Народная культура: особенности функционирования в современной культуре
ЕГУ (Европейский гуманитарный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Народная культура: особенности функционирования в современной культуре»
по дисциплине: «Культура Беларуси»
2021
45.00 BYN
Народная культура: особенности функционирования в современной культуре
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Культура Беларуси
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Аналитический обзор литературы по функционированию народной культуры на современном этапе
1.2 Основные характеристики и взаимосвязи народной культуры
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1 Фольклор как основа народной культуры
2.2 Особенности развития культуры Беларуси на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия ознаменовались все более острой проблемой интеграции мировых массовых культур, возникновение которой связано с нарастающим процессом глобализации. Это явление затрагивает и трансформирует все сферы жизни человека, что часто негативно сказывается на жизни определенных этнических групп.
Многие нации, особенно народы непрогрессивных стран третьего мира, постепенно теряют свою идентичность под влиянием западной культуры, которой сейчас подражают народы менее развитых стран. Принятие обычаев, традиций и взглядов, неформальных для конкретной этнической группы, стирает транснациональные различия и постепенно превращает мир, который теперь представляет собой разнообразную мозаику, состоящую из разных культур, в нечто сплоченное и неделимое.
Концепция единого мирового государства, которую многие антиглобалисты называют утопической, тем не менее имеет много сторонников и последователей, и люди уже видят почву, готовящуюся к созданию печально известного единого государства. Конечно, единство всех этнических групп в мире также подразумевает единую культуру, которая может привести к исчезновению любых международных различий в образе жизни. Народная культура, передаваемая из поколения в поколение, становится для нового поколения лишь пережитком прошлого и не считается большой ценностью, что ставит под угрозу само его существование.
Таким образом, эту проблему можно считать одной из самых актуальных в современном информационном обществе.
Степень разработанности. В научной литературе особенности функционирования народной культуры в современной культуре изучены в полной мере. Среди зарубежных исследователей, которые занимались данной проблематикой выделяются Д. Бом и В. Тернер. Среди российских ученных стоит упомянуть Е.В. Золотухину-Аболину, В.Г. Кусова, Ю.М. Лотмана, О.Д. Балдину, С.М. Эйзенштейна. Огромную роль в исследование народной культуры Беларуси внесли отечественные ученные-культурологи О.И. Белякова, П.А. Гуд, П.Г. Игнатович, И.И. Крук, Е.Н. Шелупенко, Я.С. Яскевич.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Аналитический обзор литературы по функционированию народной культуры на современном этапе
Народная культура – это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от древних времен до наших дней, субъектом которой являются люди. Эта культура неписаная, поэтому традиции имеют в ней большое значение как способ передачи жизненно важной информации обществу .
Народная культура – это собирательное понятие, не имеющее четких границ и включающее культурные пласты разных эпох – от древних времен до наших дней. Формирование и функционирование народной культуры в социальных группах, этнических общностях и общностях различного типа связано с сознанием принадлежности к определенной нации. Вся нация является субъектом народной культуры, поэтому развитие народной культуры неотделимо от жизни и творчества народа.
На современном этапе развития человечества народная культура существенно отличается от традиционных фольклорных норм прошлого. В первую очередь, эти изменения связаны с динамичным развитием систем культуры и общества, что приводит к утрате универсальности традиционных культур народов в современных условиях. Таким образом, культура, эволюционируя вместе с обществом, становится все более сложной, многослойной и разветвленной. Если традиционная этническая культура определяет материально-практическую, познавательную, духовно-религиозную, эстетическую, социально-нормативную деятельность человека как неотъемлемые сферы культурной жизни, то культура современности характеризуется дифференциацией и специализацией отдельных сфер и областей культур, различаются по тематике, целям и характеру .
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1 Фольклор как основа народной культуры
Белорусский фольклор – совокупность различных видов народного творчества белорусов, таких как устная поэзия, народная музыка, танец, различные виды прикладного искусства, народный театр. В основном это слово используется для обозначения искусства – устной поэзии.
Однако под фольклором понимается не только совокупность жанров устного народного творчества, но и система взглядов на мир, традиционная духовная культура в целом во многих ее проявлениях. Поэтому фольклор находится в непосредственной близости к мифологии, обрядам, языку и т. д., а сами фольклорные жанры рассматриваются не только в художественном аспекте, но и как функциональная составляющая народной жизни. Фольклор – художественная летопись народа, но это лишь одна, а не самая важная его функция. Он хранитель опыта работы, передаваемого из поколения в поколение, и в то же время инициатор творческой энергии, новых идей и даже определенных технических решений, которые с течением времени были реализованы в соответствующих условиях. В устном и поэтическом творчестве закреплено множество морально-этических норм, регулирующих отношения людей в обществе и в семье. Благодаря этим нормам человек долгое время жил в гармонии с природой, боготворил и защищал ее, тем самым защищая окружающую среду. Семейная обрядовая поэзия, множество пословиц и поговорок и многие другие произведения были направлены на укрепление семьи и семейных отношений, на воспитание новых поколений в соответствии с высокими стандартами и требованиями народной морали. Та же мораль требовала от людей справедливости, правдивости, трудолюбия и многих других качеств, связанных с общечеловеческими ценностями. Но фольклор – это прежде всего явление искусства, где все богатство идей выражается через художественные образы. Фольклор и по сей день не утратил своего важного свойства – удовлетворения эстетических потребностей народа. Главная особенность фольклора проистекает из способа его существования. Передача и сохранение текстов возможно только при непосредственном общении людей. Вы не можете сохранять и передавать текст, не воспроизводя его периодически.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи исследования. В результате были сформулированы следующие выводы:
В научной литературе разделяются понятия «народная культура» и «традиционная культура». Народная культура – это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от древних времен до наших дней. Традиционная культура - это устойчивая, нединамичная культура, характерной чертой которой является то, что изменения, происходящие в ней, происходят слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием этой культуры. В современном обществе на идеи народной культуры значительное влияние оказали работы исследователей XIX века. В наши дни остаются в прошлом традиционные формы культуры, воплощающие некие базовые жизненные и культурные ценности и определяющие основы социального бытия людей. Традиционные и современные формы народной культуры занимают свою социальную нишу, заполняя наиболее близкое и привычное для человека культурное пространство. Основные характеристики и взаимосвязи народной культуры являются важным ресурсом сохранения человеком своей идентичности, взаимосвязи и преемственности поколений, противостояния тотальности электронно-компьютерной культуры в обществе риска, в условиях глобальной транскультурации, всеобщего смешения нравов и традиций.
1. БЕЛЯКОВА, О.И. Традиционная белорусская культура как аксиологическая система // Вестник Института современных знаний. 2010. № 1. С. 69-73.
2. БОМ, Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре // Человек. 1993. № 1. С. 7-17.
3. ВЛАСОВ, В.Г. Онтология народной медицины // Человек. 2001. № 3. С. 67-79.
4. ГУД, П.А. Народные традиции в современной праздничной культуре Беларуси // Вестник культуры и искусств. 2008. № 3. С. 38-44.
5. ЗОЛОТУХИНА-АБОЛИНА, Е.В. Отечественная философия. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. 128 с.
6. ИГНАТОВИЧ, П.Г. Традиции, преемственность и новации в культуре Беларуси на рубеже XX–XXI столетий // Универсальное и национальное в культуре : сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: Э. А. Усовская (отв. ред.) [и др.]. Минск, 2012. Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/24354/1/49-58.pdf.
7. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Принята в г. Париже 16.11.1972 на 17-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО // ППТ. Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ppt.ru/%20newstext.phtml?id=7077.
8. КРУК, И.И. От культуры традиций к истокам и богатству традиций современного общества // Славянское вече – 4: материалы междунар. науч.-практ. конф. «Славянский мир: от истоков к будущему!», 11–13 янв. 2008 г. / Ком. «Экология человека» Белорус. ОО «Русь» [и др.]; редкол.: Э. М. Сороко (пред.) [и др.]. Минск, 2008. С. 99-102.
9. Культура Беларуси» на 2016-2020 годы в 2019 году и за период 2016 – 2019 годы: отчет о реализации Государственной программы / Министерство культуры Республики Беларусь. – Минск, 2019. – 22 с.
10. Культура Беларусі: рэаліі сучаснасці: трансфармацыя традыцыйных каштоўнасцей у інфармацыйным грамадств: матэрыялы V Міжнар. навук.-практ. канф. (Мінск, 27 верасня 2016 г.) / Міністэрства культуры Рэсублікі Беларусь, ДУА «Інстытут культуры Беларусі»; [уклад.: І. Б. Лапцѐнак, А. А. Галкін, І. Р. Голубева; рэдкал.: І. Б. Лапцѐнак (гал. рэд.) і інш.]. — Мінск: Інстытут культуры Беларусі, 2016. – 347 с.
11. КУПРЭВІЧ, Н. Традыцыйная культура беларусаў: кароткія вынікі круглага стала // Краязнаўчая газета. 2018. № 42. С. 1-3.
12. КУСОВ, В.Г. Категория ментальности в социологическом измерении // Социс. 2000. № 9. С. 132-136.
13. ЛОТМАН, Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. 564 с.
14. МІШЫНА, В.І. Традыцыйная сямейная абраднасць беларусаў: гiсторыка-культаралагiчны аспект. Наваполацк: ПДУ, 2007. 219 с.
15. Народная культура в современных условиях: учеб. пособие / О. Д. Балдина [и др.]; отв. ред. Н. Г. Михайлова. М.: Рос. ин-т культурологии, 2000. 219 c.
16. СОРОКИН, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
17. ТЕРНЕР, В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.
18. ШАУРО, Г.Ф. Традиционное народное искусство, его культурная обусловленность и проблема художественной коммуникации на современном этапе // Матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі «Народнае мастацтва і традыцыйныя мастацкія рамёствы. Вопыт актуалізацыі ў сучасным грамадстве» у рамках III абласнога свята народных мастацкіх рамёстваў «Слуцкія паясы», 22–23 верасня 2017 г., Рэспубліка Беларусь, Мінская вобласць, г. Слуцк / Мін. абл. цэнтр нар. творчасці; уклад. Н. Сухая. Мінск, 2017. С. 18-21.
19. ШЕЛУПЕНКО, Н.Е. Народное искусство в культуре современной Беларуси [Электронный ресурс] // Аўтэнтычны фальклор: праблемы захавання, вывучэння, успрымання : зб. навук. пр. удзельнікаў VIII Міжнар. навук. канф., Мінск, 25–27 крас. 2014 г. / Беларус. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў [і інш.]; рэдкал.: В. Р. Языковіч (старш.) [і інш.]. Мінск, 2014. Рэжым доступу: http://repository.buk.by/bitstream/handle/123456789/3989/NAR
20. ШЕЛУПЕНКО, Н.Е. Современная духовная культура Беларуси: взаимодействие традиций и новаций: автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01. Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. Минск, 2005. 20 с.
21. ШЕЛУПЕНКО, Н.Е. Трансформация традиций в современной культуре Беларуси // Экалогія культуры: XVII Міжнар. Кірыла-Мяфодзіеўс. чытанні, прысвеч. Дням слав. пісьменства і культуры, Мінск, 26-28 мая 2011 г. / Беларус. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў; рэдкал.: М. А. Мажэйка (адк. рэд.) [і інш.]. Мінск, 2012. С. 73-76.
22. ЭЙЗЕНШТЕЙН, С.М. Психологические вопросы искусства.М.: Смысл, 2002. 335 с.
23. ЭРИКСОН, Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 2019. 448 с.
24. ЭРИКСОН, Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 352 с.
25. ЯСКЕВИЧ, Я.С. Белорусская культура в контексте современного социокультурного пространства: сложность исторического пути развития [Электронный ресурс] // Пространство и Время. 2015. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/belorusskaya-kultura-v-kon.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты