Особенности общения юношей и девушек в социальных сетях
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности общения юношей и девушек в социальных сетях»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности общения юношей и девушек в социальных сетях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа № 11, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения особенностей общения юношей и девушек в социальных сетях
1.1 Понятие и роль общения в старшем школьном возрасте
1.2 Социальные сети среды Интернет: понятие и сущность
1.3 Социально-психологические факторы общения юношей и девушек в социальных сетях
2 Эмпирическое исследование особенностей общения юношей и девушек в социальных сетях
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей общения юношей и девушек в социальных сетях
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Человек не может существовать вне общества и, живя в нем, человеку необходимо постоянно вступать в контакты с другими людьми. И главным инструментом таких взаимодействий выступает общение. Несмотря на то, что человек, погруженный в этот процесс с раннего детства, усваивает необходимые нормы и правила, набираясь опыта, все равно сталкивается с проблемами, которые мешают удовлетворить потребность в общении.
Стремительное развитие Интернета привело не только к появлению глобальной информационной среды, но и особых виртуальных миров, сетевых сообществ, а также своей сетевой культуры и сетевого языка. Рост количества интернет-пользователей в нашей стране и в мире в настоящее время делает актуальной проблему особенностей общения в социальных сетях. Все больше пользователей ежедневно подключаются ко «всемирной паутине». В связи с возрастающей компьютеризацией и интернетизацией современного общества стала актуальной проблема патологического использования ресурсов интернета молодыми людьми.
Сегодня молодые люди предпочитают общение и налаживание отношений в пределах виртуальных сетей. Общение и трансляция информации подвергались структурной дифференциации системы благодаря появлению в ней обновленных элементов, т.е. условных аналогов истинных коммуникаций, в данном случае именуемых социальными сетями
В социальных сетях общение приобретает качественно новый характер. Юноши и девушек благодаря социальным сетям могут поддерживать связь с приятелями, знакомыми на расстоянии, осуществлять новые знакомства. В юношеского возрасте, когда общение особенности важно, существует большая вероятность возникновения у юношей и девушек зависимости от социальных сетей.
Понятие «социальные сети» в современной психологии является достаточно новым. Его изучением занимались М.Б. Полтавская, В. Печенкин, М.Н. Гарченко, С.И. Козлова О.М. Шахмарова, Е.Ю. Болтага и др.
Изучением феномена Интернет-общения занимались такие авторы как: А.Е. Войкунский, А.Е. Жичкина, О.П. Белинская, Ю.Д. Бабаева, Д.В. Иванов, О.Г. Филатова. Они рассматривали общение и взаимосвязь пользователей в Сети, а также влияние социальных сетей на личность пользователя.
Однако, проблема изучения особенностей общения юношей и девушек в социальных сетях остается недостаточно освещенной.
Объект исследования – общение юношей и девушек.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
1.1 Понятие и роль общения в старшем школьном возрасте
В настоящее время в психологии не существует общепринятого определения общения. Различные авторы при определении этого термина раскрывают либо основные его функции, либо стороны общения. В своих работах А.А. Бодалев определяет общение в качестве взаимодействия людей, которое представлено обменом информацией посредством разного рода средств коммуникации для установления взаимоотношений между ними [8, с. 692]. Под общением М.И. Лисина также понимает взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [17, c. 7].
В контексте деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн) общение рассматривается в качестве сложного, многоаспектного процесса установления и развития контактов между людьми, обусловленного потребностями и мотивами совместной деятельности, включающего обмен информацией, выработку общей стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека [20, с. 186]. В своих работах А.А. Леонтьев общение понимает, как процесс установления поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного определенными средствами контакта между людьми, которые связаны между собою в психологическом отношении [16, c. 5].
По мнению А.В. Батаршева, способности к общению в наибольшей степени являются социально обусловленными. Они находят свое выражение в уровне реализации у субъекта всех трех сторон общения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Способность к общению предполагает и определенный уровень социально-психологической адаптации, то есть активное приспособление субъекта к новым условиям социальной среды, умение оказывать психологическое влияние на других людей, располагать к себе [5, с. 87].
Согласно Г.М. Андреевой, в структуре общения выделяются коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны. Общение как взаимодействие двух людей, которое состоит в обмене между ними информацией, оно включает передачу друг другу конкретных данных, чувств, эмоций, мыслей, тем самым, влияя друг на друга. Общение как обмен информацией между сторонами совместной деятельности представляет собой коммуникативную сторону общения. Второй стороной общения выступает взаимодействие партнеров по общению – обмен в процессе речи и словами, и действиями – носит название интерактивной стороны речи. Перцептивная сторона общения состоит в восприятии и познании партнерами по общению друг друга, установления на этой основе взаимопонимания [4, с. 427]. Итак, процесс общения условно состоит из трех сторон: коммуникативной (передачи информации), интерактивной (взаимодействия) и перцептивной (взаимовосприятия). Однако, к модели структуры общения отечественный исследователь Е.П. Ильин предлагает добавить четвертую сторону общения – эмоциональную. По мнению автора, общение представляет собой еще и заражение эмоцией от партнера по общению, а также вызов какой-либо эмоции у партнера по общению [14, с. 24].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
2.1 Методики и организация исследования
С целью выявления особенностей общения юношей и девушек в социальных сетях было проведено эмпирическое исследование.
Объект исследования – общение юношей и девушек.
Предмет исследования –особенности общения юношей и девушек в социальных сетях.
Задачи исследования:
1) изучить уровень зависимости от Интернет-общения в социальных сетях у юношей и девушек;
2) определить уровень общительности у юношей и девушек;
3) установить уровень коммуникативного контроля у юношей и девушек.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 11 г. Бреста». Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 10-11 классов в возрасте 15-16 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 20 юношей и 20 девушек.
Исследование проводилось в групповой форме в письменном виде. Испытуемым были предложены бланки ответов для заполнения. Бланки ответов испытуемых прилагаются.
Методы исследования: метод анализа литературы, методы обобщения и систематизации; эмпирические методы: психодиагностический метод, методы математико-статистической обработки данных.
Для решения поставленных задач был использованы следующие методики:
1. Опросник на киберкоммуникативную зависимость (А.В. Тончева) [22].
Цель: выявление уровня зависимости от Интернет-общения в социальных сетях.
С помощью методики можно выявить высокий, средний и низкий уровень зависимости от общения в социальных сетях. Опросник составлен на основе признаков киберкоммуникативной зависимости, которые приведены на сайтах All Social Networking Sites (все о социальных сетях).
Опросник включает 20 вопросов, на которые необходимо ответить по 5-балльной шкале. Полученные баллы суммируются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы особенностей общения юношей и девушек в социальных сетях позволяет сделать следующие выводы:
Общение представляет собой взаимодействие людей, которое предполагает обмен информацией посредством разного рода средств коммуникации для установления взаимоотношений между индивидами. Особую роль играет общение в старшем школьном возрасте, которое мотивировано потребностью в самоутверждении, потребностью переживать новые впечатления, приобретать новый жизненный опыт, ощущать себя в новой роли и реализуется ими в зависимости от уровня коммуникативного развития старшеклассников.
Социальные сети – это интернет-площадка, на которой объединяются социальные позиции, для создания и поддержания межличностных связей посредством различных инструментов общения и самовыражения. Пользователи социальных сетей, различающихся интенсивностью активности в виртуальном пространстве, характеризуются разной степенью общительности, самоконтролем, тревожностью и другими особенностями. С увеличением стажа использования социальных сетей у пользователей может наступить зависимость от социальных сетей, которая является проявлением наивысшей степени вовлеченности в социальные сети.
Социально-психологические факторы общения юношей и девушек в социальных сетях являются: особенности виртуального пространства, особенности взаимодействия в сети, возрастные особенности (повышение саморегуляции, контроль проявлений эмоций и коммуникативного контроля), наличие коммуникативных барьеров и затруднений, степень активности в социальной сети. Вовлеченность в социальные сети может привести к возникновению психологической зависимости.
Проведенное эмпирическое исследования показало, что уровень зависимости от общения в социальных сетях выше у юношей, чем у девушек. Большая часть юношей обладает высоким уровнем зависимости от общения в социальных сетях – общение в социальных сетях вызывает у них значительные проблемы в жизни. Для девушек характере средний уровень зависимости от общения в социальных сетях – они посещают социальные сети, но у них нет непреодолимого желания использовать социальную сеть, постоянно проводить в ней время. На достоверном уровне юноши обладают более высокой склонностью к зависимости от общения в социальных сетях, чем девушки.
1. Агеева, Н.А. Особенности Интернет-зависимых личностей / Н.А. Агеева // Вестник РУДН. – 2007. – № 1. – С. 67-79.
2. Алиев, Н.В. Особенности зависимости от интернета в юношеском возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008223.
3. Аминов, С.Р. К вопросу об интернет-зависимости от социальных сетей у студентов г. Сургута: опыт социологического исследования / С.Р. Аминов // Российский экономический. – 2021. – № 1. – С. 101-107.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Академия, 2003. –385 с.
5. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению / А. В. Батаршев. – М. : Владос-Пресс, 2001. – 336 с.
6. Бессонова, В.В. Педагогические основы повышения уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук / В.В. Бессонова. – М., 2002. – 25 с.
7. Богомолова, Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета: автореф. дис … канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.И. Богомолова. – Краснодар, 2015. – 20 с.
8. Бодалев, А. А. Психология общения: избр. психологические труды / А. А. Бодалев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 256 с.
9. Войскунский, А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А.Е. Войкунский, А.С. Евдокименко, Н.Ю. Федунина // Вестник Московского университета. – 2013. – № 1. – С. 66-83.
10. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2002. – C.120-121.
11. Жичкина, А. Взаимосвязь идентичности в Интернете пользователей юношеского возраста: автореф. дис. канд.психол. наук / А. Жичкина. М.: МГУ, 2002. – 18 с.
12. Жмырко, К.С. Особенности общения подростков посредством интернета / К.С. Жмырко // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1333-1335.
13. Изотова, Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора / Е.И. Изотова // Мир психологии. – 2010. – №3. – С. 102-111.
14. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 321 с.
15. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котлярова. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
16. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М: Просвещение, 2005. – 422 с.
17. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М.: Академия, 2000. – 144 с.
18. Первушина, В.Н. Особенности коммуникации в киберпространстве / В.Н. Первушина // Вестник ВГУ. – 2017. – № 2. – С. 59-71.
19. Полтавская, М.Б. Социально-психологические особенности интернет-общения школьников / М.Б. Полтавская, М.Н. Гарченко, С.И. Козлова // Начальная школа / 2014. – № 10. – С. 12-14.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
21. Сяткина, В. С. Саморегуляция в юношеском возрасте / В. С. Сяткина // актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2018. – № 1. – С. 210-214.
22. Тончева, А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости / А.В. Тончева // Науковедение. – 2012. – № 4. – С. 1-5.
23. Фролова, О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста / О. В. Фролова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. – № 2. – С. 159-164.
24. Чумакова, В.А. Психологические особенности интернет-коммуникаций в социальных сетях / В.А. Чумакова // Молодой ученый. – 2013. – № 3 (50). – С. 451-453.
25. Шахмарова, О.М. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности / О.М. Шахмарова, Е.Ю. Болтага // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 1002-1008.
26. Эриксон, Э. Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2005. – 345 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты