Психологические особенности детей с детским церебральным параличом
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности детей с детским церебральным параличом»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности детей с детским церебральным параличом
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протокол обследования ребенка дошкольного возраста по методике
«Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица успешности обследования испытуемого №1
(по И.Ю. Левченко и Н.А. Киселевой).
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты проблемы исследования особенностей детей с ДЦП
1.1 Характеристика и причины заболевания ДЦП
1.2 Формы ДЦП и их клинические проявления
1.3 Психоэмоциональное и личностное развитие детей с ДЦП
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей детей с ДЦП
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Термин «детский церебральный паралич» относится к группе заболеваний, возникающих в результате повреждения мозга, а иногда и спинного мозга во время эмбрионального развития, родов или в начале послеродового периода. Примерно 57% случаев заболевания являются врожденными, 40 процентов – при наличии патологии при родах, и только 3% детей, заразившихся этим заболеванием, страдают от черепно-мозговой травмы, инфекционных заболеваний и других патологических состояний, возникших после родов.
Церебральный паралич – относительно частое заболевание, которое возникает в среднем у двух из 1000 родившихся детей. Его основной характеристикой является нарушение развития психомоторных функций ребенка. Нарушения движения проявляются в виде паралича, пареза, насильственных движений, нарушения координации движений. Эти симптомы часто сопровождаются задержкой психорекулярного развития вплоть до глубокого замедления и полного отсутствия речи, конвульсивных припадков, нарушения зрения, слуха, чувствительности, различных патологий внутренних органов.
Одной из причин патологии нервной системы является иммунологическая несовместимость матери и плода, что наблюдается, в частности, в случае резус-конфликтных ситуаций. При резус-отрицательной крови матери и резус-положительной у ребенка может развиться гемолитическая желтуха после рождения, при которой эритроциты подвергаются гемолизу и билирубин, выделяемый из разрушенных эритроцитов, проникает в ткани нервной системы, оказывая на нее токсическое действие. В результате повреждаются кора головного мозга, подкорковые ядра и стволовые ядра мозга, что часто приводит к развитию церебрального паралича, характеризующегося гиперкинезом.
До недавнего времени родовая асфиксия считалась ведущей причиной поражения мозга у детей. Изучение анамнеза детей, перенесших родовую асфиксию, показало, что у 75% из них был крайне неблагоприятный фон внутриутробного развития, отягощенный дополнительными факторами риска хронической гипоксии. Поэтому даже при наличии тяжелой родовой асфиксии причинная связь с развившимся впоследствии психомоторным дефицитом не является абсолютной.
Одной из наиболее актуальных в психологии и дефектологии проблем является проблема изучения личностных особенностей детей, имеющих диагноз детский церебральный паралич. Статистические данные подтверждают факт постоянного роста детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, что подчеркивает актуальность проблемы изучения личностных особенностей детей, имеющих диагноз детский церебральный паралич, в частности эмоционального аспекта личности, являющегося базовым для ее целостной характеристики.
1 Теоретические аспекты проблемы исследования особенностей детей с ДЦП
1.1 Характеристика и причины заболевания ДЦП
Детский церебральный паралич – это термин, объединяющий группу хронических не прогрессирующих симптомов двигательных расстройств, вторичных поражениям мозга или отклонениям, возникающим в перинатальный период. По мере взросления ребенка происходит ложное прогрессирование. Около 30-50% людей с церебральным параличом имеют нарушения интеллекта. Мыслящие и умственные расстройства более распространены среди пациентов со спастической квадриплегией, чем среди пациентов, страдающих другими видами церебрального паралича. Повреждения мозга также могут повлиять на овладение языком и речью [12].
Церебральный паралич не является наследственным заболеванием. Но показано, что в развитие болезни вовлечены некоторые генетические факторы (примерно в 14% случаев). Кроме того, определенную сложность представляет существование многих болезней, сходных с болезнями мозга у приятелей.
Распространенность церебрального паралича среди новорожденных: от 2 до 1 000 живорождений (вероятность наличия данного заболевания у мальчиков в 1,33 раза выше).
Причиной любого церебрального паралича является корковая, подкорковая, капсульная или стволовая патология мозга. Принципиальное различие между церебральным параличом и другими видами паралича заключается во времени возникновения и связанном с ним снижении позотонических рефлексов, характерных для новорожденных.
Термин «церебральный паралич» охватывает целый ряд синдромов, которые возникают в результате повреждения мозга.
Церебральный паралич возникает в результате органического поражения, недостаточного развития или повреждения мозга в раннем онтогенезе (внутриматочный период развития, роды или ранний послеродовой период). Филогенетически «молодые» участки мозга и коры больших полушарий особенно поражены. Церебральный паралич может проявляться в виде комплекса двигательных, психических и речевых расстройств в сочетании с нарушениями зрения, слуха и чувствительности. Основным клиническим синдромом детского церебрального паралича являются двигательные расстройства. Тяжесть двигательных расстройств может варьироваться от минимальной до очень, тяжелой [4, с.55].
На протяжении почти 100 лет церебральный паралич называют «Детской болезнью». Термин «детский церебральный паралич» был предложен Зигмундом Фрейдом в 1893 году. С 1958 года этот термин официально принят ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) [7, с. 165].
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей детей с ДЦП
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью эмпирического исследования является изучение психологических особенностей детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 2 ребенка старшего дошкольного возраста: один ребенок с нормой в развитии, второй ребенок старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом:
Испытуемый №1 – возраст 5 лет 5 месяцев (с нормой в развитии);
Испытуемый №2 – возраст 5 года 2 месяца (диагноз: ДЦП).
Для проведения эмпирического исследования был использован комплекс диагностических методик. В диагностическую схему включено 9 методик. При этом следует подчеркнуть, что каждая методика тщательно проанализирована, выделены не только основные направления анализа, но и дополнительные, которые позволяют наиболее полно исследовать ребенка.
Задание 1. «Почтовый ящик» (модифицированный вариант методики Е.А. Стребелевой) [22]..
Цель: изучение уровня развития наглядно-действенного мышления (способов действия), работоспособности, обучаемости. Кроме того, данная методика позволяет более легко установить контакт с ребенком.
Стимульный материал: вниманию ребенка предъявляется квадратная коробка. На каждой грани коробки сделаны прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки своим основанием повторяют прорези на гранях коробки.
Процедура проведения: исследователь приглашает ребенка выполнить задание в соответствии с инструкциями. В ходе выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: способы действия, результативность, концентрация внимания, зрительное восприятие формы, ведущая рука. При необходимости ребенку оказывается помощь. Виды помощи:
– стимулирующая помощь – поощрение, похвала. Данный вид помощи используется на начальных этапах выполнения задания ребенком, а также в случаях, когда ребенок не уверен в себе, смотрит или слова просит о поддержке, одобрении его действий;
– организация помощи – организация внимания на определенном этапе выполнения задания («Не торопитесь», «Внимательно посмотрите»). Такая помощь должна оказываться в тех случаях, когда внимание ребенка нестабильно и он быстро отвлекается;
Заключение
Детский церебральный паралич определяется как тяжелое поражение головного мозга, в следствие чего происходит недоразвитие определенных мозговых систем. Детский церебральный паралич определяется как комплекс двигательных, психических и речевых расстройств, которые различные по сложности и тяжести протекания. По этой причине данное заболевание требует пристального внимания к проблеме ее изучения и лечения. Причиной любого церебрального паралича является корковая, подкорковая, капсульная или стволовая патология мозга. Принципиальное различие между церебральным параличом и другими видами паралича заключается во времени возникновения и связанном с ним снижении позотонических рефлексов, характерных для новорожденных.
При детском церебральном параличе наблюдается синдром зависимости тонуса скелетных мышц от положения тела: при положении лежа тонус мышц в той или иной степени приближается к нормальному, но как только больной принимает вертикальное положение, тонус мышц приобретает признаки спастичности или ригидности. У больных детским церебральным параличом в отличие от здоровых детей заметно выражен регресс двигательных функций с периодом взросления. Детям с диагнозом детский церебральный паралич жизненно важно быть приспособленным в современном мире, для дальнейшей жизнедеятельности в нем. К основным формам детского церебрального паралича относят: спастическая тетраплегия, спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, атонически-астатическая форма.
Психоэмоциональный отклонения детей с детским церебральным параличом могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня. Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях. Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности. Интеллект в таких случаях может соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно эмоциональной сферы.
В последнем разделе работы было проведено сравнительное эмпирическое исследование психологических особенностей двоих детей старшего дошкольного возраста: один из которых с нормой в развитии, а второй мальчик с диагнозом детский церебральный паралич. Пришли к следующим результатам. У ребенка с нормой развитии выявили некоторые недостатки: структура выявленных у ребенка нарушений следующая: незрелость всех форм мышления; низкая концентрация внимания; несформированность саморегуляции и контроля поведения; нарушена ориентировка в понятиях право-лево; сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика. У мальчика с диагнозом детский церебральный паралич можно отметить следующие психологические особенности: в структуре нарушения психического развития отмечаются недостатки моторики, низкий уровень развития мышления, недостатки речевого развития, нарушения памяти, несформированность сенсорных процессов. Ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование высших психических функций, преодоление недостатков речевого и моторного развития.
1 Архипова, С.В. Современные технологии обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья (материалы межрегионального семинара-практикума) / С.В. Архипова, О.А. Бибина // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 2 (13). – 54 с.
2 Афонькина, Ю.А. Детская практическая психология: Метод. разраб. / Ю.А. Афонькина - Мурманск, 2000. – 291 с.
3 Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
4 Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
5 Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Н.Ю.Борякова - М.:АСТ; Астель 2008 - 222 с.
6 Вопросы инклюзивного образования. Часть 3. Обучение детей с нарушениями речи и интеллекта. Практическое пособие / Под редакцией Е.В. Коневой. – Ярославль, 2013. – 73 с.
7 Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
8 Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан: Учебник для студ. сред. Пед. учеб. заведений – М. : Академия, 1999. – 464 с.
9 Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский, П.В. Алексеев – М. : Школа-Пресс, 1996. – 271 с.
10 Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова – Изд.2-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 443 с.
11 Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
12 Лаврова Г.Н. Особенности семьи ребенка с детским церебральным параличом // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2(37). – Новосибирск: СибАК, 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xxxvii/36984
13 Леонтьев, А.Н. К теории развития личности ребёнка // Проблемы психологии. М., 1972. - 269 с.
14 Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
15 Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
16 Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.
17 Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия 2000. – 205 с.
18 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина: Учебник для студ. вузов– 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2000. – 456 с.
19 Мясищев, В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды/Под ред. А.А. Бодалева Москва - Воронеж: НПО "МОДЕК", 1995. - 356 с.
20 Назарова, Н.М. Специальная педагогика Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.М. Назарова. – М.: «Академия» 2005 – 507 с.
21 Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов: Учеб. для студ. высш. Пед. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2001 – кн.3: Психодиагностика. – 632 с.
22 Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О.Смирнова: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб – СПб. : Питер, 2009. – 384 с.
23 Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. - М.: Астрель. 2007. – 326 с.
24 Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофинова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкин – СПб.: Питер, 2005.Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2016. – 272 с.
25 Тугушев, Р.Х. Общая психология / Р. Х. Тугушев, Е. И. Гарбер: Учебник – М. : Эксмо, 2007. – 560 с.
26 Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 194 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протокол обследования ребенка дошкольного возраста по методике
«Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица успешности обследования испытуемого №1
(по И.Ю. Левченко и Н.А. Киселевой).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты