества испытывает значительные трудности, связанные с усилением расслоения семей по уровню дохода, с ростом числа разводов, внебрачных семей, разрушением традиционной структуры семьи, изменением старых общепринятых норм поведения, взаимоотношений между родителями и детьми, изменениями установок на воспитание детей. Растет количество неблагоприятных семей, семей «группы риска», темпы роста количества детей, оставшихся без попечения родителей, увеличиваются. Согласно данным Белстата, численность детей сирот и оставшихся без попечения родителей, находящихся на усыновлении, в Беларуси неуклонно растет. Всего на 31.12.2017 в Беларуси насчитывается более 34 тыс. детей-сирот; более 24 тыс. детей, находящихся в социально опасном положении. По состоянию на 1 октября 2017 года в адрес органов опеки и попечительства направлено 3 249 информаций о семейном неблагополучии. По информации ОВД органами опеки и попечительства 718 несовершеннолетних признано находящимися в социально опасном положении.
Функционирование семьи как социального института обусловлено степенью нахождения равновесия с окружающей средой. Любое нарушение этого равновесия, вызванное обстоятельствами социальной среды, порождает необходимость изменений в построении и жизненных функциях семьи. В случае невозможности самостоятельной реализации собственных функций, возникает необходимость в помощи со стороны специалистов. Такую помощь может оказать социальный педагог. В связи с этим становится актуальным изучение проблемы взаимодействия социального педагога с неблагоприятными семьями.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Сущность понятия «неблагополучная семья»
Традиционно семья рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется система норм и образцов поведения, базовые ценностные ориентации человека, складывается его психологическое благополучие. В качестве критерия благополучия или неблагополучия семьи выступает ее воздействие на ребенка через стиль семейного воспитания, выполнение родителями воспитательной и социализирующей функции. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении [13, с. 217].
В психолого-педагогической литературе существует большое разнообразие определений и названий неблагополучной семьи: ее называют проблемной, асоциальной, семьей «группой риска», социально-незащищенной семьей и т. д. [].
В работе И.Н. Истратовой семейное неблагополучие рассматривается как самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Семейное неблагополучие оказывает сильнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям: от социального инфантилизма, различного рода зависимостей – до асоциального поведения [22, с. 89].
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей:
– семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные);
– внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей [3, с. 87].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Цель исследования: проанализировать индивидуально-личностные особенности детей, воспитывающихся в неблагоприятных семьях.
База исследования: ГУО «Средняя школа №56 г. Минска».
Выборка исследования: 30 учащихся 3-4 классов в возрасте 9-11 лет из неблагополучных семей.
Задачи эмпирического исследования:
1. Изучить характеристики индивидуально-личностных особенностей детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
2. На основе полученных эмпирических данных разработать психологические рекомендации для личностей младшего школьного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Методы исследования:
1. Методика «Тест руки» Э.Вагнера.
Цель: выявить особенности эмоционально-личностной сферы младших школьников, способствующих возникновению проблемного поведения.
Содержание теста: Стимульный материал состоит из стандартных 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой ребенка просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.
Инструкция: посмотри внимательно на рисунок с изображением руки и ответь, пожалуйста, на вопрос – какое действие по твоему мнению она выполняет, а также, что способен выполнить человек с такой рукой? Представь кисть руки и опиши ее воображаемые действия.
Процедура проведения: Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении. Обследуемый ребенок должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнить человек с такой рукой).
Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком.
Задание для ребенка: Ответь на вопросы:
Какое действие по твоему мнению выполняет рука?
Что способен выполнять человек с такой рукой?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неблагополучная семья – семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении. Семейное неблагополучие представляет собой самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Семейное неблагополучие, которое способствует деформации социализации и формирования личности ребенка, оказывает значительное влияние на появление социальной дезадаптации детей и подростков. Дети и подростки из неблагополучных семей характеризуются негативными особенностями личности, нарушениями поведения. Неблагополучная семья не способна успешно справляться со своими функциями, поэтому нуждаются в помощи со стороны специалистов, в частности социального педагога. Однако, враждебное, агрессивное отношение неблагополучных родителей к социальным педагогам затрудняет этот процесс.
Проблемы развития личности младшего школьника в неблагополучной семье заключаются в том, что семейное неблагополучие оказывает значительное влияние на негативное развитие личности ребенка, приводит к различным деформациям личности, общения и поведения. Условия жизни в неблагополучной семье могут привести к появлению девиантного поведения младшего школьника, а дефекты воспитания сформировать недоверие к окружающему миру, замкнутость или агрессивность, низкая самооценка, конфликтность со взрослыми и сверстниками.
Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования индивидуально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей, пришли к следующим выводам. У детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей наиболее выражена склонность к указаниям, что свидетельствует о готовности к нежеланию приспособиться к окружению; склонность к страху, что говорит о готовности защищаться от внешней агрессии, а также склонность к коммуникации (готовность к установлению контактов с другими людьми).
1 Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород: НовГУ им. Яр. Мудрого, 2008. – 158 с.
2 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352 с.
3 Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
4 Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители?/ Е.М. Волкова. – М.: Просвещение, 1993. – 231 с.
5 Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
6 Ганишина, И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / И.С. Ганишина. –Рязань, 2004. – 19 с.
7 Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. – 2002. – № 6. – С. 34-36
8 Егорова, Н.С. Психологические особенности развития дличности младшего школьника / Н.С. Егорова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: сб. материало. – Киров, 2014. – С. 57-60.
9 Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Девицина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 287 с.
10 Доманецкая, Л.В. Психология семьи и семейного воспитания / Л.В. Доманецкая. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. – 212 с.
11 Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
12 Истратова, О.Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема / О.Н. Истратова // Известия ЮФУ. – 2013. – № 10. – С. 115-119.
13 Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
14 Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – СПб. : Питер, 2013 – 224 с.
15 Кулясова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю.А. Кулясова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 804-806.
16 Митичева, Т.И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т.И. Митичева, А.В. Соловьева // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 739-742.
17 Мороз, А.А. Особенности социально-педагогической работы с детьми из семей группы риска / А.А. Мороз, И.И. Николаева // Международный студенческий научный вестник – 2017. – № 5. – С. 82-83.
18 Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов / Т.В. Ничишина. – Минск : Национальный институт образования. – 2018. – 248 с.
19 Олиференко, Л.Я. Социально педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
20 Пятунин, В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних : современные тенденции / В.А. Пятунин. – М. : РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. – 282 с.
21 Разумова, А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. – 2000. – №1. – С. 88-93.
22 Реуцкая, И.Е. Психологические особенности родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей / И.Е. Реуцкая // Прикладная юридическая психология. – 2011. – № 3. – С. 85-94.
23 Романова, А.В. Модель деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников / А.В. Романова. // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 4. – С. 260-262.
24 Смолонская, А.Н. Особенности личноостного развития детей в предшкольном и младшем школньом возрасте / А.Н. Смолонская // Вестник КГУ. – 2015. – № 2. – С. 200-203.
25 Фатуллаева, А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А.Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 112-116.
26 Филатова, О.В. Отклоняющееся поведение ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье / О.В. Филатова // Вестник РГПУ. – 2013. – № 3. – С. 143-144.
27 Филиппова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка к проблеме определения понятия / Г.Г. Филиппова // Перинатальная психология и психология родительства. – 2004. – № 3. – С. 1-22.
28 Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И.А. Фурманов. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
29 Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 271 с
30 Шилова, Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие / Т.А.Шилова – М. : Айрис-Пресс, 2014. – 176 с.
31 Шихмирзаева, С.Н. Особенности работы педагога-психолога в неблагополучных семьях / С.Н. Щихмирзаева // Известяи Дагестанского гос. пед. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 154-159.
32 Шогенов, М.З. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / М.З. Шогенов. – Ульяновск, 2003. – 19 с.
33 Шульга, Т.Н. Работа с неблагополучной семьей / Т.Н. Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
34 Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике «Тест руки» Э. Вагнера.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты