Психолого-педагогическая диагностика познавательных процессов детей с особенностями психофизического развития в младшем школьном возрасте
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психолого-педагогическая диагностика познавательных процессов детей с особенностями психофизического развития в младшем школьном возрасте»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2021
45.00 BYN
Психолого-педагогическая диагностика познавательных процессов детей с особенностями психофизического развития в младшем школьном возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психодиагностика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Исследование зрительной памяти.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика Пьерона-Рузера.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Таблицы Шульте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Счет по Е. Крепелину в модификации Р. Шульте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Парные аналогии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Кубики Косса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Протокол обследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГЛАВА 3. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из наиболее трудных в педагогике считается проблема изучения развития познавательных процессов, так как отражает очень сложные взаимодействия биологических, психофизических и социальных условий развития, а также является индивидуально психологической характеристикой человека.
Проблема развития, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития является одной из наиболее актуальных в психологической и педагогической науке, а также в системе образования в Республике Беларусь.
Для детей с особенностями психофизического развития в стране создана широкая сеть учреждений специального образования, действуют медицинские центры. На современном этапе развития специального образования реализуется новая педагогическая парадигма, основными идеями которой являются идеи гуманизации, фундаментализации, интеграции. Эти концептуальные идеи определяют целью специального образования обеспечение полноценной и достойной жизни человека с особенностями психофизического развития, что предполагает включение человека во все виды социальных отношений, обеспечение реализации его индивидуальности во всех проявлениях.
В свете идеи фундаментализации происходит переосмысление содержания понятий «норма» и «патология», уменьшается категоричность в трактовке этих понятий. В свете идеи интеграции находит обоснование и реализация форм совместного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития и нормально развивающихся детей.
Дети с особенностями психофизического развития относятся к категории «иных», отличающихся от обычных, нормально развивающихся детей. Мир, в котором мы живем, становится все более разнообразным, неоднородным. Вокруг нас все больше людей, которые чем-то отличаются от обычных людей, и их образ жизни отличается от привычного нам образа жизни. Разнообразие людей и их образа жизни заставляет людей становиться все более терпимыми (толерантными), понимать и принимать «инаковость» во всех ее проявлениях, стремиться к взаимопониманию и согласию в общении с другим человеком независимо от того, является ли этот человек «нормальным», то есть обычным, или он чем-то отличается от большинства.
Развитие познавательных процессов у учащихся представляет собой неотъемлемый компонент педагогической работы по совершенствованию учебного процесса. Значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности трудно переоценить. Особенно это относится к детям с особенностями психофизического развития, характеризующиеся снижением уровня развития познавательных процессов.
ГЛАВА 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) (термин, официально признанный в Республике Беларусь) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Синонимами данного термина могут выступать ряд альтернативных понятий: «дети с ограниченными возможностями здоровья» (российский вариант), «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «дети с дизонтогенезом» (нарушение индивидуального хода развития), «исключительные дети», «дети с недостатками в умственном и физическом развитии», «дети с недугом» и др. Объектом дискуссии остается термин «аномальные дети» и в последнее время этот термин вытеснен альтернативными понятиями.
По данным Министерства образования РБ по состоянию на 2019-2020 г.г. детей с ОПФР (122752 ребенка) – 6,11 % от общей численности детей. Из общего количества детей с ОПФР:
- 67,54 % составляют дети с нарушениями речи,
- 17,36 % – дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития,
- 14, 00 % – дети с умственными ограничениями,
- 6,45 % – дети с нарушениями зрения,
- 4, 07 % – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
- 2, 19 % – дети с комбинированными нарушениями,
- 2, 15 % – дети с нарушениями слуха.
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Метод – широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется техникой.
Проблема специфики использования общепсихологических методов в специальной психологии изучена достаточно широко (Е. З. Безрукова, Н.В. Беломестнова, Н. Л. Белопольская, И. М. Бгажнокова, А. Д. Виноградова, С.Д. Забрамная, Б. В. Зейгарник, И. А. Коробейников, И. Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Л. Пожар, С. Я. Рубинштейн, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, В.М.Сорокин, Э. Хейссерман, И. А. Шаповал и др.).
Еще И. М. Бгажнокова разделила методы изучения на основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (беседа, тест, анкета, анализ продуктов деятельности). Вспомогательные методы используются для уточнения данных, полученных при проведении исследования с использованием основных методов. Выбор метода определяется задачами исследования.
При помощи основных методов исследования можно получить психологические факты, количественные и качественные данные о психическом развитии ребенка.
В процессе обучения ребенка специалист может ставить следующие задачи (в зависимости от стадии диагностики): определить особенности психического развития; определить структуру психического дефекта; выявить положительные стороны психики; наметить оптимальные условия коррекционно-воспитательного процесса; определить оптимальный образовательный путь ребенка. С помощью основных методов исследования можно получить психологические факты, количественные и качественные данные о психическом развитии ребенка [1, с. 174].
Классификация методов психодиагностики:
1. Диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует.
2. Вербальные и невербальные психодиагностические методики.
ГЛАВА 3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Методика – конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования) [17, с. 142].
Для обследования и проведения диагностики детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития используют разнообразные методики. Охарактеризуем и представим некоторые из них.
1. Исследование памяти
Исследование слухоречевой памяти
Запоминание 10 слов по А. Р. Лурия
Цель: исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом.
Оборудование: для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова вединственном числе именительного падежа.
Интерпретация результатов
По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, в норме у детей школьного возраста с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, «кривая запоминания» выглядит примерно таким образом: 5,7,9 или: 6, 8, 9, то есть к третьему по счету повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов. Ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9±1 слово доступно здоровым детям школьного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность психолого-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития определяется не только выявлением негативных факторов, но, прежде всего, выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого может быть построена система индивидуальной психолого-педагогической поддержки ребенка. Задачами психолого-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития является выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка и разработка индивидуальных коррекционных программ развития и воспитания, оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы, определение условий воспитания ребенка и особенностей внутрисемейных отношений, оказание помощи в ситуациях трудностей в обучении при профессиональном консультировании и профориентации. Конечной целью психолого-педагогического обследования является получение информации о личности, уровне психического развития и поведения ребенка с особыми потребностями в развитии. Результаты обследования, раскрывающие картину всего многообразия познавательно-эмоциональных и личностных особенностей ребенка, обсуждаются специалистами психолого-медико-педагогической комиссии и дают возможность определить программу обучения и воспитания, особые условия, средства помощи, адекватные потенциальным возможностям ребенка.
Особенности диагностики познавательных процессов у младших школьников состоят в том, чтобы дети существенно различаются по уровню познавательного развития. В современное время используют следующие методы в процессе психолого-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития: диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует; вербальные и невербальные психодиагностические методики; объективные тесты; стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: тесты-опросники; открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; методики классификации; индивидуально ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток; проективные техники; диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).
1. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. – изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 105 с.
2. Артемьева, Т.В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Краткий конспект лекций / Т.В. Артемьева. Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань, 2013. – 44 с.
3. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года / А.С. Галанов. – М.: АРКТИ, 2001. – 165 с.
4. Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам / Глозман Ж.М. – Саратов: Вузовское образование, 2013. – 288 с.
5. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум: учеб. пособие для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 307 с.
6. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.
7. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 17-24
8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 318 с.
9. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение / М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
10. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М., 2005. – 165 с.
11. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 265 с.
12. Князева, Т.Н. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников: учебное пособие. – Саратов: Вузовское образование, 2013. – 166 с.
13. Кулагин, Ю.А. Изучение психического развития аномальных детей / Ю.А. Кулагин, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова // Дефектология. – 2003. – №6. – С. 45-48
14. Кухтова, Н.В. Психологическое изучение детей с особенностями психофизического развития / Н.В. Кухтова, Е.В. Новосельцева. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2018. – 68 с.
15. Лубовский, В.И. Задачи, принципы и возможности реконструирования системы психологической диагностики нарушений развития / В.И. Лубовский, И.А. Коробейников, С.М. Валявко // Дефектология. – 2015. – №6. – 39-43 с.
16. Лучинин А.С. Учебное пособие по психодиагностике – Саратов.: Научная книга, 2012. – 159 с.
17. Нарушения поведения и развития у детей [Электронный ресурс]: книга для хороших родителей и специалистов/ О.В. Защиринская [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19451.
18. Организационно-методическое сопровождение обеспечения образовательного процесса детей с тяжелыми множественными нарушениями развития [Электронный ресурс]: методические рекомендации / сост.: Т.В. Насибулина, И.Д. Новикова; Мин-во образования, науки и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. ‒ Электрон. текстовые дан. (385 КБ). ‒ Сыктывкар: КРИРО, 2017.
19. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии / В.Г. Петрова, И.В. Белькова. – Москва, 2000. – 254 с.
20. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учеб. пособие / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 350 с.
21. Психолого-педагогическая диагностика отклоненеий развития детей младшего школьного возраста / Под ред. Л.М. Шипициной. – СПб., 2008. – 198 с.
22. Семаго, М.М. Организация и содержании е деятельности психолога специального образования / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М., 2005. – 254 с.
23. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М., 2002. – 134 с.
24. Соловьева, Т.А. Включение детей с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы : дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Соловьева. – М., 2010. – 175 с.
25. Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачева. М.: Национальный книжный центр, 2014. – 276 с.
26. Толмачева, Г.А. Cущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе / Г.А. Толмачева // Коррекционная педагогика : научно-методический журнал. – 2006. – № (14). – С. 39-46.
27. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004. – 365 с.
28. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Исследование зрительной памяти.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика Пьерона-Рузера.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Таблицы Шульте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Счет по Е. Крепелину в модификации Р. Шульте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Парные аналогии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Кубики Косса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Протокол обследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты