Индивидуально-психологические характеристики личности с различными карьерными ориентациями
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Индивидуально-психологические характеристики личности с различными карьерными ориентациями»
по дисциплине: «Общая психология»
2021
45.00 BYN
Индивидуально-психологические характеристики личности с различными карьерными ориентациями
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая психология
Организация: Белорусский государственный университет имени Максима Танка, ГУ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ КАРЬЕРНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
1.1 Содержание понятия «карьера» и «карьерные ориентации»
1.2 Индивидуально-психологические характеристики как психологическая категория
1.3 Особенности развития личности в студенческий период
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ КАРЬЕРНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования карьерных ориентаций студентов
2.3 Результаты исследования индивидуально-психологических характеристик личности студентов
2.4 Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик личности студентов с их карьерными ориентациями
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Важнейшим аспектом профессионального развития личности, ее самореализации выступает сознательное планирование карьеры. Рынок труда и образовательная среда стремительно изменяются, предъявляя повышенные требования к молодому специалисту, которые не сводятся только к профессиональным навыкам, а связаны с глубинными, смысловыми ориентирами личности, ценностными ориентациями в карьере. В современных условиях возросла потребность общества в подготовке студентов, восприимчивых к изменениям, участвующих в инновационных процессах, стремящихся к самореализации путем саморазвития.
Сегодня карьера рассматривается как часть жизненного пути индивида, как поле для самореализации в профессиональной деятельности. С позиций такого понимания карьеры можно рассмотреть карьерные ориентации студента, которые обусловлены их личностью, ее составляющими мотивами. Успешное построение карьеры невозможно без наличия сформированной позиции в отношении ценностей будущей работы, осмысленности ее построения на этапе обучения в вузе. В связи с этим студенты должны обладать сформированными карьерными ориентациями.
Студенческий возраст – это возраст формирования карьерных ориентаций, которые характеризуются еще недостаточной осознанностью и зависят от направленности, периода профессиональной подготовки. Низкая осознанность карьерных ориентаций, неопределенность профессионального будущего может негативно влиять на формирование психологического благополучия студентов, снижать их удовлетворенность жизнью, в то время как ориентация на реализацию в карьере, характерные для волевых, активных студентов создают предпосылки для их удовлетворенности жизнью.
На формирование карьерных ориентаций могут оказывать влияние различные факторы, как внешние, так и внутренние. Одной из важных детерминант становления ценностей в карьере могут выступать индивидуально-психологические характеристики личности. Индивидуальное развитие человека происходит во времени, субъективном (биологическом и психологическом) и историческом и находит выражение в возрастных характеристиках, обусловленных условиями жизни, воздействием среды, воспитания и ведущего типа деятельности.
Феномен карьерных ориентаций исследовали такие зарубежные психологи как Э. Шейн, Д. Сьюпер, Дж. Бахубер, Д. МакКлелланд и др. Проблему карьерных ориентаций в студенчестве изучали О.А. Баинова, О.Л. Бегичева, Н.Н. Доронина, У.Г. Егорова, А.А. Жданович, Т.Х. Невструева, И.А. Панкратова, В.И. Рерке, А.В. Халудорова и др.
Однако, проблема изучения индивидуально-психологических характеристик личности с различными карьерными ориентациями в современной психологии остается недостаточно изученной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ КАРЬЕРНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
1.1 Содержание понятия «карьера» и «карьерные ориентации»
Феномен «профессиональная карьера» в современной психологии рассматривается в связи с профессионализмом субъекта. Ключевым аспектом «карьеры» признается протяженность, процессуальность, длительный временной период, в продолжение которого человек переживает разные стадии своего возрастного, личностного и социального развития. Карьера выступает как сложный социально-психологический феномен [26, с. 19].
Проблема карьеры носит междисциплинарный характер. Её значимость особенно отражается в таких дисциплинах, как менеджмент, экономика, акмеология, психология, социология и педагогика. Психологическое осмысление данная тема получила благодаря работам Д. Сьюпера (теория профессионального самоопределения), Д. Холланда и Э. Роу (типология профессиональных интересов и классификации профессий с психологической точки зрения), Д. Тидмана (концепция персонального развития), Э. Шейна (теория карьерных ориентаций) и многих других авторов. Именно на их исследованиях базируются многие статьи и публикации, посвященные вопросам управления карьерой, которые всё чаще затрагиваются в психологической литературе [10, с. 153].
Анализ феномена карьеры ведётся в различных направлениях: акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А. А. Деркач, В.Г. Зазыкин); концепция формирования жизненной стратегии в рамках личностно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская); проблематика профессионального развития и становления (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова и др.).
С.И. Сотникова, Н.З. Сотников рассматривают профессиональную карьеру как «индивидуально осознанное личностно-профессиональное позиционирование работника в конкретной жизненной ситуации с учетом вне-организационной и внутриорганизационной реальностей» [29, с. 234]. Также авторы рассматривают ценность карьеры для общества и организации, при этом профессиональная карьера предстает как система индивидуально осознанных основополагающих морально-этических принципов, норм и правил побуждения человека к личностному и профессиональному развитию на благо организации.
Д. П. Заводчикова дает следующее определение понятия карьеры: «это индивидуально осознаваемая, обусловленная изменяющимися в течение жизни взглядами, позициями, поведением и опытом, проектируемая последовательность изменяемых жизненных целей и процесс достижения этих целей в результате трудовой и профессиональной деятельности, сопровождаемый выполнением определенных социально-профессиональных ролей и сменой социально-профессиональных статусов» [29, с. 235]. Так, в качестве психологической составляющей карьеры выступают жизненные цели и процесс их достижения, а в качестве объективной (внешней) составляющей - роли и социально-профессиональный статус.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ КАРЬЕРНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления индивидуально-психологических характеристик личности студентов с различными карьерными ориентациями нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение индивидуально-психологических характеристик личности студентов с различными карьерными ориентациями с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУ «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». В исследовании приняли участие 25 студентов 1-2 курсов в возрасте 17-18 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь между индивидуально-психологическими характеристиками личности студентов с их карьерными ориентациями.
Методики исследования:
1. Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна [16].
Цель: выявление карьерных ориентаций, преобладающей ориентации в выборе карьеры, предпочтения личности в выборе профессионального пути.
С помощью методики можно выявить 8 основных карьерных ориентаций или «якорей»:
Профессиональная компетентность – стремление реализовать свои компетенции на работе, стать профессионалом. Особенно цениться возможность профессионального роста
Менеджмент – ориентация на то, чтобы руководит другими людьми, занимать высокую должность, управлять процессами труда.
Автономия – выраженная ориентация на самостоятельность, индивидуальную работу, делать по-своему.
Стабильность – стремление утвердиться на одном месте работы, во втором случае – в одном месте проживания. Здесь важнее чувство безопасности для человека.
Служение – ценность работы с другими людьми, желание быть полезным, помогать окружающим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что карьера – это процесс профессионального формирования субъекта, что предполагает обогащение опытом, позволяет достигнуть социального признания и реализовать личностный потенциал. Карьерные ориентации – это совокупность потребностей, ценностей и способностей, реализация которых в наибольшей степени значима для индивида при осуществлении профессионального выбора и развития. На становление карьерных ориентаций влияют внутренние и внешние факторы: стратегии построения карьеры, система ценностей, семейное отношения, мотивация, личностные особенности.
Индивидуально-психологические характеристики личности – это свойственная психическая активность личности, выражающаяся в характере, темпераменте, способностях, мотивации, образующиеся в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они проявляются привычных для индивида способах поведения, эмоционального реагирования, отношении к себе и к другим. Индивидуально-психологические характеристики личности проявляются в поведении и образуют индивидуальный стиль деятельности ‑ устойчивую систему приемов и способов деятельности, выступающими средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам.
Студенчество рассматривается в психологии как самостоятельный этап развития человека, его личности и индивидуальности. В процессе обучения в вузе личность студента развивается в следующих направлениях: укрепление идейной и профессиональной направленности, повышение самооценки в связи с осознанием своей индивидуальности, укрепление интереса будущей профессии, рост личностной зрелости, повышение самостоятельности как личности и как будущего специалиста. В период студенчества формируется индивидуальный стиль деятельности, рефлексия, потребность в саморазвитии, карьерные ориентации.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что преобладающими карьерными ориентациями студентов являются: вызов, автономия, интеграция стилей жизни. В качестве приоритета студентов с такой карьерной ориентацией выступает освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Студенты ориентированы на конкуренцию, победу над другими, преодоление препятствий, разрешение трудных задач, стремятся в профессиональной карьере «бросать вызов» трудностям и проблемам. Также студенты ориентированы на интеграцию разных сторон образа жизни, стремятся к тому, чтобы все это было сбалансировано и гармонично. Менее выражены у них такие карьерные ориентации, как: стабильность места работы и менеджмент. Большая студентов являются экстравертами – они характеризуются общительностью, оптимизмом, активность, жизнерадостностью, более продуктивным выполнением своей работу в коллективе, чем в одиночестве. Студенты обладают средним уровнем эмоциональной устойчивости. Они демонстрируют высокий уровень открытости – они легко воспринимают все новое, проявляют любопытство, гибкость и готовность к изменениям, склонность к творчеству, иметь неустойчивость убеждений и интересов. Студенты являются усердными, пунктуальными, целеустремленными, настойчивыми, надёжными, склонны контролировать других. Они характеризуются умеренной отзывчивостью и доброжелательностью. В результате корреляционного анализ установлено, что чем выше выражена экстраверсия студентов, тем выше их карьерная ориентация «автономия» и «вызов». Чем выше нейротизм студентов, тем выше их карьерная ориентация на стабильность места работы. Чем выше открытость к новому опыту студентов, тем выше их карьерная ориентация «автономия» и «вызов». Чем выше сознательность студентов, тем выше их ориентация на профессиональную компетентность. Чем выше доброжелательность студентов, тем выше их ориентация на служение. Гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь между индивидуально-психологическими характеристиками личности студентов с их карьерными ориентациями, подтвердилась.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер. 2001. – 288 с.
2. Бавыкина, Е. Н. Профессиональная карьера: компетентностный подход [Электронный ресурс] / Е. Н. Бавыкина // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2016. – Т. 15. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/96431.htm.
3. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А. В. Батаршев. – М.: Смысл, 2001. – 346 с.
4. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека : монография / В. К. Вилюнас. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
5. Грешучкина, Н. В. Возрастные особенности личности студента как субъекта саморазвития в образовательном процессе вуза / Н. В. Грешучкина // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе. – Псков, 2018. – С. 89-95.
6. Егорова, У. Г. Карьерные ориентации в студенческом возрасте / У. Г. Егорова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2017. – № 6. – С. 26-30.
7. Жданович, А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. А. Жданович. – М., 2008. – 20 с.
8. Занюк, С. С. Психология мотивации : Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С. С. Занюк. – Киев : Ника-Центр, 2001. – 352 с.
9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – СПб. : Питер, 2002. – 482 с.
10. Колбасина, О. И. Особенности жизненных стратегий у мужчин и женщин / О. И. Колбасина // Образование и наука в современных реалиях : сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 24 мая 2019 г. / Чуваш. гос. ун-т ; гл. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары, 2019. – С. 136–137.
11. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с.
12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 747 с.
13. Литвякова, Е. В. Современные подходы к понятию «профессиональная карьера» / Е. В. Литвякова // Практический дискурс высшей школы : сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф., Брянск, 1 дек. 2016 г. / Брян. гос. ун-т. – Брянск, 2016. – С. 121–123.
14. Маклаков, А. Н. Общая психология / А. Н. Макслаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.
15. Методика «Большая пятерка личностных качеств» (А.Г. Грецов) // Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А. Г. Грецов, А. А. Азбель. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2006. – С. 147-149.
16. Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна // Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПб., 2002. – С. 224-226.
17. Небылицин, В. Д. Проблемы психологии индивидуальности / В. Д. Небылицин. – Воронеж : НПО МОДЭК, 2000. – 688 с.
18. Немов, Р. С. Психология / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2000. – 668 с.
19. Пахомова, Е.В. Понятие «карьера»: анализ определений / Е.В. Пахомова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 111-115.
20. Полянская, Е. Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи / Е. Н. Полянская // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 1–15.
21. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. – СПб. : Речь, 2000. – 298 с.
22. Русалов, В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. – М. : Институт психологии РАН, 2012. – 528 с.
23. Рыдченко, Ю. А. Проявление индивидуально-личностных особенностей / Ю. А. Рыдченко // Нацразвитие: сборник статей. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 81-83.
24. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 с.
25. Терешонок, Т. В. Основные направления исследования способности в психологии // Вестник КГАУ. – 2009. – № 2. – С. 62-66.
26. Толочек, В. А. Профессиональная карьера: исследования, результаты, возможные перспективы / В. А. Толочек // Изв. Сарат. ун-та. – 2019. – Т. 8, № 1. – С. 19–29.
27. Харланова, Т. Н. Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. психол. наук / Т. Н. Харланова. – М., 2015. – 26 с.
28. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2003. – 860 с.
29. Цымбалюк, А. Э. Характеристика основных проблем психологии карьерного развития / А. Э. Цымбалюк // Ярослав. пед. вестн. – 2016. – № 6. – С. 233–238.
30. Яковлев, Ю. В. Педагогические аспекты саморазвития личности студентов / Ю. В. Яковлев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 12. – С. 320-323.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты