ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Сущность понятия «неблагополучная семья»
1.2 Влияние неблагополучной семьи на развитие личности младшего школьного возраста
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка психологических рекомендаций для личностей младшего школьного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что семья как ячейка общества испытывает значительные трудности, связанные с усилением расслоения семей по уровню дохода, с ростом числа разводов, внебрачных семей, разрушением традиционной структуры семьи, изменением старых общепринятых норм поведения, взаимоотношений между родителями и детьми, изменениями установок на воспитание детей. Растет количество неблагоприятных семей, семей «группы риска», темпы роста количества детей, оставшихся без попечения родителей, увеличиваются. Согласно данным Белстата, численность детей сирот и оставшихся без попечения родителей, находящихся на усыновлении, в Беларуси неуклонно растет. Всего на 31.12.2017 в Беларуси насчитывается более 34 тыс. детей-сирот; более 24 тыс. детей, находящихся в социально опасном положении. По состоянию на 1 октября 2017 года в адрес органов опеки и попечительства направлено 3 249 информаций о семейном неблагополучии. По информации ОВД органами опеки и попечительства 718 несовершеннолетних признано находящимися в социально опасном положении.
Функционирование семьи как социального института обусловлено степенью нахождения равновесия с окружающей средой. Любое нарушение этого равновесия, вызванное обстоятельствами социальной среды, порождает необходимость изменений в построении и жизненных функциях семьи. В случае невозможности самостоятельной реализации собственных функций, возникает необходимость в помощи со стороны специалистов. Такую помощь может оказать социальный педагог. В связи с этим становится актуальным изучение проблемы взаимодействия социального педагога с неблагоприятными семьями.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Сущность понятия «неблагополучная семья»
Традиционно семья рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется система норм и образцов поведения, базовые ценностные ориентации человека, складывается его психологическое благополучие. В качестве критерия благополучия или неблагополучия семьи выступает ее воздействие на ребенка через стиль семейного воспитания, выполнение родителями воспитательной и социализирующей функции. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении [13, с. 217].
В психолого-педагогической литературе существует большое разнообразие определений и названий неблагополучной семьи: ее называют проблемной, асоциальной, семьей «группой риска», социально-незащищенной семьей и т. д. [].
В работе И.Н. Истратовой семейное неблагополучие рассматривается как самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Семейное неблагополучие оказывает сильнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям: от социального инфантилизма, различного рода зависимостей – до асоциального поведения [22, с. 89].
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей:
– семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные);
– внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей [3, с. 87].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Цель исследования: проанализировать индивидуально-личностные особенности детей, воспитывающихся в неблагоприятных семьях.
База исследования: ГУО «Средняя школа №56 г. Минска».
Выборка исследования: 30 учащихся 3-4 классов в возрасте 9-11 лет из неблагополучных семей.
Задачи эмпирического исследования:
1. Изучить характеристики индивидуально-личностных особенностей детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
2. На основе полученных эмпирических данных разработать психологические рекомендации для личностей младшего школьного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Методы исследования:
1. Методика «Тест руки» Э.Вагнера.
Цель: выявить особенности эмоционально-личностной сферы младших школьников, способствующих возникновению проблемного поведения.
Содержание теста: Стимульный материал состоит из стандартных 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой ребенка просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.
Инструкция: посмотри внимательно на рисунок с изображением руки и ответь, пожалуйста, на вопрос – какое действие по твоему мнению она выполняет, а также, что способен выполнить человек с такой рукой? Представь кисть руки и опиши ее воображаемые действия.
Процедура проведения: Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении. Обследуемый ребенок должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнить человек с такой рукой).
Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком.
Задание для ребенка: Ответь на вопросы:
Какое действие по твоему мнению выполняет рука?
Что способен выполнять человек с такой рукой?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неблагополучная семья – семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении. Семейное неблагополучие представляет собой самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Семейное неблагополучие, которое способствует деформации социализации и формирования личности ребенка, оказывает значительное влияние на появление социальной дезадаптации детей и подростков. Дети и подростки из неблагополучных семей характеризуются негативными особенностями личности, нарушениями поведения. Неблагополучная семья не способна успешно справляться со своими функциями, поэтому нуждаются в помощи со стороны специалистов, в частности социального педагога. Однако, враждебное, агрессивное отношение неблагополучных родителей к социальным педагогам затрудняет этот процесс.
Проблемы развития личности младшего школьника в неблагополучной семье заключаются в том, что семейное неблагополучие оказывает значительное влияние на негативное развитие личности ребенка, приводит к различным деформациям личности, общения и поведения. Условия жизни в неблагополучной семье могут привести к появлению девиантного поведения младшего школьника, а дефекты воспитания сформировать недоверие к окружающему миру, замкнутость или агрессивность, низкая самооценка, конфликтность со взрослыми и сверстниками.
Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования индивидуально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей, пришли к следующим выводам. У детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей наиболее выражена склонность к указаниям, что свидетельствует о готовности к нежеланию приспособиться к окружению; склонность к страху, что говорит о готовности защищаться от внешней агрессии, а также склонность к коммуникации (готовность к установлению контактов с другими людьми).
1 Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород: НовГУ им. Яр. Мудрого, 2008. – 158 с.
2 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352 с.
3 Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
4 Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители?/ Е.М. Волкова. – М.: Просвещение, 1993. – 231 с.
5 Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
6 Ганишина, И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / И.С. Ганишина. –Рязань, 2004. – 19 с.
7 Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. – 2002. – № 6. – С. 34-36
8 Егорова, Н.С. Психологические особенности развития дличности младшего школьника / Н.С. Егорова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: сб. материало. – Киров, 2014. – С. 57-60.
9 Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Девицина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 287 с.
10 Доманецкая, Л.В. Психология семьи и семейного воспитания / Л.В. Доманецкая. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. – 212 с.
11 Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
12 Истратова, О.Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема / О.Н. Истратова // Известия ЮФУ. – 2013. – № 10. – С. 115-119.
13 Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
14 Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – СПб. : Питер, 2013 – 224 с.
15 Кулясова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю.А. Кулясова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 804-806.
16 Митичева, Т.И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т.И. Митичева, А.В. Соловьева // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 739-742.
17 Мороз, А.А. Особенности социально-педагогической работы с детьми из семей группы риска / А.А. Мороз, И.И. Николаева // Международный студенческий научный вестник – 2017. – № 5. – С. 82-83.
18 Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов / Т.В. Ничишина. – Минск : Национальный институт образования. – 2018. – 248 с.
19 Олиференко, Л.Я. Социально педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
20 Пятунин, В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних : современные тенденции / В.А. Пятунин. – М. : РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. – 282 с.
21 Разумова, А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. – 2000. – №1. – С. 88-93.
22 Реуцкая, И.Е. Психологические особенности родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей / И.Е. Реуцкая // Прикладная юридическая психология. – 2011. – № 3. – С. 85-94.
23 Романова, А.В. Модель деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников / А.В. Романова. // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 4. – С. 260-262.
24 Смолонская, А.Н. Особенности личноостного развития детей в предшкольном и младшем школньом возрасте / А.Н. Смолонская // Вестник КГУ. – 2015. – № 2. – С. 200-203.
25 Фатуллаева, А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А.Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 112-116.
26 Филатова, О.В. Отклоняющееся поведение ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье / О.В. Филатова // Вестник РГПУ. – 2013. – № 3. – С. 143-144.
27 Филиппова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка к проблеме определения понятия / Г.Г. Филиппова // Перинатальная психология и психология родительства. – 2004. – № 3. – С. 1-22.
28 Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И.А. Фурманов. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
29 Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 271 с
30 Шилова, Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие / Т.А.Шилова – М. : Айрис-Пресс, 2014. – 176 с.
31 Шихмирзаева, С.Н. Особенности работы педагога-психолога в неблагополучных семьях / С.Н. Щихмирзаева // Известяи Дагестанского гос. пед. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 154-159.
32 Шогенов, М.З. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / М.З. Шогенов. – Ульяновск, 2003. – 19 с.
33 Шульга, Т.Н. Работа с неблагополучной семьей / Т.Н. Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
34 Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.