Взаимосвязь склонности к рискованному поведению и самоотношения подростков
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь склонности к рискованному поведению и самоотношения подростков»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь склонности к рискованному поведению и самоотношения подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ И САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Феномен «рискованное поведение». Понятие «склонность к риску» и факторы ее формирования
1.2 Понятие «самоотношения» как компонента самосознания. Факторы и механизмы его формирования
1.3 Особенности формирования склонности к рискованному поведению и самоотношения в подростковом возрасте
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ И САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития личности в подростковом возрасте, безусловно, восходит к проблеме, которая чаще всего обсуждается в психологической литературе и периодической печати. На страницах изданий подростковый воз¬раст обычно оценивается как трудный и противоречивый, поэтому родителям и учителям даются советы, как общаться с подростками и как выстраивать отношения с их непосредственным окружением. Однако крайне редко авторы обращаются непосредственно к подросткам, чтобы привлечь их внимание к значимости подростко¬вого возраста и важности времени для превращения «вчерашнего ребенка» в «завтрашнего взрослого».
Прежде всего, это проблема необоснованной однозначности и односторонности в определении специфики подросткового возраста.
Говоря о подростках, исследователи обычно сосредотачиваются на негативных аспектах развития личности – конфликтах и проблемах агрессии, субъективно переживаемых чувствах одиночества и неполноценности, в то время как положительные компоненты, потенциал подро¬сткового возраста, как периода интенсивного самопознания и самоутверждения личности, остается незамеченным.
Не менее важна проблема обесценивания самоотношения и самооценки подростков. Эта проблема реализуется привязанностью личности к современному социальному тренду – стремлению к успеху и самореализации, что делает оценку и отношение окружающих людей чрезвычайно важными для подростков, оставляя собственные идеи без должного внимания. Однако индивидуализация, которая подчеркивает уникальность и оригинальность человека и поддерживает определенный диапазон подростковых ценностей и предпочтений, невозможна без соответствующего самоотношения. Это показывает важность данной психологической категории и ее решающую роль в развитии подростков.
Изучение рискованного поведения подростков в контексте их самоотношения основано на способности определять взаимосвязь между степенью самовыражения человека и его рискованными действиями и характеристиками действий.
Цель: вывить особенности взаимосвязи склонности к рискованному поведению и самоотношения у подростков.
Объект – рискованное поведение.
Предмет – взаимосвязь склонности к рискованному поведению и самоотношения у лиц подросткового возраста.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ И САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Феномен «рискованное поведение». Понятие «склонность к риску» и факторы ее формирования
В последние десятилетия проблема риска и рискованного поведения все больше привлекает внимание профессионалов в различных областях и становится объектом научных исследований. Содержательно понимания риска в обыденном сознании и научном дискурсе во многом перекликаются. Толковый словарь В. Даля дает следующее определение риска: «Риск – смелость, отвага, решительность, случайное действие. Рисковое дело – это неправильное, сомнительное, опасное. Рисковать значит сделать что-то без правильного расчета, подвергнуться определенным опасностям» [1, 564].
Немецкий социолог О. Ренн в своей работе подчеркивает важность риска в жизни человека для развития его личности и изменения общечеловеческих ценностей в целом [2]. О. Ренн и его коллеги выделяют четыре семантических образа риска, каждый из которых включает образные наименования из греческой мифологии:
1) Риск как неминуемая опасность («Дамоклов меч»), случайная угроза, вызывающая непредвиденные действия. К таким ситуациям относятся техногенные катастрофы.
2) Риск как невидимая угроза здоровью и благополучию («Ящик Пандоры»). О таких рисках с большей вероятностью узнают от других людей, чем на собственном опыте. По словам Ренна, типичными примерами этих рисков являются пищевые добавки, радиация и т.д.
3) Риск как соотношение затрат и выгод («Весы Афины»). Этот образ чаще всего используется для фиксации денежных прибылей и убытков. Примерами являются страхование, азартные игры или ставки, которые требуют сложных расчетов вероятности.
4) Риск как желание людей ощущать риск, склонность к острым ощущениям («Образ Геракла»). В эту категорию входят любые виды досуга, требующие навыков работы в опасных ситуациях. Конечно, такие риски всегда являются добровольными и предполагают личный контроль степени риска [2].
Понятие риска настолько распространено в разных сферах жизни человека, что трудно выделить те, где риска нет.
Диапазон рисков огромен: от стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, ураганы и т.д.) и риска техногенных катастроф до возникновения опасных эпидемий инфекций, включая вирусы гриппа, ВИЧ, туберкулез и т.д. О риске говорят применительно к действиям как отдельного человека, так и групп людей, сообществ, компаний, организаций или даже государства [3].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ И САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь склонности к рискованному поведению и самоотношения подростков.
Объект – рискованное поведение.
Предмет – взаимосвязь склонности к рискованному поведению и самоотношения у лиц подросткового возраста.
Основными методами, которые использовались в рамках данного исследования были следующие:
– анализ литературных источников;
– анкетирование;
– статистические методы;
– количественный и качественный анализ результатов исследования.
В рамках исследования использовались следующие методики исследования:
1. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева.
Она предназначена для выявления самоотношения – эмоционально-ценностного компонента самосознания. Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я».
Шкалы методики (характеристики самоотношения): открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение. Опросник включает 110 утверждений по 9 шкалам, которые необходимо оценить согласием «+» или несогласием «–» с ними. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
2. «Самооценка склонности к экстремальному поведению» (М. Цуккерман). Она предназначена для выявления разного рода поведенческих ориентации, связанных с потребностями в риске, новизне, экстремальности. Шкалы методики: Шкала ПООР – поиск острых ощущений; шкала НО – непереносимость однообразия; шкала ПНВ – поиск новых впечатлений; шкала НСТ – неадаптивное стремление к трудностям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Амбивалентное отношение к рискам и рискованному поведению в жизни человека проявляется в повседневных представлениях: с одной стороны, сознание людей озабочено различными рискованными ситуациями и возможными негативными последствиями рискованного поведения, с другой стороны подчеркивает возможные положительные последствия, развитие и новые взгляды на принятие риска. Вопреки распространенному мнению, в области научной психологии, особенно психологии здоровья, согласно медицинскому подходу, восприятие риска почти полностью смещается к полюсу, на котором явление воспринимается как негативное явление, а рискованное поведение – как своего рода «аномалия», от которой нужно любой ценой избавляться.
Под самоотношением мы понимаем сложное структурное личностное образование, включающее эмоциональное, оценочное и ценностное отношение к себе, сформированное на основе самооценок в процессе взаимодействия с другими людьми и рефлексии, осуществляющее саморегуляцию, самовыражение и самореализацию.
Большинством авторов отмечается, что подростковый возраст является критическим для формирования самоотношения. Это связано с неуверенностью и противоречивостью развития детей в этом возрасте. Особенности развития личности в это время во многом определяет последующий жизненный путь. В период полового созревания наиболее заметны все особенности духовной сферы ребенка, проявляются результаты воздействия социальной среды.
На формирование рискованного поведения у подростков влияют различные социокультурные и личностные факторы, среди которых можно выделить следующие группы: характер поведения подростка в ситуациях, которые имеют опасные последствия для его здоровья и благополучия; личностные и психологические факторы; семейные факторы; социокультурные факторы и пол.
Цель исследования: выявить взаимосвязь склонности к рискованному поведению и самоотношения подростков.
С целью определения особенностей самоотношения и эмоциональной сферы женщин, переживающих кризис отношений в паре, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики самоотношения С.Р. Пантелеева. В ходе исследования нами были получены следующие результаты исследования: подростки отличаются закрытостью, внутренней конфликтностью, низкой самоуверенностью, низким зеркальным Я, недостаточным самопринятием.
Для выявления разного рода поведенческих ориентации, связанных с потребностями в риске, новизне, экстремальности нами была использована методика «Самооценка склонности к экстремальному поведению» (М. Цукерман). Анализ данных показал высокую предрасположенность подростков к рискованному поведению с доминированием стремления к поиску новых впечатлений.
1. Даль В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия / В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2001. – 736 с.
2. Шаболтас А.В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2014. – №3. – с. 37-42.
3. Солнцева Г. Н. О психологическом содержании понятия «риск» / Г. Н. Солнцева // Вестник МГУ, 1999. – № 2. – С. 14-22.
4. Быков А. А. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природы / А. А. Быков, Н. В. Мурзин. – СПб.: Наука, 1997. – 247 c.
5. Корнилова Т. В. Диагностика личностных факторов принятия решений / Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 99-109.
6. Корнилова Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т. В. Корнилова. – М.: Ин-т психологии РАН, 1997. – 67 с.
7. Котик М. А. Психология и безопасность / М. А. Котик. – Талинн: Валгус, 1989. – 447 с.
8. Петровский В. А. Неадаптивный риск: феноменология и опыт интерпретации / В. А. Петровский // Управление риском. – 1997. – № 3. – С. 29-34.
9. Петровский В. А. Активность субъекта в условиях риска / В. А. Петровский. – М., 1977. – 23 с.
10. Андронова, О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О.Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун–та. – 2007. – № 305. – С. 149–151.
11. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. – Тбилиси: Мецниереба, 2009. – 382 с.
12. Белугина, Е.В. Внешний облик как культурно–исторический феномен / Е.В. Белугина // Российский психологический журнал. – 2008. – № 3 – С. 58–65.
13. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета, 2003. – 284 с.
14. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Знание, 2004. – 356 с.
15. Хватова, М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М.В. Хватова // Гаудеамус. – 2015. – № 1(25). – С. 9–17.
16. Кочеткова, Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Т.Н. Кочеткова. – Хабаровск, 2007. – 18 с.
17. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. – М., 1989.
18. Солнцева Г. Н. О психологическом содержании понятия «риск» / Г. Н. Солнцева // Вестник МГУ, 1999. – № 2. – С. 14-22.
19. Леонтьев, Д.А. Смысл и побудительная сила мотива / Д.А. Леонтьев // Мотива-ционная регуляция деятельности и поведения личности / отв. ред. Л.И.Анцыферова. – М., 1988. – С. 47 – 51.
20. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев. – М.: МГУ, 1991. – 110 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты