Индивидуальные и групповые формы обучения на уроке
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Индивидуальные и групповые формы обучения на уроке»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Индивидуальные и групповые формы обучения на уроке
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ
1.1 Понятие «урок»
1.2 Основные формы проведения уроков
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация индивидуальной работы с неуспевающими учащимися на 1 ступени общего среднего образования
2.2 Особенности применения индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Задача современной школы – сформировать человека, который постоянно совершенствует себя, способного самостоятельно принимать решения, нести ответственность за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в самом широком смысле этого слова. Сегодня необходимо вооружить учащихся начальной школы универсальной учебной деятельностью, которую они могут использовать, когда учатся самостоятельно, а также когда они индивидуально решают новые учебные задачи.
Актуальность данной тематики представлена тем фактом, что на протяжении всей начальной школы есть дети, которые никогда не переходят от дошкольного к учебному сотрудничеству. Поэтому необходимо найти такую форму учебной кооперации, которая позволила бы это сделать. Одной из таких форм, основанных на учебной кооперации младших школьников, являются групповые формы обучения, так как учащиеся работают без пошагового педагогического руководства и контроля, учащиеся делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения проблемы, разных точек зрения на одно и то же явление.
Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как обучающееся сообщество, доброжелательное и склонное к постановке учебной задачи, к поиску путей ее решения и использованию полученных результатов для решения широкого круга частных задач, в том числе формирование индивидуального подхода к обучению детей [1, с.33].
Исследованиями в области изучения особенностей формирования процесса обучения детей на начальном этапе образования занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как А.С. Берберян, Н.В. Бордовская, И.М. Витковская, В.К. Дьяченко, С.П. Иванова, Г.С. Ковалева, Н.В. Савин и т.д.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ
1.1 Понятие «урок»
Основной формой организации обучения в современных школах является урок. Урок – это форма организации учебного процесса, при которой учитель обучает учеников одного возраста и уровня в течение определенного периода времени и по расписанию [1, с.44].
Урок имеет следующие характеристики.
- Это завершенная и ограниченная по времени часть учебного процесса, в ходе которой решаются определенные образовательные и педагогические задачи.
- Каждый урок ограничен по времени и материалу.
- В отличие от других типов образовательных организаций, аудирование – это непрерывная форма систематического приобретения знаний, навыков и компетенций учащимися.
- Все учащиеся обязаны посещать занятия, поэтому они следуют определенной логике, чтобы усвоить совокупность знаний, разделенных учебным планом.
- Это гибкая форма организации обучения, позволяющая использовать различные методы для организации активной, групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся.
- Совместная деятельность учителей и учащихся, а также взаимодействие больших постоянных групп учащихся (классов) создают возможности для сплочения детского коллектива.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация индивидуальной работы с неуспевающими учащимися на 1 ступени общего среднего образования
Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются учителя в наших школах – это работа со слабыми в академическом плане учениками. Считается, что учащиеся имеют низкую успеваемость, если у них слабые интеллектуальные и учебные навыки, низкий уровень памяти, или если у них отсутствуют эффективные мотивы для обучения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет около 10-15%. Чтобы эта категория учащихся не стала неуспевающими, необходима систематическая работа с слабоуспевающими учащимися всех служб учебного заведения [3, с.55].
Основной проблемой является несоответствие между структурой образовательного пространства массовой школы, традиционными формами обучения и личностными трудностями каждого ребенка в обучении, связанными с состоянием здоровья:
- занятия спортом;
- любое художественное творчество;
- неблагоприятная ситуация в семье.
На фоне школьных неудач, постоянных неудач, когнитивных потребностей очень быстро исчезает, порой безвозвратно, и мотивация обучения не возникает. Поэтому специальная «поддерживающая» работа абсолютно необходима для того, чтобы помочь детям, испытывающим трудности в обучении, успешно освоить учебный материал, получая постоянную помощь от педагога. Необходимы дополнительные упражнения, в которых хорошо продуманная система поможет ребенку в серии «подсказок», основанных на последовательности действий, необходимых для успешного усвоения материала. Кроме того, таким детям требуется больше времени для тренировки навыка [4, с.58].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что урок является формой организации образовательного процесса, который включает в себя работу по реализации воспитательных, обучающих и развивающих задач. Индивидуальный подход в рамках работы со слабоуспевающими учащимися включает в себя решение таких задач как повышение уровня академических знаний, формирование оптимальных навыков познавательной активности и создание благоприятных условий для повышения уровня знаний.
Суть индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, с которыми сталкивается учитель, решаются им путем педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где основным ориентиром является обращение к положительным качествам школьника.
Нами было определено, что действительно эффективная система обучения должна основываться не на словах, а на делах, исходя из принципа индивидуального подхода к каждому ребенку. Она должна моделировать условия, при которых каждый учащийся может проявить свою независимость, самобытность, самостоятельность, потому что только в этом случае обучение имеет реальный шанс быть основанным на индивидуальных интересах, потребностях, возможностях и личном опыте каждого ребенка.
Индивидуальный подход к каждому учащемуся – это необходимое условие для построения новой, по-настоящему современной и эффективной системы образования. Поэтому в личностно-ориентированном образовании индивидуализация рассматривается как основной принцип организации образовательного процесса, а максимальное раскрытие и развитие индивидуальности каждого учащегося – одна из важнейших задач.
Групповая форма обучения не дает быстрых результатов. Прежде чем перейти к сложному материалу, преподаватель должен поработать со своими учащимися над алгоритмом деятельности на простых примерах. Важно запастись терпением, чтобы у учеников не возникало проблем на следующих этапах. Эта форма помогает учителю развивать у детей познавательный интерес к изучаемой дисциплине. Коллективная деятельность способствует развитию универсальных навыков обучения.
1. Бабанский, Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю.Б. Бабанский. – М.: Академия, 2009. – 256 с.
2. Берберян, А.С. Инновации и современные технологии в системе образования / С.Ю. Девятых. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 317 с.
3. Бордовская, Н.В. Педагогика / А.А. Реан. – СПб: Питер, 2000. – 304 с.
4. Булычева, Л.С. Индивидуальный подход к учащимся как условие предупреждения их неуспеваемости. / Л.С. Булычева – М.: Просвещение. 2004 – 189 с.
5. Витковская, И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская. – Псков, 2000. – 96 с.
6. Гиниятуллина, А.А. Опыт организации групповой работы на уроках/А.А. Гиниятуллина / / Начальная школа. – 2004. – № 1. – С.11-22
7. Григорян, С.Т. Методические рекомендации по организации и проведению занятий в школе / С.Т. Григорян. – М.: Академия, 2005. – 162 с.
8. Дьяченко, В.К. Общие формы организации процесса обучения / В.К. Дьяченко. – Изд-во Краснояр. ун-та. 2004. – 184 с.
9. Дьяченко, В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе /В.К. Дьяченко// Начальная школа. – 1998. – №1. – С.14-28
10. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Академия, 2004. – 144 с.
11. Иванова, С.П. Современное образование и психологическая культура педагога / С.П. Иванова. – Псков, 1999. – 144 с.
12. Ильченко, Е.И. Индивидуальный подход к учащимся при организации домашней работы / Е.И. Ильченко – М.: Просвещение. 2004. – 213 с.
13. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов. – Казань, 2012. – 124 с.
14. Ковалева, Г.С. Готовность первоклассников к обучению в школе / Г.С. Ковалева. — М.: Академия, 2011. – 56 с.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений / В.Н. Колюцкий. – М.: Академия, 2011. – 320 с.
16. Леонтьев, А.А. Психология коллективной деятельности в учении /А.А. Леонтьев// Начальная школа плюс До и После. – 2002. –№ 11. – С.17-99
17. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения / С.П. Макаров// Педагогический вестник. – 1994. – №1. – С.2-10.
18. Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения. - Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции (2-3 ноября 2011 г). – Томск. ТПУ. 2011. – 392 с.
19. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е.С. Рабунский. – М.: Педагогика, 2005. – 250 с.
20. Савин, Н.В. Педагогика / Н.В. Савин. – М.: Просвещение, 2008. – 265 с.
21. Смирнова, Н. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике / Н. Смирнова. – Псков: ПГПИ, 2004. – 124 с.
22. Фролова, Л. Виды деятельности учащихся на уроках. Организация, характеристика и результаты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/218362/vidyi-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-organizatsiya-harakteristika-i-rezultatyi.
23. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов: 4-е изд, перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2009. – С. 222.
24. Хмыз, Ю.В. Педагогика / Ю.В. Хмыз. – Алексеевск: ГБОУ СПО «Алексеевский педагогический колледж», 2012. – 163 с.
25. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И. М. Чередов. – М.: Педагогика, 1987 – 150 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты